Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
25.08.2016

Проблемы обеспечения социальных прав граждан в Российской Федерации

Лутовинова Наталья Викторовна
старший преподаватель кафедры финансового, банковского и административного права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия
Овсянникова Александра Андреевна
аспирант кафедры теории и истории государства и права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия
Аннотация: проблемам изучения долговременной стратегии развития законодательства о социальном обеспечении в текущем законотворческом функционировании с учетом большинства жизненных ситуаций,  при которых может возникнуть право на социальную помощь, посвящено исследование в настоящей статье.
Ключевые слова: инструменты социального обеспечения, социальные риски, социальное страхование
Электронная версия
Скачать (601.5 Kb)

Важнейший демографический феномен на границе XX-XXI ст. - глобальный рост длительности жизни населения и, как результат, увеличение численности людей преклонного возраста в общей популяции жителей государств всего мира. Темпы увеличения пожилых людей существенно выше темпа увеличения всего населения. Вместе с тем, чем старше возрастная группа, тем выше рост ее численности. Значительное старение населения - важнейшая социальная проблема, оказывающая существенное воздействие на экономические, производственные и общественные взаимоотношения нынешнего мира. Одновременно с процессом старения населения, имеет место проблема роста числа инвалидов во всех возрастных группах населения, включая молодежь. Ещё одна проблема развития России - неудовлетворительный уровень жизни и значительное разделение доходов, что обуславливает резкое социальное расслоение и возможные социальные потрясения. В связи с этим задача демографической политики, а соответственно, и социального обеспечения, заключается в сокращении объемов бедности и неравенства.

В обстоятельствах рыночной экономики, государство обладает двумя способами влияния на уровень жизни граждан:

1) управление доходами;

2) система соцзащиты.

Предоставление высокой прибыли от занятости в виде зарплаты, при отсутствии у государства непосредственных рычагов влияния на хозяйствующие субъекты, трудновыполнимая задача государственных институтов. В подобных обстоятельствах у государства существует возможность использовать инструменты соцобеспечения. Социальное обеспечение - эффективный механизм борьбы с неравенством, т.к. представляет собой способ перераспределения внутреннего валового продукта через предоставление гражданам материальных благ с целью уравнивания их собственной прибыли в случае наступления социальных рисков для поддержки их полноценного социального положения [6,с.39]. Решение этой задачи, которое способствует снижению социального напряжения в обществе, причинами которой выступают чрезмерные различия в благосостоянии разных слоев граждан, должно определяться в качестве решения задачи политической.

Бедность, как указывалось, является одним из социальных рисков. Исходя из этого, институт государственного социального содействия получает все большее развитие в системе права соцобеспечения. По мнению Т.В. Деркачевой, государственное социальное содействие обладает всеми признаками самостоятельного организационно-правового вида социального обеспечения.

Во-первых, оно затрагивает особые субъекты - малоимущие семьи и малоимущих одиноких граждан.

Второе, источники финансирования - бюджеты разных уровней.

Третье, в пределах государственного социального содействия предоставляют особые виды социальных выплат и услуг.

Четвертое, государственную социальную помощь назначают по решению органа соцзащиты населения по месту жительства или месту нахождения малоимущего субъекта [5, с. 156-157].

В контексте демографического развития России, роль института государственной социальной помощи заключается в обеспечении средствами к существованию малообеспеченным гражданам, что дает возможность им удовлетворять жизненно необходимые нужды, тем самым оказывая воздействие на длительность жизни. В связи с решением политической задачи устойчивости развития общества, вышеуказанным институтом права на соцобеспечение исполняется роль амортизатора отрицательных отношений в обществе, сводя на минимум значительный социальный разрыв, отличия в материальном положении граждан. Решение тех или других стоящих перед государством вопросов является невозможным без осуществления ясной и точно созданной политики, включая и политику правовую, как способ решения системных структурных проблем посредством правовых методов.

Правовая политика разделяется на ряд взаимозависимых составляющих: концептуальное (стратегическое) направление, правотворчество, правоприменение, правовое воспитание, нацеленных на достижение общих результатов [3, с.23-26]. И в области осуществления права на соцобеспечение имеются все вышеуказанные компоненты; более того, в последний период, даже при существовании между ними разногласий можно констатировать формирование правовой политики в этой области.

Определение стратегического уровня в данной сфере общественных взаимоотношений дает Концепция долговременного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., которая утверждена Правительством РФ 17. 11. 2008г. №1662-р. В числе главных направлений указывается - социальное обслуживание граждан старшей возрастной группы и инвалидов, включая:

- предоставление доступных высококачественных социальных услуг для всех испытывающих потребность пожилых граждан и инвалидов через дальнейшее развитие сети организаций разных организационно-правовых форм и форм собственности, которые предоставляют социальные услуги, совмещение заявительного принципа обращения за социальными услугами с обнаружением испытывающих потребность в социальном обслуживании лиц, предоставления социальных услуг, прежде всего, лицам с особыми потребностями;

- развитие всех видов оказания социальных услуг пожилым людям и инвалидам (нестационарных, полустационарных, стационарных и срочных социальных) в целях поддержать способность вышеуказанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению, предоставления эффективного содействия семьям, которые предоставляют престарелым людям и инвалидам родственный уход на дому;

- предоставление пожилым людям и инвалидам, нуждающимся в непрерывном постороннем уходе, мест, соответствующих потребностям, в стационарах социального обслуживания;

- развитие платных видов социального обслуживания, учитывая материальные возможности пожилых людей и инвалидов и создание сети благоустроенных пансионов для пожилых для непрерывного и временного проживания.

Следующее концептуальное направление состоит в изменении экономики в области социального обслуживания граждан, в целом в социальной области, а собственно развитие сектора негосударственных объединений в области предоставления социальных услуг, включая:

- реформирование большей части государственных и муниципальных учреждений системы соцзащиты, предоставляющих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие объединения и формирование инструмента привлечения их на конкурсном основании к реализации госзаказа по предоставлению социальных услуг;

- предоставление равных условий налогообложения поставщикам социальных услуг разных организационно-правовых видов, уменьшение административных преград в области функционирования негосударственных некоммерческих компаний;

- образование открытой и конкурентной системы государственного содействия негосударственных некоммерческих образований, предоставляющих социальные услуги гражданам, осуществление государственными органами власти и органами местного самоуправления программ в сфере содействия развитию негосударственных некоммерческих образований, уменьшение административных преград в области функционирования негосударственных некоммерческих образований, внедрение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих образований, оказывающих социальные услуги;

- помощь в развитии практики благотворительного функционирования граждан и организаций, а также распространение добровольческого функционирования (волонтерство) [1].

Другой элемент правовой политики, которая направлена на решение задач, связанных с уменьшением доли бюджетных затрат на оказание мер социального содействия малоимущим с параллельным улучшением их материального благополучия - введение института социального предпринимательства. Оно соединяет в себе социально направленное предпринимательское функционирование, осуществляемое на инновационном основании, что дает возможность отнести его к социальным нововведениям, цель которых заключается в создании благоприятных условий для образования рынка социальных услуг.

В качестве достаточно эффективной идеологии, которая способна стать альтернативой как государственному патернализму, так и «социальному предпринимательству», может выступить оригинальная Концепция «социального сопровождения»[2,с.28-32]. Её предложил доктор юридических наук, профессор А.В. Барков, и основой концепции являются научные разработки известного отечественного психолога М.Р. Битяновой. Согласно ее учению, суть идеологии психологического сопровождения заключается в том, чтобы человек не ограждался от сложностей, проблемы не решались вместо него, а создавались условия, с использованием внутреннего потенциала личности, для сознательного свободного выбора им собственного жизненного пути. Вместе с тем, могут возникать моменты, когда социальному психологу необходимо немедленно вмешаться, для оказания помощи клиенту в сложной жизненной ситуации.

Позитивная сторона предложенной модели «социального сопровождения» состоит в том, что она дает возможность сберечь положительные стороны современной модели соцобеспечения, базирующейся на императивных началах (в концепции данные отношения называются «социальная поддержка»), и в то же время усилить ее с помощью частноправовых средств регулирования взаимоотношений, которые требуют дозволительного режима регламентирования, без чего вследствие объективных причин образование рыночного механизма является невозможным. Правовая регламентация данных взаимоотношений предлагает соединить в родовое понятие «социальное содействие», представляющее собой вместе с «социальной поддержкой» составную часть «социального сопровождения», особенности которого обусловливаются спецификой влияния частноправовых и публично-правовых средств и межотраслевой природой законодательства.

В продолжение темы правовой политики в социальной области, в области соцобеспечения в РФ, следует подчеркнуть, что согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальное обеспечение пребывает в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Одно из направлений, осуществляемых в России административных преобразований - усовершенствование разделения полномочий между уровнями государственной власти. Результат данных конституционно-правовых процессов выражен в расширении самостоятельности государственных органов власти субъектов РФ по регламентированию общественных взаимоотношений в разных областях, включая систему соцобеспечения. В настоящее время нормативно-правовая регламентация области соцобеспечения является сложной двухуровневой, а в случае передачи полномочий на муниципальный уровень – трехуровневой системой нормативно-правовой регламентации, зачастую между собой не взаимоувязанной. Зависимость законотворческого элемента правовой политики, к примеру, от таких отрицательных черт, как неимение системного подхода в создании отраслевого законодательства, и прежде всего, недостаточный уровень его классификации – характерная особенность права на соцобеспечение современности.

В системе источников права соцобеспечения отсутствует единый, законодательно закрепленный свод принципиальных положений, что не дает возможности систематического развития этой отрасли законодательства и права и, наоборот, формирует благодатную среду для его многочисленных изменений, учитывая финансовые и иные конъюнктурные обстоятельства. В связи с этим чрезвычайно злободневным выступает вопрос кодификации права на соцобеспечение. Сама по себе эта тема является не новой и её рассматривали различные исследователи. Об обязательности классификации законодательства о соцобеспечении на страницах юридических источников отмечалось многократно, но до настоящего времени научная дискуссия не переведена в практическую плоскость. Задача классификации законодательства относительно социального обеспечения нуждается в решении множества концептуальных вопросов, одним из которых является форма кодифицированного акта [4, с.109-116].

В какой мере предпочтительной является та или иная форма кодификационного акта для классификации действующего отечественного законодательства о социальном обеспечении? С нашей точки зрения, более предпочтительным в данном отношении является мнение д. ю. н., профессора С.М. Зубарева, который предлагает идею разработки Социального кодекса РФ.

Полагаем, собственно кодекс в качестве законодательного акта сводной направленности даст возможность включить всю наиболее важную часть нормативных материалов законодательства о социальной сфере и на основании общих принципов довольно подробно, всесторонне и прямо урегулировать конкретные общественные взаимоотношения. Социальный кодекс РФ выступит законом, который рассчитан на продолжительный период действия и излагает в систематизированной форме разные правовые нормы. В Общей части Кодекса рационально установить нормы, которые определяют общие положения относительно социальной защиты граждан РФ. В Особенной части Кодекса - нормы, которые устанавливают общие подходы к предоставлению разных видов социального содействия разным категориям лиц, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах. В действительности, для регламентирования каждого из вопросов, которые рационально было бы внести в Особенную часть Кодекса, мог быть издан отдельный закон. Связь между данными возможными законами в Социальном кодексе РФ можно довести до такого уровня безупречности, что это даст возможность рассматривать его как своеобразный отраслевой свод нормативных предписаний, охваченных общими подходами, обобщениями, принципами.

Помимо этого, Социальный кодекс РФ может использоваться как базовая площадка для создания подобных законодательных актов субъектов РФ [7, с. 31-34].

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

2. Барков А.В. Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг // Предпринимательское право. 2012. № 2. С. 28-32.

3. Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? // Известия вузов. Правоведение. 2009. № 4. С. 109-116.

4. Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 4. С. 23-25.

5. Деркачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 156-157.

6. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

7. Зубарев С.М. К вопросу о совершенствовании правовой основы государственного управления в социальной сфере: обсуждаем проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 6. С. 31-34.