Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.06.2016

Конкурс «Мой карьерный план» как способ решения проблем карьерного роста студенческой молодежи

Хасанова Карина Маратовна
Реклама и связи с общественностью Башкирский государственный университет г. Уфа, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым людям. На основе выявленных проблем, в сфере профессиональной ориентации студентов и построения карьеры, было предложено, что проведение конкурса по построению карьеры среди студентов вузов может помочь преодолеть часть этих проблем.
Ключевые слова: карьера, студент, молодежь, карьерный план, профессия
Электронная версия
Скачать (563.2 Kb)

Карьера, карьерный рост, успешность профессиональной деятельности – вопросы, которые волнуют многих людей. В современных условиях жесточайшей конкуренции на рынке труда одной из уязвимых категорий становится молодежь [2]. Молодые люди сталкиваются с множеством проблем, прежде всего, это трудности при устройстве на работу выпускников ВУЗов, молодых специалистов, не имеющих стажа, опыта работы и поэтому менее привлекательных для работодателя по сравнению с уже работающими специалистами. Помимо объективных причин такого положения дел, подобная «непривлекательность» связана со многими субъективными профессионально-психологическими факторами. Основными среди них являются: неразвитость практических профессиональных навыков у молодых специалистов в связи с преобладанием теоретического характера знаний над практическими умениями, недостаток жизненного опыта и личностной зрелости, не позволяющий быть более независимым в развитии своей карьеры, построении собственного бизнеса. Наконец, это высокая степень эмоционально-психологического стресса, переживаемого молодыми людьми в условиях социально-экономической нестабильности, что напрямую негативно влияет на психофизическое здоровье, способность к социальной адаптации, качество личной жизни.

На проблему влияют субъективные и объективные факторы, таким образом, мы полагаем, что необходим инструмент предоставляющий возможность студенту проверить свои способности и построить свой карьерный путь. Студенту необходимо пройти психологический тест, где определяется вид его деятельности (профессии). Климов Е.А. выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. [2]

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Для того чтобы выпускник был востребованным на рынке труда (при наличии у него необходимых профессиональных знаний, умений и навыков), он должен знать рынок труда, его правила и законы, владеть информацией о ситуации на рынке труда в данный момент, уметь определять свой целевой рынок труда, знать свои ключевые преимущества, а также должен уметь позиционировать себя на рынке труда. Кроме образовательной подготовки будущих специалистов к выходу на рынок труда, поиску работы, трудоустройству, адаптации и планированию карьеры, необходима информационная поддержка и сопровождение, консалтинг в области трудоустройства и карьеры, психологическое сопровождение и профессиональная консультация.[1]

Трудоустройство после окончания ВУЗа, поиск работы, планирование своей профессиональной карьеры — вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым людям, получившим диплом о высшем образовании. Получив профессию, они не всегда могут реализовать свой потенциал в той или иной сфере, так как не знают правил подготовки резюме, самопрезентации, не умеют самостоятельно искать работу и проводить переговоры, планировать свой профессиональный путь.

На основе выявленных проблем, в сфере профессиональной ориентации студентов и построения карьеры, мы сделали предположение, что проведение конкурса по построению карьеры среди студентов вузов может помочь преодолеть часть этих проблем.

Одной из ведущих жизненных стратегий современных студентов является ориентация на успех. Молодые люди для его достижения наиболее важным считают «наличие специальности, профессии» и придают значение «личным качествам», как основному «стартовому капиталу». Среди инструментов развития такого «капитала» особо выделяются навыки планирования собственного профессионального развития.

Одним из самых эффективных средств процесса продвижения настоящих и будущих профессионалов на рынке труда является план карьеры, который позволяет сопоставить потенциальные возможности, способности и цели человека с требованиями организации и стратегией ее развития. Карьерный план позволяет составить программу профессионального и должностного роста, направленную на перспективу делового взаимодействия с работодателями.[6]

Молодежных конкурс «Мой карьерный план» способствует реализации потенциала студентов в планировании профессионального будущего, демонстрации достигнутых ими результатов в своей сфере.

Успешная карьера – результат не только счастливого стечения обстоятельств, но и в первую очередь кропотливого труда, рационального планирования времени и усилий.[3]

Весомой частью успешного карьерного плана является непрерывное профессиональное самосовершенствование и обучение, посещение мастер-классов и семинаров. Участники конкурса смогут составить план карьерного развития для себя. Ответить для себя на вопросы, такие как: «Что, по вашему мнению, поможет вам добиться успеха в профессии?», «Может, это освоение новых компетенций или профессиональное обучение?» и «Почему вы считаете именно эти меры эффективными?»

Цель конкурса – мотивация студентов выпускных курсов на профессиональные достижения, построение карьерной стратегии с учетом своих возможностей и реальной ситуации на региональном рынке труда; направление познавательного интереса молодого поколения на составляющие профессионального успеха и карьерного роста; помощь молодежи в формировании мотиваций к личностному планированию и самореализации.

Задачи конкурса:

1. Активизация позиции молодежи на рынке труда.

2. Оказание помощи обучающимся в формировании профессиональных планов, выборе образовательной траектории, карьерной стратегии.

3. Привлечение учащихся к активной поисковой, исследовательской, творческой деятельности в области профессионального самоопределения.

Конкурс проводится в три этапа. Для проведения первого этапа участнику конкурса необходимо пройти психологический тест и выслать результаты в оргкомитет. Второй этап – это написание эссе на тему «Мой карьерный план». Затем, в третьем этапе, участник получает задание от профессионалов.

Участие в конкурсе дает конкурсанту возможность заявить о своих профессиональных возможностях, получить консультационную помощь от профессионалов данной категории, а также их помощь в подготовке индивидуального резюме.

Таким образом, молодежных конкурс «Мой карьерный план» способствует реализации потенциала студентов в планировании профессионального будущего, демонстрации достигнутых ими результатов в своей сфере.

Список литературы:

1. Богатырева О.О. Психологические предпосылки карьерного роста. - М.: Дашков и Ко, - 2012. - С. 203 с.

2. Джанерьян С.Т. Карьера линости и ее профессия. Социальная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2013. – 325 с.

3. Зайцев Г.Г. Управление деловой карьерой: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2014. - 256 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Едиториал, 2012. – 274 с.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Дашков и Ко, 2014. – 205 с.

6. Чернышев Я.Л. Понятие «профессиональная карьера»: потребностно-мотивационная характеристика. - М.: Академия, - 2012. – 286 с.