Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.08.2016

От информационных потоков к потокам знаний

Минаков Владимир Федорович
доктор технических наук, профессор кафедры информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: Показаны роль и значение извлечения знаний в информационно-телекоммуникационных системах. Установлено, что на смену парадигме формирования информационных потоков в локальных и глобальных компьютерных сетях должна прийти парадигма преобразования их в знания и распространения знаний наряду с информацией. Потребность в таких потоках предопределяется современными экономическими процессами, в которых эффективность бизнес-процессов, базирующихся на использовании знаний, превышает эффективность традиционной хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: информационные потоки, потоки знаний, экономика знаний, эффективность, интеллектуальные информационные технологии
Электронная версия
Скачать (638.7 Kb)

1. Введение

От информационных ресурсов, используемых субъектами экономических отношений, в настоящее время требуются для принятия решений автоматизация их поддержки, а также интеллектуализация для извлечения знаний [19, 25, 26, 33]. Наибольшее значение такие процессы имеют для потребителей товаров и услуг, которым требуется принятие решений при выборе альтернатив [1-4, 29, 32].

Так, торговля на валютных рынках сопровождается информационными потоками о текущих котировках, а также о факторах, которые влияют на динамику таких котировок [28, 30]. Ряд трейдеров на основе получаемых в реальном времени данных выполняют технический анализ, получая сигналы о наиболее вероятных движениях курсов валют. Другие игроки рынка валют используют фундаментальный анализ. Но появилась и уже стала многочисленной такая группа игроков, которая использует роботы. Такие роботизированные компьютерные системы не только обеспечивают потоки информации, анализ данных таких потоков [17, 18], но и извлечение знаний, а на их основе – принятие решений о покупках, продажах валют. Очевидно, что востребованным станет предоставление в компьютерных сетях сервисов, которые не только обеспечивают доступ к данным, но и производят знания, а также формируют их поток к потребителям [5-11, 13, 15, 16, 20-23, 27, 31].

Актуальной становится разработка концепции создания информационно-телекоммуникационных систем реального времени, выполняющих извлечение знаний о текущих процессах, а также их распространение.

2. Цель исследования

Проверка гипотезы о формировании устойчивого растущего тренда роста объема знаний, а также потока знаний в информационно-телекоммуникационных системах.

3. Оценка динамики объема и потока знаний в информационном пространстве

Объем информации, его динамика и информационные потоки достаточно просто измеряются по количеству бит хранимой и распространяемой информации [12, 14, 24]. Динамика роста объема информации хорошо описывается показательным законом. В мире объем информации увеличивается вдвое каждые 2 года, причем в цифровом формате – каждые 18 месяцев. Наиболее популярные информационные ресурсы глобальных сетей растут в объеме двукратно каждые 6 месяцев (например, число блогов). Динамика роста объема информации иллюстрируется рис. 1 (для возможности сопоставления показатели динамики нормированы к одному и тому же значению, равному 100% к текущему моменту времени). Однако, значительная часть указанной информации имеет неструктурированный характер и не несет знаний (95%).

Важно отметить, что объем и поток знаний не имеют метрической единицы измерения. Следовательно, для оценки объема потока знаний в информационно-телекоммуникационных (ИТК) системах требуется показатель, который отражает их уровни.

В первом приближении для исследования динамических процессов роста объема знаний и их потоков можно использовать число научных публикаций. Разумеется, такая величина не может быть тожественно равной объему знаний, накопленных человечеством, но она отражает процесс познания и приращения знаний. Погрешность оценки темпов роста объема знаний, однако, можно считать допустимой, так в любой период времени имеет процент ошибочных гипотез, публикуемых в научных изданиях, примерно одинаков.

Ценность предложенного способа оценки динамики знаний и их потоков в ИТК системах состоит в возможности использования данных о количестве научных публикаций в наукометрических базах данных, таких как Scopus, Web of Science, Agris, РИНЦ и многих других.

Рис. 1. – Динамика объема информации, в том числе, в компьютерных сетях

Рис. 1. – Динамика объема информации, в том числе, в компьютерных сетях

Отметим, что в данном исследовании использованы наблюдения за размещением научных статей в наукометрической базе данным Российского индекса научного цитирования РИНЦ (http://elibrary.ru/). Отметим, что в этой базе данных отражены публикации российских авторов, индексируемые в Scopus, Web of Science, Agris и других зарубежных наукометрических базах данных.

Динамика роста числа размещенных в РИНЦ публикаций представлена на рис. 2.

Рис. 2. – Динамика размещения научных публикаций в БД РИНЦ

Рис. 2. – Динамика размещения научных публикаций в БД РИНЦ

Результаты рис. 2 позволяют установить, что число научных публикаций в наукометрической базе данных РИНЦ ежегодно возрастает с нарастанием темпов роста. Следовательно, в первом приближении можно полагать, что с нарастанием темпов растет объем знаний, генерируемых научным сообществом. Аналогично растет число цитирований, иначе говоря, использования знаний в процессе производства новых. Также в первом приближении этот рост можно считать синхронизированным с потоком знаний в электронном пространстве.

Таким образом, динамика роста объема знаний и их потока в информационно-телекоммуникационных системах свидетельствует о существовании трендов ускорения роста производства и потребления знаний.

4. Выводы

Анализ динамики роста объемов информации в мире, производства новых знаний на основе ее использования дает основания констатировать эволюцию информационных процессов поиска, предоставления и распространения информации путем дополнения их интеллектуальными информационными процессами производства, предоставления и распространения знаний. Названная эволюция востребована потребителями знаний для поддержки принятия решений и их автоматизации. Очевидно, что информационные технологии извлечения и распространения знаний найдут потребителей многочисленных автоматизированных бизнес-процессов.

Список литературы:

1. Еникеева Л.А., Карпова Г.В. Моделирование износа человеческого капитала // Вестник ИНЖЕКОНА. – 2009. – № 6 (33). – С. 190.

2. Еникеева Л.А., Карпова Г.В., Андреева Е.А. Анализ влияния структуры занятости на циклическое развитие макросоциальных систем // Сб. статей по материалам междунар. научно-практ. конф. «Научные механизмы решения проблем инновационного развития» (28 сентября 2015 г., г. Челябинск). – Уфа. – 2015. – С. 79-87.

3. Еникеева Л.А., Ширшикова М.С. Модели прогнозирования качества жизни на основе международных индексов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 656.

4. Еникеева Л.А., Ширшикова М.С. Разработка моделей конкурентоспособности экономики России через повышение качества жизни населения регионов на основе международных и региональных индексов качества жизни // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 4-1 (57-1). – С. 408-412.

5. Путькина Л.В. Концепция процессного подхода в управлении // В мире научных открытий. – 2015. – № 11.7 (71). – С. 2759-2765.

6. Путькина Л.В. Методика оценки уровня инфраструктуры предпринимательской деятельности // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 5 (29) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/29/3464/.

7. Путькина Л.В. Об опыте применения инвестиционного проекта при создании нового предприятия малого бизнеса // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 12 (24) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://naukarastudent.ru/24/3125/.

8. Путькина Л.В. Об опыте разработки web-представительства для виртуального бизнеса // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 10 (22) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/22/2975/.

9. Путькина Л.В. Оптимизация бизнес-процессов на предприятиях сферы услуг // В сборнике: Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. – 2013. – С. 130-132.

10. Путькина Л.В. Основные тенденции в управлении бизнес-процессами // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 7 (031) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/31/3562/.

11. Путькина Л.В. Особенности инновационных предпринимательских структур // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 2-3 (33). – С.80-82.

12. Путькина Л.В. Особенности использования электронного документооборота для эффективной работы современного предприятия // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 1 (25) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/25/3173/.

13. Путькина Л.В. Особенности применения бизнес-моделей в сфере услуг // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 10 (22) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/22/2976/.

14. Путькина Л.В. Особенности применения электронного офиса в сфере услуг // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 1 (25) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/25/3174/.

15. Путькина Л.В. Применение инвестиционного проекта для создания нового предприятия сферы услуг // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 3 (27) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/27/3343/.

16. Путькина Л.В. Применение инвестиционных проектов для предприятий сферы услуг // В сборнике: Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 118-119.

17. Путькина Л.В. Применение современных информационных технологий управления в СКС // Современные аспекты экономики. – 2009. – № 4. – С. 29-31.

18. Путькина Л.В. Применение электронных услуг в социально-культурной сфере // В сборнике: Информационные технологии в бизнесе. Материалы 7-й Международной научной конференции. –СПб.: 2011. – С. 111-114.

19. Путькина Л.В. Проектирование интеллектуальных систем в экономике. Статья в открытом архиве № 0321400431 30.07.2014.

20. Путькина Л.В. Разработка бизнес-моделей для предприятия социально-культурной сферы // В сборнике: Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 110-112.

21. Путькина Л.В. Роль информационных систем и технологий в управлении предприятиями сферы услуг // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 5 (29) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/29/3463/.

22. Путькина Л.В. Тенденции развития малых инновационных предпринимательских структур // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 12 (24) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/24/3070/.

23. Путькина Л.В. Тенденции создания сервисной службы поддержки клиентов // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 2 (26) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/26/3226/.

24. Путькина Л.В., Якименко В.Н. Об опыте внедрения системы электронного документооборота (на примере ОАО «Усинскгеонефть») // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 11 (23) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/23/2982/.

25. Соколовская С.А., Еникеева Л.А. Экономико-математическая модель структуры причинно-следственных взаимодействий целей управления виртуальным предприятием / Вестник ИНЖЭКОНа, Сер. «Экономика». – № 5 (32). – 2009. – С. 165.

26. Томша П.П. Феномен потребительского выбора в Интернете // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2013. – № 37. – С. 39-42.

27. Томша П.П., Шпякина А.С., Газуль С.М. Территориальное распределение спроса на программистов // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. –№4-1 (23). – С. 99-101.

28. Томша П.П., Лобанов О.С., Мельникова Е.Ф. Анализ правовой активности в сфере электронного денежного обращения // В сборнике: ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа. – 2015. – С. 159-161.

29. Томша П.П., Смагина Е.А. Размер заработной платы как показатель востребованности программистов на рынке труда в условиях резкого обвала курса рубля // Образование и наука в современных условиях : материалы II междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2015. – С. 275–276.

30. Томша П. П. Анализ особенностей ожиданий рынка с помощью преобразования Фурье // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2015. – С. 338–339.

31. Томша П. П. Социальные сети как средство оценки потенциального спроса на образовательные услуги // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2015. – С. 41–42.

32. Томша П.П. Вероятностный критерий существования периодических точечных всплесков в эмпирических данных // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2015. – № 8-1 (39). – С. 88-89.

33. Томша П.П., Вартан А.Ю., Лепехин Н.А. Паттерны публичного поведения как фактор совершения потребительского выбора // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 11 (23) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/23/2992/