Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
10.08.2016

Исследование конкурентных преимуществ предприятий, осуществляющих свою деятельность на рынке товаров и услуг в сфере коррекции зрения

Каняшкина Наталья Константиновна
Магистрант кафедры коммерции, сервиса и туризма Института коммерции, маркетинга и сервиса Самарского Государственного Экономического Университета, г. Самара, Российская Федерация
Кистенева Наталья Сергеевна
к.э.н., доцент кафедры коммерции, сервиса и туризма Института коммерции, маркетинга и сервиса Самарского Государственного Экономического Университета, г. Самара, Российская Федерация
Аннотация: В статье проведен анализ конкурентных преимуществ предприятий, осуществляющих свою деятельность на рынке товаров и услуг в сфере коррекции зрения и факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, тенденции рынка товаров и услуг сферы коррекции зрения
Электронная версия
Скачать (600.2 Kb)

Предприятие, работающее в рыночных условиях, всегда рассматривается во взаимосвязи с другими субъектами данного рынка. Если на рассматриваемом рынке присутствуют другие хозяйствующие субъекты, занимающиеся аналогичной деятельностью, возникает конкуренция, в ходе которой побеждает то предприятие, которое обладает особыми свойствами, дающими ему превосходство над конкурентами. Эти свойства, обладающие эксклюзивной ценностью, попадают под понятие конкурентного преимущества.

Таким образом, конкурентное преимущество – это экономическая категория, означающая наличие у хозяйствующего субъекта уникальных характеристик, выгодно отличающих его данных субъект от других аналогичных субъектов на рынке.

Конкурентные преимущества являются основой для конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику приспособления данного предприятия к условиям рыночной конкуренции и выражает степень отличия данного предприятия от других предприятий-конкурентов по степени удовлетворения своими товарами (работами, услугами) потребности покупателей.

Следует отметить, что конкурентное преимущество нельзя отождествлять с потенциальными возможностями предприятия, так как в отличие от возможностей конкурентное преимущество – это факт, который фиксируется в результате реальных предпочтений покупателей товаров (работ, услуг). В этой связи конкурентные преимущества являются главной целью и результатом хозяйственной деятельности.

Базой для формирования конкурентных преимуществ предприятия являются цели и задачи деятельности данного предприятия в условиях внешней среды. При этом предприятие может осуществить структурные и функциональные изменения для улучшения условий своей деятельности в соответствии со сложившейся внешней средой. Совокупность этих изменений и управление ими называют создание конкурентных преимуществ предприятия.

Факторы, влияющие на формирование конкурентных преимуществ организации, разделяются на внешние и внутренние.

К внешним факторам, на которые предприятие не в силах повлиять относятся:

  • уровень конкурентоспособности отрасли (региона, страны);
  • наличие (отсутствие) государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
  • правовое регулирование экономики;
  • открытость рынков;
  • степень профессионализма управления экономикой отрасли (региона, страны);
  • наличие (отсутствие) национальной системы стандартизации и сертификации;
  • наличие (отсутствие) специальной правоспособности субъектов (лицензирования отдельных видов деятельности) на соответствующем рынке;
  • наличие (отсутствие) государственной поддержки научной и инновационной деятельности отрасли;
  • качество информационного обеспечения управления отраслью (регионом, страной);
  • уровень интеграции страны в мировом сообществе;
  • система налогообложения;
  • степень доступности кредитования;
  • климатические условия и географическое положение;
  • степень доступности сырья и природных ресурсов;
  • наличие (отсутствие) государственной поддержки и системы подготовки кадров отрасли;
  • социально-культурный уровень развития потенциальных покупателей.

Система внутренних факторов, возникновение которых напрямую связано с политикой руководства предприятия, представлена в таблице 1.

Таблица 1. Система внутренних факторов влияющих на формирование конкурентных преимуществ организации

Наименование группы факторов

Перечень факторов

Структурные

структура организации;

миссия организации;

наличие (отсутствие) производства;

персонал

Ресурсные

поставщики;

доступ к сырью и материалам необходимого качества и цены;

доступ к кредитам

Технические

наличие (отсутствие) оборудования и его качество;

наличие (отсутствие) патентов;

наличие (отсутствие) лицензий;

качество товаров (работ и услуг)

Управленческие

наличие (отсутствие) система управления предприятием;

наличие (отсутствие) система оценки качества управления;

наличие (отсутствие) сертификации продукции;

кадровая политика предприятия

Рыночные

доступ к рынку;

доля на рынке;

эксклюзивность товара;

эксклюзивность каналов распределения;

рекламная политика предприятия;

система сбыта и послепродажного сервиса;

ценовая политика организации

Эффективность деятельности

показатели доходности предприятия;

показатели эффективности использования капитала;

показатели финансовой устойчивости предприятия

Конкурентные преимущества организации, в свою очередь могут относиться к товару, к функциональной деятельности, к предприятию, отрасли экономики страны и обществу в целом.

Также конкурентные преимущества могут различаться:

  • по времени действия (краткосрочные и долгосрочные);
  • по возможности имитации (имитируемые и уникальные).

Исследование конкурентных преимуществ предприятия позволяет:

  • разработать меры для повышения конкурентноспособности;
  • привлечь инвестиции в перспективное предприятие, производство, отрасль;
  • разработать и реализовать программы по поиску новых рынков сбыта.

В настоящее время одним из динамично развивающихся секторов российской медицины является рынок очковой оптики. Ключевой тенденцией на данном рынке является вытеснение товарами более качества товаров более низкого качества. В таких условиях специализированные салоны оптики посредством развития своих розничных сетей постепенно вытесняют с рынка мелких продавцов, осуществляющих свою торговую деятельность через прилавок или в киосках, расположенных в подземных переходах, метро и на рынках.

Рост благосостояния отдельных социальных слоев россиян и правильная информационная политика крупных игроков рынка очковой оптики сформировала «здоровую» потребительскую культуру у отдельных групп потребителей.

Покупатели средств коррекции зрения стремятся приобрести качественные корригирующие очки, изготовленные по индивидуальным параметрам.

Вместе с тем на розничном рынке имеется значительное количество продавцов очковой оптики. Каждый продавец стремится развить свою розничную сеть. В настоящее время продавцы товаров для коррекции зрения работают в условиях жесткой конкуренции.

На цивилизованном рынке специализированные салоны оптики, как правило, осуществляют три направления деятельности:

  • медицинскую деятельность (оказывают услуги по побору средства коррекции зрения и определению его параметров, включая выписку врачебного рецепта);
  • подбор контактных линз по заданным параметрам и (или) подбор комплектующих материалов для изготовления очков (оправы и линз);
  • изготовление очков.

Как правило, каждое предприятие оптики имеет достаточно большой товарный ассортимент, представленный в разных ценовых сегментах, достаточно развитую розничную сеть и удобный режим работы розничных магазинов, а также большинство предприятий осуществляют продажи отдельных товаров через интернет.

Учитывая ключевую тенденцию рынка товаров для коррекции зрения, конкурентными преимуществами салона оптики могут стать:

  • наличие у предприятия высокотехнологичного производственного и диагностического оборудования, позволяющего соответственно изготавливать корригирующие очки любой сложности и осуществлять необходимую коррекцию зрения;
  • наличие у предприятия грамотного персонала осуществляющего подбор средств коррекции зрения по индивидуальным параметрам клиента;
  • наличие в салоне оптики высококачественных товаров, ассортимент которых учитывает модные тенденции и технологические новинки.

Кроме того, рекламная и информационная политика компании должна быть гибкой и всегда учитывать тенденции рынка и требования покупателей.

Список литературы:

1. Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2. Современные тенденции развития рынка услуг/под ред. Д.В.Черновой. – Самара, 2012 – 332 с.

3. Войткевич Н.И. Современные методы продаж на рынке услуг/Н.И. Войткевич// Коммерция и логистика/под ред. В.В.Щербакова, А.В.Парфенова, Е.А.Смирновой. – СПб, 2011 – 55-59 с.

4. Поддубный А. «Обман зрения» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2006/08/spb_salony_optiki_69836/ (дата обращения 31.05.2016).