Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
26.09.2016

Конкурентная среда и тенденции на мировом рынке электронных платежных систем

Антонов Андрей Юрьевич
Магистрант кафедры коммерции, сервиса и туризма Института коммерции, маркетинга и сервиса Самарского Государственного Экономического Университета, г. Самара, Российская Федерация
Ралык Динара Владимировна
к.э.н., доцент кафедры коммерции, сервиса и туризма Института коммерции, маркетинга и сервиса Самарского Государственного Экономического Университета, г. Самара, Российская Федерация
Аннотация: В статье проведен краткий анализ текущего состояния конкурентной среды на мировом рынке электронных платежных систем, выявлены основные тенденции в ее развитии, исходя из региональных особенностей.
Ключевые слова: платежные системы, электронные кошельки, мобильные платежи, электронная коммерция, конкуренция, статистика
Электронная версия
Скачать (670.1 Kb)

Конкуренция между крупнейшими технологическими компаниями усиливается с каждым годом. Исключением не стал и сектор электронных платежных систем, где рынок между собой делят такие гиганты как PayPal, Apple Pay, Android Pay (Google), Alipay (Alibaba Group, Китай), Samsung Pay (Республика Корея) и Paytm (Индия).

По оценкам экспертов к концу 2016 года количество пользователей мобильных телефонов превысит 4,8 млрд. человек [4]. Ускорится и рост мобильных кошельков. На этом фоне в странах Азии складывается следующая ситуация: с одной стороны, популярность смартфонов растет быстрее, чем в любом другом регионе мира, с другой – финансовые услуги в большинстве азиатских стран практически не распространены. Совпадение двух этих факторов создает отличные возможности для компаний предоставляющие услуги электронных платежей. Сравнивая западных и восточных игроков на этом рынке, можно сказать, что первые пользуются большей известностью, идут на один шаг впереди в области инноваций и быстро расширяют свой бизнес, в том числе и в азиатском регионе. Их азиатские конкуренты предоставляют лучшую локальную адаптацию своих решений, отличаются большой популярностью в родных странах, обладают большими возможностями для основательного присутствия на локальном рынке и большими финансовыми резервами, которые позволяют им конкурировать по всем направлениям.

Американские цифровые финансовые решения уже давно впору сравнивать с банками. По данным на конец марта 2016 года, 148 млн. клиентов PayPal держали на своих счетах более 13 млрд. долларов [15]. Если сравнить цифру с капитализацией банков, то PayPal по этому показателю лишь немного отстаёт от банков, находящихся в конце первой сотни мирового рейтинга. PayPal и его дочерние сервисы Venmo и Braintree показали в 2015 году отличные финансовые результаты. Первый квартал 2016 года также показал обоснованность разделения компаний на два отдельных бизнеса. PayPal не намерен становиться банком в традиционном смысле слова, однако успех новых продуктов, таких как кредитование мерчантов и общая популярность сервиса для совершения онлайн-покупок свидетельствуют о том, что компания уже сейчас предоставляет почти весь спектр основных финансовых услуг.

Наиболее крупные операторы электронных кошельков заняты преимущественно расширением своего географического присутствия, а не линейки продуктов. Так, запустив свои услуги на рынке Южной Кореи (5 млн. потребителей) и США, Samsung Pay добавил к этому списку Испанию и Австралию [16]. Apple Pay, клиентская база которого еженедельно пополняется 1 млн. новых пользователей, ранее доступный в 6 странах (США, Великобритании, Канаде, Австралии, Китае, Сингапуре) этим летом расширил свое присутствие, начав работу в Швейцарии, Франции и Гонконге, а уже осенью придет в Японию, Новую Зеландию и Россию [9]. Что же касается Android Pay, то вдобавок к рынкам США и Великобритании, где к нему ежемесячно присоединяются полтора миллиона новых пользователей, в I квартале 2016 года сервис стал доступен в Сингапуре и Австралии [6].

Серьезную угрозу этим экспансиям представляют производители мобильных телефонов, в частности, такие китайские игроки, как Xiaomi и Huawei, присоединившиеся к этой гонке. Помимо разработки собственного цифрового кошелька, Xiaomi вложила 115 млн долларов в приобретение 29,5% доли в Sichuan Hope Bank, планирующего обслуживать частных лиц, а также средний и малый бизнес [2]. Неожиданной новостью было также объявление о сотрудничестве между потенциальными конкурентами в платежном сегменте Samsung и AliPay [3].

Из всех рынков электронных кошельков самый быстрый рост наблюдается в Китае и Индии – странах с высоким уровнем проникновения смартфонов и большим количеством клиентов, не имеющих доступа к банковским услугам. Основная проблема разрабатываемых в этих странах решений — их низкая популярность за пределами стран и плохая масштабируемость. Однако помимо больших перспектив эти рынки отличаются также ежеквартальным ростом уровня конкуренции.

В ходе частного раунда финансирования, прошедшего в апреле 2016 года AliPay удалось собрать рекордные 4,5 млрд. долларов, повысив общую рыночную стоимость компании до 60 млрд. долларов, что примерно на 10 млрд больше капитализации PayPal. Что касается клиентской базы AliPay, размер которой превысил отметку в 450 млн. пользователей, то эта цифра уже в два раза превышает аналогичный показатель PayPal. Стоимость кредитного портфеля MyBank, дочернего банка компании, специализирующегося на займах для малого и среднего бизнеса, уже составляет 20 млн. долларов. Компания обещает вскоре расширить сферу своей деятельности, включив в нее страхование и управление частным капиталом [1].

Что же касается зарубежных инициатив компании, то здесь AliPay столкнулась с новым китайским законодательством, запрещающим хранение денег на счетах платежных сервисов, если у их клиентов нет банковской карты в Китае. Таким образом, зарубежные юзеры смогут пользоваться услугами AliPay только для совершения онлайн-покупок на сайтах Alibaba group.

В начале года AliPay завершила сделку общей стоимостью 1,28 млрд. долларов по приобретению контрольного пакета акций Paytm, крупнейшего представителя индийского рынка электронной коммерции. В ближайшее время Paytm планирует запустить первый в стране платежный банк. В будущем помимо платежей и международных переводов новый банк будет также предоставлять услуги страхования, управления частным капиталом и кредитования (в сотрудничестве с другими банками, т. к. сам разрешения не имеет) [5].

Другому индийскому оператору цифрового кошелька MobiKwik удалось получить финансирование на общую сумму более 80 млн. долларов. Сейчас его пользовательская база насчитывает 30 млн. розничных клиентов и 75 тыс. клиентов малого и среднего бизнеса. Компания ставит своей целью повышение этих показателей до 150 млн и 500 тыс. соответственно с достижением оборота в 5 млрд долларов. Недавно MobiKwik запустил кампанию по предоставлению годовой процентной ставки 6% для средств, которые пользователи хранят на счете мобильного кошелька MobiKwik. Предложение выглядит очень привлекательно на фоне других процентных ставок по банковским депозитам в Индии, средний размер которых составляет 4% [14].

Другой игрок, FreeCharge, привлек инвестиции на сумму 113 млн. в прошлом году. Немного позже за 400 млн долларов его приобрел лидер индийского рынка электронной коммерции Snapdeal. Ola, крупнейшая индийская служба такси, объявила о разработке собственного цифрового кошелька OlaMoney. В общем на рынке есть как минимум пять популярных цифровых кошельков, включая такой бренд, как Oxygen [17].

Европейские мобильные банки нового поколения (так называемые «необанки», например, Atom, Mondo, Fidor), количество которых очень быстро растет, могут стать полезным приобретением для азиатских операторов цифровых кошельков, желающих составить конкуренцию с PayPal и Apple Pay в плане качества продуктов, расширения функциональности и географического охвата.

Немецкий банк, Fidor, аудитория которого насчитывает 300 тыс. пользователей, который популярное технологическое издание Wired уже назвало его ведущим онлайн-банком страны, во II квартале 2016 года был приобретен вторым по размеру банком Франции BPCE [12].

Британские Tandem, Mondo и Loot привлекли 20 млн, 5 млн. и 1,5 млн. фунтов соответственно. Кроме того, Mondo и Starlink сообщили о получении еще 15 млн. и 70 млн. фунтов соответственно. Шведский Tink получил 10 млн долларов, Starling и Number26 получили собственные банковские лицензии [10, 7, 13].

Ранее подобные полностью мобильные банки существовали только в США, а сейчас, благодаря британским регулирующим органам, это направление переживает второе рождение. Тем не менее по каким-то причинам мы не наблюдаем последователей этого направления в Азии. Для большинства азиатских рынков характерна нехватка банковских услуг, то есть условия для появления банков новой волны еще не сложились. Что же касается рынков с высоким уровнем распространения банковских продуктов и услуг, таких как Сингапур, Япония, Южная Корея, Гонконг, то они находятся под строгим контролем крупных банков, а локальные регуляторы поддерживают их безопасность и стабильность, которые важнее любых рыночных инноваций. Именно по этой причине в Азии существует всего несколько банков нового поколения и только клиенты и крупные инвесторы способны изменить эту ситуацию.

Стоит также отметить, что по 1 млн фунтов из суммы, привлеченной как Tandem, так и Mondo, приходится на краудфандинговые кампании [8, 11]. Это хорошая тенденция, поскольку, во-первых, она показывает изначальную востребованность услуги, во-вторых, дает возможность получить первых клиентов с самого начала деятельности, и, в-третьих, «один миллион от клиентов» звучит привлекательнее для потенциальных инвесторов, чем «один миллион от других инвесторов». Сценарий «крауд-инвестирования» может быть очень перспективен для азиатского рынка: если клиенты «проголосуют» своими деньгами за создание подобных сервисов, то местные регуляторы наверняка не смогут проигнорировать их требования. И тогда подобные решения доберутся до Азии, большинство населения которой так или иначе связано с малым или средним бизнесом, а границы между розничными клиентами и микро и малым бизнесом размыты.

Список литературы:

1. Финансовая «дочка» китайской Alibaba привлекла рекордные $4,5 млрд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/04/26/639166-dochka-alibaba (дата обращения: 20.09.2016).

2. У Xiaomi появился свой банк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://china-review.com.ua/7554-u-xiaomi-poyavilsya-svoy-bank.html (дата обращения: 20.09.2016).

3. Samsung вышел на китайский рынок мобильных платежей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.euronews.com/2016/05/20/samsung-and-alipay-do-deal-for-mobile-payments (дата обращения: 20.09.2016).

4. 2 Billion Consumers Worldwide to Get Smart(phones) by 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emarketer.com/Articles/Print.aspx?R=1011694 (дата обращения: 20.09.2016).

5. Alipay and Paytm go to local stores to hard sell e-wallets [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economictimes.indiatimes.com/small-biz/startups/alipay-and-paytm-go-to-local-stores-to-hard-sell-e-wallets/articleshow/52563767.cms (дата обращения: 20.09.2016).

6. Android Pay now in the UK, new countries on the way [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://android.googleblog.com/2016/05/android-pay-now-in-uk-new-countries-on.html (дата обращения: 20.09.2016).

7. App-only bank Atom just launched — here's what it looks like [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uk.businessinsider.com/atom-bank-launches-in-the-uk-2016-4 (дата обращения: 22.09.2016).

8. App-only bank Tandem is worth £65 million — and it hasn't even launched yet [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uk.businessinsider.com/tandem-raise-valuation-ebay-pierre-omidyar-2016-5 (дата обращения: 23.09.2016).

9. Apple Pay Expanding to France, Hong Kong, and Switzerland [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.macrumors.com/2016/06/14/apple-pay-france-hong-kong-switzerland/ (дата обращения: 20.09.2016).

10. Challenger bank Starling is in talks to raise at least £10 million [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uk.businessinsider.com/exclusive-challenger-bank-starling-is-in-talks-to-raise-at-least-10-million-2015-8 (дата обращения: 22.09.2016).

11. Hopefully we won't be Banky McBankface: Startup bank Mondo is letting customers change its name [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uk.businessinsider.com/mondo-name-change-trademark-users-chose-banky-mcbankface-2016-6 (дата обращения: 23.09.2016).

12. Inside Fidor, the fintech bank run by its customers [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wired.co.uk/article/matthais-kroner-fidor-bank-online-banking (дата обращения: 22.09.2016).

13. Loot raises £1.5 million to build a bank for 'Generation Snapchat'[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uk.businessinsider.com/mondo-name-change-trademark-users-chose-banky-mcbankface-2016-6 (дата обращения: 23.09.2016).

14. Mobikwik's journey and the path ahead [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forbesindia.com/article/work-in-progress/mobikwiks-journey-and-the-path-ahead/39905/1 (дата обращения: 20.09.2016).

15. NASDAQ: Paypal Holdings Inc. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.google.com/finance?q=NASDAQ%3APYPL&fstype=ii&ei=eluzVrmEMNGKuQTBqIOYDg (дата обращения: 20.09.2016).

16. Samsung Pay: What is it and how does it compare to Apple Pay? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bbc.com/news/technology-33957376 (дата обращения: 20.09.2016).

17. Snapdeal buys Freecharge in biggest startup M&A [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economictimes.indiatimes.com/small-biz/startups/snapdeal-buys-freecharge-in-biggest-startup-ma/articleshow/46848466.cms (дата обращения: 22.09.2016).