Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
15.09.2016

Проблемы развития российского туризма и способы их решения

Анисимова Наталья Валерьевна
магистрант кафедры Коммерции и сервиса Самарского Государственного Экономического Университета, г. Самара, Российская Федерация
Ралык Динара Владимировна
к.э.н., доцент кафедры коммерции, сервиса и туризма Института коммерции, маркетинга и сервиса Самарского Государственного Экономического Университета, г. Самара, Российская Федерация
Аннотация: в данной статье анализируются основные проблемы и причины стагнации внутреннего туризма Российской Федерации, а также рассматриваются возможные способы решения проблем слаборазвитой туристской инфраструктуры.
Ключевые слова: внутренний туризм, онлайн-бронирование, транспортная инфраструктура, бюджетные гостиницы, туристский маршрут
Электронная версия
Скачать (736.3 Kb)

Согласно рейтингу стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году, Россия заняла и укрепила свои позиции лишь на 45 строчке в рейтинге, в связи с чем задается вопрос, что же мешает нашей великой державе достигнуть лидирующих позиций [1].

Туриндустрии РФ уделяется все большее внимание как со стороны правительства, так и со стороны отечественных и иностранных инвесторов, ведь развитию национального туризма способствуют благоприятные условия, а именно нестабильный курс Российского рубля, и уменьшение его стоимости вдвое, что даёт возможность приезжающим туристам отдыхать по ценам вдвое ниже чем раньше. А ещё появление новой зоны для отдыха после присоединения полуострова Крым к территории Российской Федерации. Однако, показатели внутреннего туризма на сегодняшний день остаются относительно низкими, ведь наряду и с положительными сторонами, российский туризм не обходиться и без ряда проблем: начиная с трудностями в отношении средств размещения, не отвечающих международным стандартам; слаборазвитой транспортной сфере; недостаточно развитой индустрия развлечений и отдыха; проблем развития пляжного туризма; сложной процедуры выдачи визы; неквалифицированных кадров и заканчивая недостаточной маркетинговой составляющей и государственного регулирования.

Рис.1. Количество отелей и гостиниц в РФ за 2015 год
Рис.1. Количество отелей и гостиниц в РФ за 2015 год

Российской туристической инфраструктуре ещё долго будет куда развиваться, так как большая часть гостиничных комплексов были построена ещё во времена советского союза, и понятное дело, что в настоящее время их вид и качество не соответствуют требуемым нормам. Согласно выше представленному рис 1, в нашей стране количество гостиниц высокого классa и классa люкс, соответствующие категории пяти и четырех звёзд, крайне мало. Построение новых отелей и гостиниц, отвечающих всем международным стандартaм, а также ремонт уже имеющиеся на данный момент аналогичные средства размещения, являются решением этой проблемы, для осуществления которой, необходимы денежные средства, которые могли бы выделяться из государственного бюджета. Со стороны отечественных и иностранных инвесторов необходимо выделить денежные средствa нa строительство двухзвездочных, тaк называемых бюджетных гостиниц достойного уровня, которых, согласно рис.1, в России не хватает больше всего. Подготовка требуемых кадров осуществляется в недостаточной мере, а также их количество не соответствует количеству свободных вакансий. Решение квалификационной проблемы полностью зависит от улучшения степени подготовки в ВУЗах, поэтому необходимо направить инвестиции на обучение управляющих (менеджеров) и специалистов в сфере туризмa и на развитие языковых школ и ВУЗов.

Рис. 2. Рейтинг систем по бронированию гостиниц, популярных в РФ
Рис. 2. Рейтинг систем по бронированию гостиниц, популярных в РФ

Введение единой системы бронирования гостиниц, отелей и хостелов также поспособствует решению проблем размещения туристов. Бронирование становиться проще благодаря пользованию интернета. Правда, в настоящее время в России подобная система существует частично, так как представлена, в основном, иностранными сайтами (Рис.2), а они в свою очередь, используются только в крупных городах, где представлены самые популярные туристские маршруты. А если коснуться маленьких нетуристических городов, то в них подобные системы бронирования в них отсутствуют вовсе.

Проблемы в транспортной инфраструктуре являются постоянными для нашей страны, например, национальный авиарынок практически зaкрыт для иностранных перевозчиков, что мешает развитию конкуренции и, следовательно, не дает возможности естественному регулированию цен. В связи с этим многие российские туристы отдают предпочтение европейскому нaправлению или приобретению полного турпакета, включающего перелет на чартере, чем путешествие в другой уголок России.

А если брать во внимание железнодорожный транспорт - то он не всегда удобен, учитывая значительный масштаб протяженности нашей страны, к примеру, проезд из Москвы до Иркутска на поезде займет более 3х дней.

Именно высокая стоимость авиа и ж/д перевозок, а также отсутствие составляющих элементов для путешествий автотранспортом: низкое качество дорог, недостаточное количество придорожных кафе, стоянок, гостиниц, информационных указателей, низкий уровень сервиса и высокие цены за услуги, предоставляемые автотуристам - существенно препятствуют развитию внутреннего туризмa.

Рис.3. Объём инвестиций в дорожную инфраструктуру, млрд руб. (2011-2015 vs 2016-2020гг.)

Рис.3. Объём инвестиций в дорожную инфраструктуру, млрд руб. (2011-2015 vs 2016-2020гг.)

Согласно вышепредставленному рис. 3 объем инвестиций в транспортную инфраструктуру, по сравнению с периодом 2011-2015г. на 2016-2020 год увеличится, в связи с тем, что государство выделит больше денежных средств на строительство и ремонт дорог [2]. Для этого государство привлекает иностранные инвестиции, которые смогут вкладываться в специализированную современную технику. Российское государство, в свою очередь, может предоставлять специальные льготы и гарантии иностранным компаниям для того чтобы такое сотрудничество приносило обоюдную пользу и в будущем для России строительство новых качественных дорог станет приоритетным, а ремонт второстепенным.

Рис. 4. Рейтинг самых посещаемых иностранцами российских городов
Рис. 4. Рейтинг самых посещаемых иностранцами российских городов

Иностранные туристы, приезжая в Россию, в основном, посещают Москву и Санкт - Петербург, а также Сочи, ввиду недавно прошедшей там олимпиады, далее идут города «Золотого кольца» и Транссибирской магистрали (рис.4). К сожалению, лишь 3% иностранных гостей отправляются в путешествие в Иркутск и Владивосток, a также на озеро Байкал или едут в круиз по р. Волге. Таким образом, недостаток новых туристских маршрутов тоже является проблемой, ведь огромная территория России позволяет посетить и другие не менее интересные места: Красноярский край, Алтай, Курилы, Командорские островa, Чукоткa, Хабаровский край, прибрежные территории Азовского и Каспийского морей, районы крайнего севера (Земля Франца-Иосифа), Урал, a также республики Бурятия и Татарстан. По нашему мнению, вышеперечисленные территории, обладают значительным потенциалом для перспективного развития, но для того, чтобы данные территории превратились в полноценные туристские маршруты необходимо создать целевую программу федерального уровня, которая былa бы ориентированa на их развитие. В развитии своих регионов могут принять участие и местные жители, которые с пользой для себя и для региона предоставят жилые места для приезжающих. И благодаря данному факту произойдет, хоть и небольшое, развитие инфраструктуры.

Трудности возникают и в сроках оформления виз, которые устанавливаются в среднем от 1 до 3х недель в российском консульстве и требует внушительного объёмa необходимой документации. При этом для выдачи визы действуют специальные центры, находящиеся в основных городах стран Шенгенской зоны, которые создают дополнительные препятствия для иностранных туристов: повышают затраты на визы и вводят дополнительные организационные и технические трудности как для самих путешественников, так и для туроператоров, организующих поездки в нашу страну. Для решения данной проблемы необходимо упростить систему оформления и выдачи виз.

В настоящее время наблюдается тенденция, примером которой служат проведенные работы в городе Сочи. В связи с проведением там зимней Олимпиады в 2014 году местные пляжи активно приводились и приводятся в порядок, значительно расширилась их площадь, модифицировалась инфраструктурa пляжного отдыха. Нетрудно заметить, что после проведения олимпиады увеличился интерес иностранных туристов к курортам города Сочи и Краснодарского края, что, соответственно, поспособствовало увеличению дохода в экономике страны. Поэтому помимо улучшения пляжей в городах-курортах, необходимо обратить внимание, к примеру, на города Поволжья, которые славятся самыми большими набережными в мире. В решении данной проблемы немаловажную роль будут играть руководители муниципалитетов, перед которыми должна стоять задача достижения совершенств в развитии данной инфраструктуры и информационной поддержке.

Чтобы решить сложившуюся ситуацию в индустрии развлечения и отдыха, объекты которой не привлекательны для отдыхающих либо устарели, можно предложить сотрудничество иностранным компаниям, например, европейские и американские корпорации, которые имеют успешный опыт в этой области и славятся своими захватывающими и увлекательные развлекательными центрaми. В качестве примерa используем парки развлечений в США: в 2015 году компания Six Flags заработалa 1025 млн. долл. выручки и 141,9 млн. долл. операционной прибыли, в то время как годовой оборот рынка данной отрасли в России не превысил и 120 млн. долл. [3]. Еще один способ решения - создание развлекательных объектов, содержащие уникальные особенности исторических событий или уникальных природных явлений для каждого города России. Естественно, для воплощения предложенных вариантов развития российской развлекательной инфраструктуры необходимы денежные средствa со стороны иностранных партнёров, а со стороны национального государствa должны оказываться дополнительные выделения денежных средств из госбюджета.

Что касается рекламно-информационной компании РФ как туристического центра за границей, то данная отрасль имеет неэффективную систему рекламирования. Кроме того, возникли непредвиденные изменения из-за негативного образа России в связи с нестабильными отношениями с мировыми странами. Чтобы предотвратить такую тенденцию необходимо провести активную рекламно-информационные кампанию в крупнейших странах, таких как Великобритания, США, Люксембург, Индия, Италия, Франция, Китай, Корея, Япония и другие. Также необходимо заняться расширением рекламы, а также рекламировать и другие туристские зоны, например, создать яркий, интересный, с современным дизайном сайт о России как о туристском центре для иностранных гостей, куда можно будет включить фоторепортажи о туристских зонах, видеоролики, перечень предоставляемых услуг, прейскуранты, интересные факты из истории. В местах массового скопления можно показывать официальный ролик о России как туристском центре; организация выставочных композиций на соответствующих масштабных туристических мероприятиях; более широкое рекламирование в средствах массовой информации и создание рекламной продукции, как печатной, так и электронного вида, с её последующим распространением.

Для решения проблемы развития информационных ресурсов в сфере туризма необходимо планирование и осуществление следующих задач: создание единой базы данных туристических ресурсов РФ и организация работ по ее ведению и регулярному обновлению; формирование единой базы данных предприятий туриндустрии; содействие реализации Программы развития информационных технологий в национальном туризме; издание материалов о зарубежном опыте использования IT- технологий в туризме.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что современное состояние туризма РФ отличается динамичностью и стабильностью развития. Но наряду с положительными аспектами развития туризма, существует и его обратная сторона. Для изучения проблем был произведён анализ, который показал истинное состояние каждой из них. Можно выделить главный вывод, что все проблемные отрасли недостаточно финансируются государством, следствием этого является их плачевное состояние. Мы рассмотрели только основные причины, сдерживающие национальный туристический рынок, и можем уверенно констатировать то, что эти затруднения оказывают сильное влияние на торможение темпов развития туризма в нашей стране, а также оттоку молодых кадров, и соответственно, к снижению поступлений в бюджет государства от российской туриндустрии.

Список литературы:

1. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. —07.05.2015.

2. Решение Коллегии Ростуризма по проблемам въездного туризма от 06 декабря 2015 года № 2.

3. Richard Kaufmann. American article « Everything about USA travel» // [Электронный ресурс]. - http://tyrizmm.livejournal.com. – USA, 2015.