Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.09.2016

Применение информационных технологий в начальной школе

Хакимова Гульчачак Науфаловна
учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы с. Шингак-Куль, с. Шингак-Куль, Республика Башкортостан, Российская Федерация
Аннотация: В статье раскрыта проблема применения информационных технологий в учебном процессе начальной школы. Рассмотрены подходы к определению понятия «Информационные технологии», в результате анализа различных определений, дана авторская трактовка данной категории. Выявлены причины необходимости внедрения современных информационных технологий в процесс обучения учащихся именно младшего школьного возраста, а также  раскрыты преимущества применения современных технологий, как для учителей, так и для учащихся.
Ключевые слова: информационные технологии, начальная школа, образование, учебный процесс, информация
Электронная версия
Скачать (856.6 Kb)

В настоящее время происходит переход на инновационно-ориентированную модель развития страны, которая характеризуется масштабными социально-экономическими преобразованиями во всех сферах общества, в том числе происходит пересмотр требований к образованию: меняются педагогические методы и приемы, стиль работы преподавателей, происходят структурные изменения в педагогической системе. В связи с этим, на сегодняшний день, актуальной проблемой является внедрение информационных технологий в образовательный процесс, в том числе и в начальной школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, информационные технологии характеризуются как базовая педагогическая технология, которая должна пронизывать весь образовательный процесс.

В образовательной сфере понятие «Информационная технология» наиболее часто стало использоваться в конце 80-х годов XX века, с момента массового внедрения персональных компьютеров в общеобразовательную школу. Вопросами внедрения и использования информационных технологий в процесс обучения занимались и занимаются многие исследователи. Еще более двадцати лет назад Б. Г. Ананьев указывал на перспективы применения различных технических средств в образовании: «На основе объединения технических и педагогических наук, инженерной и педагогической психологии строится новая техническая или индустриальная педагогика… Педагогическая техника и технология становится крупнейшим центром объединения педагогических и технических наук» [1].

Проблеме целесообразности применения информационных технологий в образовании посвящены работы М. П. Лапчика, А. В. Могилева, И. В. Марусевой, И. В. Роберт и т. д. Психолого-педагогические аспекты в применении компьютерной техники в процессе обучения рассматриваются в работах Б. Ф. Ломова, Е. И. Машбица, Л. Н. Бабанина и др. Как показали результаты анализа педагогической литературы, существует множество определений понятия информационные технологии (табл. 1).

Таблица 1. Подходы к определению понятия «Информационные технологии»

Исследователь

Определение

В. М. Глушков

Информационная технология – это процесс, связанный с переработкой информации.

С. А. Смирнов

Информационная технология – это совокупность и последовательность методов и процессов обработки и хранения данных (информации).

В. А. Извозчиков

Информационная технология – это технология машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики.

М. И. Жалдак

Информационные технологии – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Н. В. Макарова

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Таким образом, суммируя различные подходы исследователей, понятие «информационные технологии» можно определить как совокупность различных технологических средств, используемых для обработки, передачи и хранении информации.

Существуют различные классификации информационных технологий. На рисунке 1 показана классификация информационных технологий, широко используемая в образовательной сфере, которая состоит из 6 видов информационных технологий [3].

Рис. 1. Классификация информационных технологий

Итак, рассмотрев классификацию информационных технологий, выявим причины, по которым использование данными технологиями должно осуществляться в начальной школе. Внедрение информационных технологий в процесс образования должен начинаться в младших классах, так как начальная школа – это фундамент образования, от которого зависит дальнейшая успешность ученика. Целесообразность применения информационных технологий в начальных классах можно объяснить по нескольким причинам [4].

Во-первых, возраст учащегося начальной школы является переломным этапом в развитии ребенка, связанный с началом обучения в школе, сменой основного вида деятельности с игровой на учебную и т. д.

Во-вторых, идет формирование набора жизненных приоритетов, происходящее в процессе восприятия сложных социальных взаимосвязей и механизмов и поиска своего места в системе социальных ролей и институтов.

В-третьих, это период интенсивного развития мышления, речи, памяти, воображения, восприятия, самосознания и др.

Рассмотрев основные причины внедрения информационных технологий в образовательный процесс начальной школы, следует отметить преимущества от ее реализации, как для учителя, так и для ученика [2]:

− разнообразное преподнесение необходимой информации ученикам;

− обеспечение наглядности материала;

− индивидуализация обучения;

− дифференциация образовательного процесса с учетом индивидуальных качеств и особенностей детей;

− гибкость в управлении учебным процессом;

− рост объема выполненных упражнений и заданий на уроке;

− расширение информационных потоков и ресурсов;

− повышение мотивации и познавательной активности детей за счет разнообразия форм работы;

− расширение возможности самостоятельной деятельности;

− формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся и т. д.

Таким образом, рассмотрев преимущества внедрения и применения информационных технологий на уроках в начальной школе, можно сделать вывод о том, что использование современных технологий повышает качество образования в целом, так как позволяет проводить уроки на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне.

Итак, проанализировав существующие определения категории «Информационные технологии», можно сделать вывод, что данное понятие имеет сложный и многогранный характер. Дав авторскую трактовку информационным технологиям, выявив основные причины их внедрения в образовательный процесс начальной школы, определив преимущества и эффекты от их использования, можно сделать вывод о том, что важность и целесообразность применения новых технологий в учебном процессе не вызывает никаких сомнений, так как использование информационных технологий позволяет мотивировать учащихся в получении новых знаний, повышает скорость усвоения новой информации, улучшает качество обучения и усиливает активность учащихся.

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Том 1– М.: Педагогика, 1980. – С. 95–96.

2. Бурминова З. П. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.utochka.gvarono.ru/metod/opyt/burminova-zp/r2.pdf (дата обращения: 28.09.2016).

3. Сборник научно-методических материалов по использованию ИКТ в начальной школе: Учебное пособие. – Омск: ОмГУ, 2008. – 114 с.

4. Явич М. П. Некоторые особенности использования икт и компьютерных технологий в дошкольном образование и в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/01/19788 (дата обращения: 28.09.2016).