Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.09.2016

Планирование материальных ресурсов и пути их экономии в гостиничных предприятиях

Гаевая Екатерина Андреевна
магистрант, 2 курс программы «Управление гостиничным бизнесом» Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: Эффективное использование материальных ресурсов, совершенствование организации производства услуг, совершенствование материально-технического снабжения, замена устаревшей техники и оснащения гостиничного предприятия, снижение норм расходов материальных ресурсов положительно влияет на показатели производственно-хозяйственной деятельности гостиничных предприятий. В этом контексте в настоящей статье рассматриваются вопросы значимости планирования материальных ресурсов, пути экономии материальных ресурсов в гостиничных предприятиях.
Ключевые слова: планирование, гостиничное предприятие, материальный ресурс, экономия, ресурсосбережение
Электронная версия
Скачать (843.1 Kb)

Одним из наиболее радикальных и основных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по достижению безубыточной работы и увеличению прибыльности производства: максимизация возможностей более полного использования номерного фонда гостиничного предприятия, снижение себестоимости предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности и качества услуг, сокращение непроизводительных потерь и расходов, рациональное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов.

Основное внимание при этом следует уделить вопросам ресурсосбережения: внедрению прогрессивных нормативов и норм ресурсосберегающих технологий, изучению и внедрению передового опыта в осуществлении режима экономии, организации действенного контроля и учета за использованием ресурсов, моральному и материальному стимулированию работников в борьбе за экономию ресурсов, а также сокращению непроизводительных потерь и расходов.

Резервы улучшения финансового состояния предприятия могут быть выявлены с помощью маркетингового анализа по изучению спроса и предложения, по изучению рынков сбыта и составлению на этой основе оптимальной структуры производства и формированию ассортимента продукции.

Для того чтобы не допустить на предприятии банкротства и вывести его из «опасной зоны», необходимо научиться комплексно использовать внутренние и внешние резервы. К внешним источникам привлечения средств в оборот предприятия относят лизинг, факторинг, выпуск новых облигаций и акций, государственные субсидии, привлечение кредитов под прибыльные проекты.

В особых случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, что означает полный пересмотр производственной программы гостиничного предприятия, организации труда и начисления заработной платы, материально-технического снабжения, управления качеством продукции, подбор и расстановку персонала, ценовой и инвестиционной политики, рынков сбыта и рынков сырья продукции и иные вопросы. Следует отметить, что выбор конкретных мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия зависит от того, какие недостатки в деятельности предприятия были выявлены в процессе анализа, а также от знаний, умений и предпочтений менеджеров, которые будут разрабатывать и внедрять меры по устранению этих недостатков.

Большое влияние на деятельность гостиницы оказывает состояние материально-технической базы. Материальные свидетельства, предъявляемые туристам гостиницами, разнообразны и хорошо продуманы. Это интересные с архитектурной или исторической с точки зрения здания гостиничных предприятий, привлекательные интерьеры, чистота и ухоженность помещений, скорость и качество обслуживания. Но при выборе гостиницы туристы обращают внимание не только на состояние материально-технической базы, но и на ее обеспечение. Важную роль могут сыграть не самые значительные детали – площадь номера, размер и тип кровати, наличие телевизора или интернета.

Внешний вид здания имеет большое значение для гостей при выборе места размещения. Интересное решение по отделке фасада добавит гостинице привлекательности в глазах многих потенциальных постояльцев. При выборе гостиницы первое, на что обращает внимание постоялец, это внешний вид гостиницы. Если видно, что она давно не ремонтировалась, доверия такая гостиница не вызовет. И жить в ней гость не согласится даже при выгодных условиях. В современное время больше привлекают гостиницы с необычной архитектурой или расположенные в исторических постройках, поэтому, при проектировании гостиницы перед архитектором ставится задача, спроектировать здание, которое составит конкуренцию уже существующим предприятиям.

Так же, не мало важную роль при выборе гостиницы является вывеска. Чем она ярче и оригинальна, тем больше шансов, что постоялец остановится в этой гостинице.

Внешний вид здания создает первое впечатление о гостиницы, но большее влияние на выбор постояльца влияет внутреннее оснащение гостиницы.

Зона приема и размещения – первое, что видит турист при входе в гостиницу. Если зона оснащена старой, громоздкой и уже потерявшей свой первоначальный вид мебелью, у гостя возникнут сомнения на счет оснащения номера. И гость может покинуть данную гостиницу, даже не взглянув на него. Оборудовав зону качественной и современной мебелью, администрация гостиницы создаст хорошее впечатление о гостинице.

Составляющим данного фактора, является структура и состояние номерного фонда. Структура номерного фонда зависит от уровня классности гостиничного комплекса. Номер должен быть красивым, уютным, теплым, удобным. Только в таком случае у постояльца появится желание повторно поселиться именно в этой гостинице. Нужно затратить не малые усилия для того, чтобы номер получился комфортным и красивым. Первое что влияет на комфортабельность номера − это качественная мебель. Так же не стоит забывать о качестве сна. Для этого нужно большое внимание уделить постельным принадлежностям. Матрац и подушка должен быть удобен для любого постояльца. При их выборе стоит обратить внимание на наполнители. Сейчас туристы особое внимание уделяют техническому оснащению номеров. Телевизор, холодильник или мини-бар, фен, телефон, кондиционер – должны находиться в каждом номере. Отсутствие одного из составляющих влияет на комфорт постояльца. Учет данного фактора конкурентоспособности гостиничного предприятия предполагает выявление степени соответствия заявленного и фактически реализуемого класса обслуживания клиента. Обеспечение качества услуг размещения, а, следовательно, и конкурентоспособности предприятия во многом зависит от организации работы соответствующей службы гостиницы. Назначение службы эксплуатации номерного фонда − обеспечение обслуживания постояльцев в номерах, оказание бытовых услуг гостям гостиничного предприятия, поддержание необходимого санитарно-гигиенического состояния общественных помещений и гостевых комнат.

Оказание услуг гостеприимства связано с обязательным использованием определенного оборудования и инвентаря, поэтому качество инженерно-технического обеспечения услуги также названо в составе факторов, влияющих на деятельность гостиницы. Современные гостиницы снабжены большим количеством сложного инженерно-технического оборудования. Это центральное отопление, системы: холодная и горячая вода, противопожарная система, канализация, мусоропроводы и вентиляция. Здания оборудованы электросетью, теле- и радио установками, сигнализацией, телефонами. Установлены современные скоростные лифты. Инженерно-техническое оборудование рассматривается как комплекс готовых, постоянно действующих условий, направленных на удовлетворение культурно-бытовых потребностей постояльцев, проживающих в гостинице. Качество этого оборудование влияет на комфорт проживания постояльцев. Обеспечением исправности работы инженерно-технического оборудования гостиницы занимается служба технической эксплуатации [2, с. 40].

Достижения научно-технического прогресса широко используются в индустрии гостеприимства, и особенно в таких областях, как потребительская информация, системы дистрибуции, транспортные перевозки. Развитие телекоммуникационных технологий привело к созданию компьютерных систем бронирования, которые предоставляют возможность пользователям в режиме онлайн бронировать места в средствах размещения. Глобальные системы дистрибуции предоставляют доступ миллионам пользователей: потребитель самостоятельно может составить себе турпакет, сделать необходимое бронирование и отправиться в путешествие по разработанному своими силами маршруту.

Таким образом, можно сделать вывод, что на деятельность гостиницы оказывают влияния как внешние, так и внутренние факторы. Одним из факторов является материально-техническая база. Состояние материально - технической базы гостиницы оказывает влияние на такие показатели эффективности деятельности гостиницы как коэффициент заполняемости гостиницы, прибыль и рентабельность. Показатели являются очень важными для любой гостиницы, поэтому, каждая гостиница стремится их увеличить. Совершенствуя материально-техническую базу, гостиничное предприятие улучшает качество своих услуг, что способствует привлечению большего количества постояльцев. Это способствует эффективности деятельности предприятия средств размещения.

Планирование материально-технического обеспечения (снабжения) гостиниц на современном этапе призвано решать следующие задачи:

1) оно должно обеспечить непрерывность работы гостиничного предприятия, что достигается путем правильной организации поставок материалов в гостиницу в необходимом количестве и соответствующего качества;

2) способствовать повышению технического уровня производства услуг, способствовать внедрению новых технологий и автоматизации процессов, а также расширению ассортимента дополнительных услуг, которые, в свою очередь, являются важнейшим фактором увеличения прибыли гостиницы;

3) материально-техническое обеспечение должно быть направлено на повышение качества обслуживания путем закупки товаров высокого качества для наиболее полного удовлетворения клиента;

4) материально-техническое обеспечение должно быть направлено на повышение производительности труда;

5) план материально-технического обеспечения должен быть направлен на экономию материальных ресурсов;

6) также план материально-технического обеспечения должен быть направлен на выполнение плана прибыли [1, c. 85].

Вопрос энерго- и ресурсосбережения стал особенно востребованным для гостиничного хозяйства в период проявления кризисных явлений, чувствительно затронувших экономику предприятий. Непосредственным следствием кризиса для гостиничного комплекса явилась утрата ранее накопленных преимуществ по формированию доходности за счет высоких загрузки и цен на размещение. Резкое количественное снижение этих параметров, определяющих выручку отелей, ясно продемонстрировало важность учета стоимости всех составляющих при создании гостиничного продукта. Затраты на энергетические ресурсы, электроэнергию и коммунальные услуги стали оказывать гораздо большее влияние на экономику гостиниц, тем более, что последний период ознаменовался беспрецедентным ростом их цены, – лишь в первом полугодии 2016 года в среднем почти на 30%. Внедрение сберегающих технологий и оборудования дает гостиничным предприятиям очевидные преимущества [3].

Это достигается совершенствованием организации производства и материально-технического снабжения, заменой устаревшей техники и внедрением новых технологических процессов. Результат внедрения данных норм в производство должен выражаться в конкретной экономии материальных ресурсов, в снижении себестоимости продукции и в приросте выпуска продукции.

Таким образом, эффективное использование материальных ресурсов, снижение норм их расхода обеспечивает уменьшение расхода основных и вспомогательных материалов (используемых при обслуживании и эксплуатации оборудования) на единицу выпускаемой продукции, а также позволяет снизить расход электроэнергии. Через себестоимость продукции снижение норм расхода материальных ресурсов, положительно влияет на показатели производственно-хозяйственной деятельности гостиничных предприятий (прибыль от реализации продукции, рентабельность производства).

Список литературы:

1. Круль Г.Я. Основы гостиничного дела: учебное пособие / Г.Я. Круль // К.: Центр учебной литературы, 2011. − 368 с.

2. Лазарев А.Н. Экономика гостиничного предприятия: учебное пособие / А.Н. Лазарев, Н.А. Зайцева, С.В. Огнева, Е.Н. Егорова // М.: Кнорус, 2016.

3. Орешкин О.А. Система факторов стратегического планирования и прогнозирования развития гостиничного предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс] – URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5308 (дата обращения: 14.11.2015).