Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.09.2016

Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в условиях общеобразовательной школы

Джиоева Айна Руфиновна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им К. Л. Хетагурова Владикавказ, Россия
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития универсальных учебных действий школьников при обучении русскому, родному, иностранным языкам в школах национального региона. Представляются основные составляющие концептуальной модели универсальных учебных действий. Формулируются главные проблемы преподавания трех в национальных общеобразовательных учреждениях, намечаются пути их решения.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, модель, обучение русскому, родному, иностранному языкам в национальной школе
Электронная версия
Скачать (739.2 Kb)

Приоритетное направление, обозначенное новыми образовательными стандартами начального общего образования, состоит в формировании школьников универсальных учебных действий (УУД), призванных содействовать воспитанию у каждого конкретного индивида конкурентоспособности, готовности к самореализации в современном социуме [4]. Ключевая роль в реализации данного процесса принадлежит изучению дисциплин лингвистического цикла, создающему условия для учебного многоязычия на основе контактирования в образовательном процессе как минимум трех языков [3].

В данной связи считаем целесообразным создание концептуальной модели формирования УУД при обучении русскому, родному, иностранному языкам в образовательном пространстве школ национальных регионов РФ. Разработка такой модели должна опираться на следующий ряд теоретико-методологических установок развития УУД и обучения родному, русскому, иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях национального региона:

  • единства контекстного (А.А.Вербицкий) и системно-деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) подходов к развитию УУД,
  • учета особенностей обучения русскому (неродному) и иностранному языкам в школах национального региона (Р.Ю.Барсук, Р.Б.Сабаткоев, В.И. Шярнас, А.И. Яцикявичюс);
  • обеспечения необходимых психолого-дидактических и методических условий для предметного достижения и эффективного формирования у школьников УУД на уроках вышеуказанных дисциплин.

Главным ресурсом развития УУД школьников при изучении родного, русского, иностранного языков в национальной школе должен явиться, по нашему убеждению, аккумулированный традиционный и современный образовательный опыт, имеющийся в данной области.

Претворение в жизнь идей развития УУД при обучении трем языкам в национальной должно характеризоваться высокой эффективностью при условии реализации следующих требований:

  • учете специфики национального региона в ходе планирования и организации психолого-педагогического взаимодействия;
  • научно-методическом оснащении образовательного процесса в русле формирования у школьников УДД;
  • применении комбинированных методов обучения лингвистическим дисциплинам.

Под комбинированным методом обучения двум или нескольким языкам обычно понимается взаимосвязанное использование прямого и переводного методов, а также совокупности методов, в ходе комплексного применения которых обогащается филологический опыт школьников [3] и осуществляется формирование у них УДД. Так, в результате комбинирования приемов активизации познавательных процессов при изучении новых лексических и грамматических единиц трех языков у школьников формируются регулятивные учебные действия [2, с.32-33].

Таким образом, успешно развивающиеся личностные, метапредметные, предметные УУД являются следствием учета филологического опыта учащихся, специфики обучения трем вышеуказанным языкам в школах определенного национального региона, реализации определенной совокупности комбинированных методов обучения дисциплинам лингвистического цикла в условиях активного сотрудничества субъектов образовательного процесса.

Развитие самостоятельности учащихся обеспечивается рационально структурируемыми уроками, разумным упорядочением познавательных процессов, активизирующих учебную деятельность школьников. Решающую роль в данном процессе должно сыграть развитие у школьников умений и навыков, позволяющих самостоятельно осуществлять такие операции, как планирование, контроль и оценка, совершенно необходимые для самоорганизации учебной деятельности. Что же касается уроков русского, родного, иностранного языков – определяющим следует считать развитие коммуникативных способностей, ибо хорошее владение языком, умение общаться на нем дает возможность оперировать материалом изучаемого языка.

В данной связи необходимо отметить важную роль в процессе обучении и воспитания школьников условий их проживания, их быта и традиций, социума. Следовательно, при организации учебно-воспитательного процесса должны учитываться специфические особенности речи, традиций, культуры этноса.

Таким образом, становление универсальных учебных действий в преподавании лингвистических дисциплин предполагает предъявление знаний по неродным языкам в русле пространственного мышления детей, ибо учет их привычного образа мышления в условиях определенного национального региона должно способствовать облегчению процесса усвоения языкового материала, формирования таких познавательных и коммуникативных УДД. Школьники учатся сравнению, классификации, анализу и обобщению языковых фактов, активно участвуют в диалоге, полилоге, общей беседе, следуя общепринятым правилам речевого поведения и речевой культуры. Кроме того, в ходе работы с языковым материалом у них наблюдается формирование целого ряда важных личностных черт: трудолюбия, воли, любознательности, настойчивости, - осуществляемое на основе личностных УДД [2, с.33].

В числе главных условий формирования универсальных учебных действий в процессе обучения языкам следует указать на научно-методическое сопровождение образовательной деятельности школьников в данном направлении, включающее в себя создание вариативных программ работы кружков и факультативов, предпрофильного и профильного обучения, взаимодействия с родителями и т.д.

Квалифицированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса призвано обеспечить развитие у учащихся умений и навыков сотрудничества, участия в жизни социума. Например, учащиеся под руководством педагогов активно проявляют творческие способности при сотрудничестве со школьными и районными библиотеками, домами культуры, дошкольными учреждениями, участвуя в подготовке и проведении викторин и научно-практических конференций, концертов, театра кукол со сказками для дошкольников и т.д.

Таким образом, реализация целостного психолого-педагогического взаимодействия в контексте формирования УДД учащихся в ходе преподавания языков, представленная как взаимосвязанная образовательная деятельность учителя, школьников, семьи и социума, учитывающая этнические особенности национального региона, должна способствовать существенному повышению эффективности усвоения материала как минимум трех контактирующих в учебном процессе языков.

Итогом активного взаимодействия субъектов образовательного процесса становится личность учащегося, характеризующаяся конкретной жизненной позицией и коммуникативными способностями, активно самореализующаяся сначала в коллективе сверстников и взрослых, затем – в обществе в целом. Таким образом, социальный опыт индивида, приобретаемый в процессе психолого-педагогического взаимодействия в условиях учебно-воспитательного процесса школы, выступает в качестве стартового условия, обеспечивающего его успешную социализацию.

Список литературы:

1. Громыко Ю.В. Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности XXI века в образовании. Пособие для учителя. – М.: Пушкинский институт, 2001. – 332 с.

2. Джиоева А.Р. К вопросу о реализации универсальных учебных действий в образовательном процессе школы: теоретический и практический аспекты: Международная научно-практическая конференция. - 2015. –С.32-33.

3. Теоретико-методологические и лингвистические основы формирующегося многоязычия. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) // Официальные документы в образовании. – 2011. – № 8. – C. 9-35.