Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
24.08.2016

Коррупция и борьба за ренту в России и за рубежом

Руденко Яна Игорьевна
Студентка экономического факультета по специальности «Экономическая безопасность» Кубанский Государственный Университет Краснодар, Россия
Аннотация: В статье  рассматриваются два явления – получение ренты, то есть незаработанного дохода, и коррупция. Исследуется причинно-следственные связи этих явлений, и выявляются негативные результаты их воздействия на государство. Также приводятся методы борьбы с рентоориентированным поведением.
Ключевые слова: коррупция, нелегальное поведение, распределение доходов, природная рента, административная рента
Электронная версия
Скачать (671.2 Kb)

Коррупция как рентоориентированное поведение – это отрицательное явление в обществе, затрагивающее все сферы жизни и оказывающее губительное воздействие [3]. Рента как доход, не требующий от получателя производственной деятельности, является стимулом для возникновения коррупции, способствует развитию несправедливой конкуренции и затормаживает экономическое развитие государства. Кроме того при определенных условиях между влиятельными рентоориентированными группами может возникать борьба за ренту, что ведет к большим потерям благосостояния общества. Коррупция превращает справедливое государство, целью которого является защита интересов граждан, в корпоративную структуру, обслуживающую частные интересы и обеспечивающую их защиту от интересов общества. Сущность коррупции состоит в предательстве чиновниками государства, граждан.

Актуальность темы заключается в том, что возможность получения незаработанных доходов определяет соответствующие интересы и мотивы деятельности субъектов экономической системы (рентные интересы), которые являются основой для возникновения рентоориентированного поведения и непродуктивной деятельности этих субъектов. В современных условиях извлечение ренты является крайне привлекательным видом деятельности во многих странах, поскольку является обычно более выгодным, чем производственная деятельность в конкурентной среде. Закрепившиеся институты власти сами получают рентный доход и позволяют другим субъектам получать огромные индивидуальные доходы, не связанные с производственной деятельностью.

В Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» дается конкретное определение коррупции: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».

ООН характеризует коррупцию как злоупотребление государственной властью для получения собственных выгод. Это понятие включает:

1. Кражу, хищение, а также присвоение госсобственности различными должностными лицами;

2. Злоупотребление имеющимся служебным положением, в том числе, в неофициальных ситуациях в целях получения личных выгод;

3. Конфликт интересов: общественный долг – личная корысть.

Коррупция − это результат рентоориентированного поведения, которое в экономике проявляется деятельностью, нацеленной на получение выгод путём манипулирования законодательными или экономическими условиями [3].

Основанием для возникновения и существования коррупции в обществе следует считать тот факт, что само государство и элита власти не занимаются производственной деятельностью, а только аккумулируют доход и осуществляют его перераспределение. Там, где вероятно распределение доходов (бюджета, например) — там возникает большая заинтересованность лиц владеть их частью [1]. При извлечении ренты посредством использования каких либо средств государственного регулирования различных сфер экономической жизни (предоставлением субвенций и налоговых льгот предприятиям или отраслям, наличием контроля над ценами, введением экспортно-импортных ограничений, политикой множественных валютных курсов и т.д.) появляется коррупция. При добыче полезных ископаемых, например нефти, чья себестоимость гораздо ниже рыночных цен, а предложение ограничено природными факторами, также возникает рента. Поскольку правом выдачи разрешений на разработку месторождений, эксплуатация которых приносит очень высокие прибыли, обладают чиновники, то их пытаются подкупать. Со своей стороны чиновники, получающие недостаточно, по их мнению, высокую зарплату часто ориентированы на получение взяток.

Таким образом, коррупцию можно рассматривать и как форму нелегального поведения, ориентированного на доход (ренту).

Существует такие направления поиска ренты, как рэкет и «откат». Объемы «отката» находятся в зависимости от вида продукции и оптовой цены на нее. Следовательно «откат» это поиск ренты. При «откате» появляются трансакционные издержки поиска информации, возможность контрагента действовать обманным путем и ведение переговоров, что являются потерями общества. Рэкет – это преступное вымогательство чужих доходов. Следует отметить, что смысл этих направлений – нелегальное приобретение благ.

Властная элита имеет возможность получить доход в виде природной и административной ренты.

Природная рента – это рента за использование природных ископаемых или других природных ресурсов (наподобие воды). Она может заключаться и в особенностях географического положения или метеорологических условий. Источником ренты может быть и территория (земля) как таковая. Её могут извлекать и из контроля над торговыми путями за счет географического местоположения. Природная рента в России рассчитывается как разница между прибылью от продажи ресурса и издержками его производства. Основным условием извлечения ресурсной ренты является контроль доступа к ресурсам, в частности, на основе четко специфицированных и защищенных прав собственности.

Природная рента способствует не только развитию государства и улучшению социального благосостояния его граждан, но и является важным аспектом выражения доверия людей к власти. Доверие проявляется в том, что население, беспокоясь о благополучии государства, предоставляет власти право распоряжаться частью природной ренты, являющейся одной из составляющих национального бюджета.

Но как раз природная рента и находится под пристальным вниманием власти, чиновников, бизнеса. Непосредственно рента бразует одну из главных коррумпированных сетей, появившихся в государстве.

Наличие и открытие в государстве природных ресурсов зачастую приводит к тому, что между конкурирующими группами начинается борьба за получение ренты (прибыли) от природных ресурсов, что является результатом неэффективного использования и истощения потенциального богатства нации. При этом сильно увеличивается давление коррупции, особенно в государствах со слабой политической структурой и малоразвитым гражданским обществом.

В нефтедобывающих странах нефтяная отрасль, конечно, считается более привлекательной, стратегически и инвестиционно, по сравнению с остальными. В этих странах распределения и перераспределения финансовых, материальных, трудовых , инвестиционных и других ресурсов осуществляется государством. И оно заинтересовано в скорейшем развитии именно этого сектора экономики, поскольку нефть относится к тем товарам, чья цена на международных рынках намного выше издержек по ее добыче либо производству, и значит страна имеет нефтяные поступления называемые «случайными», В экономической теории прибыль от продажи сырьевых товаров (в данном случае - нефти) считаются незаработанным богатством, поэтому нефтяные доходы можно назвать рентой. В соответствии с этим, поведение экономических агентов, направленное на получение ренты, проявляется в участии в так называемых коррупционных сделках или в коррупции. Наиболее активно участвуют в коррупционных сделках государственные чиновники, ищущие политической ренты, определяющей их желание получить экономическую ренту в результате политических процессов.

Часто в СМИ появляется информация об очередном скандале на самом верху государственной власти какой либо страны. Сведения о нелегальном присвоение нефтяных доходов, незаконной их растрате рано или поздно становятся известными не только внутри страны, но и за ее пределами.

2015 год для американского континента характеризуется раскрытием больших коррупционных сетей и массовой мобилизацией граждан против коррупции. В Бразилии разгорелся коррупционный скандал, имеющий отношение к крупнейшей нефтяной компании Латинской Америки Petrobras. Политики, как из правящей партии, так и из оппозиции, были пойманы на получении откатов от нефтяного концерна за согласования общественных работ и контрактов. Общая сумма средств, прошедших через коррупционные схемы с участием Petrobras, оценивается в 2 миллиарда долларов. Этот скандал вызвал политический кризис, на улицы вышли миллионы протестующих[1].

Экономика России также носит сырьевой характер, так как страна продолжает сохранять большую долю сырой нефти в своем экспорте (более 35 %), что и является главным фактором создания благоприятной среды для увеличения коррупции в результате «проклятия» ресурсов.

«Проклятие ресурсов» – ситуация, когда страны, владеющие богатыми природными ресурсами, не способны использовать это богатство для развития своей экономики и имеют более низкий экономический рост, нежели страны, располагающие меньшими природными ресурсами. И как результат - падение уровня жизни и ВВП, непропорциональный рост добывающей отрасли, а крупные рантье конвертируют экономическую власть в политическую.

Последствие обилия природных ресурсов и сырьевой ренты - борьба за ренту, которая порождает коррупцию в предпринимательстве и государстве, что значительно искажает размещение ресурсов в экономике.

Административная рента – рента за использование политического положения, рычагов власти, имеющихся у конкретного лица в госаппарате. Под этим термином понимают взятки, откаты и другие формы вымогания денежных средств у предпринимателей со стороны чиновников всех уровней. Главной причиной существования и развития "административной ренты" в России можно назвать неэффективное применение антикоррупционных мер. Экономическое значение этого явления имеет весьма отрицательный характер и проявляется в увеличении расходов потребителей, так как предприниматели прибавляют уплаченные взятки и поборы к издержкам своего производства и, назначая цены на продукцию, включают эти издержки в её себестоимость.

Источник административной ренты: разного рода препоны и ограничения, налагаемые на сделки. Сюда относятся, например, «все виды дохода от ограничений на торговлю». Также к ней можно отнести незаконные имущественные и денежные сборы, требования оказания услуг имущественного характера с предприятий и предпринимателей на безвозмездной основе, по поручению должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

Фактически явление коррупции – это следствие поведения лиц в госаппарате, нацеленного на получение административной ренты.

Существует ряд оценочных показателей, позволяющих ориентировочно судить о масштабах коррупции в той или иной стране.

Одним из самых известных сегодня является ежегодный индекс восприятия коррупции, публикуемый международной неправительственной организацией «Transparency International». Он позволяет измерить степень распространения коррупции среди государственных служащих и политиков. Индекс составляется на основе экспертных оценок — в форме опросов экспертов и бизнесменов по таким направлениям, как частота дачи взяток, их объем и т.д. Оценка 100 представляет собой идеал прозрачности и честности государственного аппарата и наоборот чем она ниже, тем хуже обстоят дела.

В рейтинге стран по индексу восприятия коррупции 2015 Россия занимает 119 место среди стран мира, находясь в критической зоне с показателем восприятия коррупции 29 [3]. Первое место занимает Дания с показателем 91, а последнее – Сомали с показателем 8.

Другим показателем, характеризующим коррупцию в экономиках государств мира, является показатель степени экономической свободы. Согласно расчетам Американского исследовательского центра «Фонд наследия», Россия в рейтинге экономической свободы стран мира занимает 153, индекс экономической свободы за 2016 год составил 50,6 пункта из 100 [3]. Это характеризует российскую экономику как «преимущественно несвободную». Большинству других постсоветских государств присвоена еще более низкая оценка — по мнению аналитиков, экономическая свобода там находится в подавленном состоянии. Так, Белоруссия занимает 157-е место, , Украина — 162-е, Узбекистан — 166-е. Самым свободным в экономическом плане является Гонконг (88.6 %). Последнее, 178-е место занимает КНДР — индекс экономической свободы для нее составляет всего 2,3 процентных пункта.

Можно сказать, что все во всем мире заинтересованы в том, чтобы извлекать ренту. Это главная цель содержания и управления государством с недостойным правлением. Под эту цель заточен весь механизм, представленный в виде единой пирамиды власти. Все формальные правила, законы, постановления, свидетельства о собственности — не более чем продукт побочного распределения ресурсов в рамках вертикали власти. Они действуют только тогда, когда не препятствуют извлечению выгоды.

Но вертикаль власти не едина и содержит много ответвлений. Соответственно, аппарат управления распределен между разными группами, конкурирующими за доступ к ренте.

МВФ подсчитал мировую коррупцию. В недавнем исследовании МВФ говорится, что за год мировая экономика теряет от коррупции до 2 триллионов долларов. Несмотря на то, что это всего около 2 процентов от мирового ВВП, тенденция настораживающая, поскольку потери ежегодно растут.

Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард отмечает, что коррупция имеет "широкое разлагающее воздействие на общество", а это в свою очередь "подрывает доверие к правительству и подрывает нравственные устои граждан".

По мнению аналитиков МВФ коррупция также замедляет экономический рост стран гораздо сильнее, чем мировая бедность, а зависимость государств от природных ресурсов часто способствует развитию этого негативного явления.

МВФ называет следующие пути решения этой проблемы: для искоренения коррупции стоит, во-первых, ужесточить антикоррупционные законы, а во-вторых, предоставить бизнесу больше возможностей для роста через ослабление законодательных норм. При этом как раз последняя мера, по мнению МВФ, может серьезно ограничить возможности для взяточничества.

По мнению профессора кафедры фондового рынка и инвестиций НИУ "Высшая школа экономики" Александра Абрамова зависимость стран от природных ресурсов действительно может способствовать развитию коррупции. Он объясняет это следующим образом: там, где есть ресурсы, основным законом существования и развития государства часто становится получение природной ренты.

"Это в результате снижает интересы конкуренции, так как экономика развивается, распределяя ренту, а не развивая рыночные отношения. В целом посыл Международного валютного фонда справедлив, хотя некоторые экономики стран Азии, например, могут не входить в этот перечень "зависимости". Приведу простой пример - там, где большой ренты нет, а коррупция на достаточно серьезном уровне есть - Индонезия, Малайзия, Китай", - перечисляет эксперт[4].

Чтобы бороться с рентоориентированным поведением многие страны применяют следующие методы:

- обязательная прозрачность госрасходов в соответствии с доходами конкретного региона. По принципу, каждый человек имеет право знать, куда потрачен каждый заработанный им рубль.

- упрощение, а конкретно, оптимизация функционирования госучреждений, путем устранения их дублирующих.

- передача законодательной и административной ответственности от центрального к региональныму руководству, чтобы приблизить власть к реальной жизни и насущным проблемам.

- ужесточение на законодательном уровне ответственности госчиновников за их решения, введение обязательной открытой отчетности о результатах проведенных реформ [2].

Список литературы:

1. Артемьев А. Взятки без границ: пять фактов о коррупции из доклада Transparencу [Электронный ресурс]// РБК [сайт]. URL: http://www.rbc.ru/politics/27/01/2016/56a8db869a794760e464811d (дата обращения: 12.06.2016).

2. Гилевская М.А. Передовые национальные антикоррупционные стратегии: уроки для России [Электронный ресурс]// Владивостокский центр исследования организованной преступности. URL: http://www.crime.vl.ru/index.php?p=1084&more=1&c= (дата обращения 28.05.2016).

3. Лизина О.М. Особенности коррупционных отношений в России [Электронный ресурс]// Контентус: Электронное периодическое издание «Контентус» — Эл № ФС77-44282. URL: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2012/12/Lizina.pdf (дата обращения 05.07.2016).

4. Фомченков Т. Два процента в минус [Электронный ресурс]// Российская газета [сайт]. URL: http://rg.ru/2016/05/12/mvf-podschital-mirovuiu-korrupciiu.html (дата обращения: 05.07.2016).