Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.09.2016

К вопросу о развитии деятельностного подхода в отечественной психологии

Джиоева Айна Руфиновна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им К. Л. Хетагурова Владикавказ, Россия
Калабекова Малита Робертовна
студентка четвертого курса психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются основные признаки деятельности как психологической категории. Характеризуется процесс развития деятельностного подхода в отечественной психологии в историко-ретроспективном аспекте. Анализируются точки зрения таких российских ученых, как М.Я.Басов, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн и др. Делается вывод о том, что именно на основе деятельностного подхода сформировалась методологическая база отечественной психологической науки.
Ключевые слова: деятельность, деятельностный подход, психология, игра, обучение, труд, общение как виды деятельности
Электронная версия
Скачать (644.2 Kb)

Категории деятельности принадлежит центральное место в теории и истории отечественной психологический науки. Именно от этой категории и отталкиваются ученые, исследующие сущность и процессуальные характеристики психологии личности. Под деятельностным обычно понимается научный подход, исследующий теоретический, методологический и эмпирический аспекты формирования человеческой психики и сознания в контексте реализации предметной деятельности. Деятельность рассматривается как особый вид активности, осуществляемой с целью познания и творческого преобразования окружающей среды, в том числе самого индивида и условий его существования [2; 4].

Рассмотрим выделяемые учеными-психологами основные признаки рассматриваемой психологической категории. Во-первых, она является творческой, что способствует созданию человеком материальных и духовных ценностей во имя исторического прогресса. Во-вторых, деятельность характеризуется продуктивностью, позволяющей индивиду создавать новые способы удовлетворения собственных потребностей. В-третьих, рассматриваемая категория отличается потребностным характером, ибо при порождении человеком новых путей и средств удовлетворения собственных потребностей у него развивается и усложняется мотивационная сфера. В-четвертых, деятельность опосредована всем ходом исторического развития человечества, ибо с ее помощью осуществляется удовлетворение индивидом как естественных, так и духовных, культурных, познавательных и других потребностей. Наконец, деятельность не является изначальной характеристикой личности, приобретаемой с рождением. Ее развитие осуществляется по мере обучения и воспитания человека.

Начало развития деятельностного подхода приходится на двадцатые годы прошлого столетия, что соответствует периоду психологического кризиса десятых - тридцатых годов, проявившегося в невозможности мотивации феноменов человеческой психики средствами существующих теорий, а также в поиске новых тенденций, теоретических и методологических основ исследования человеческого сознания и психики в целом.

Впервые в отечественной психологической науке деятельность как особая категория была исследована М.Я.Басовым, рассматривавшим ее как особую структуру, представленную отдельными взаимосвязанными актами и механизмами, объединенными общей задачей [1]. Категории сознания и поведения ученый рассматривает именно в структуре деятельности. В качестве ее высшей формы он выделяет деятельность трудовую. Что же касается этапов формирования деятельности, ученый определяет их как, труд, игра и обучение [1].

На единство сознания и деятельности указывает и С.Л.Рубинштейн, по мнению которого, именно психика, опосредованная деятельностью, является предметом изучения психологической науки. Суть сформулированного им базового принципа отечественной психологии состоит в том, что как формирование, так и проявление сознания и психики осуществляются именно в деятельности. Иначе говоря, психика индивида не является независимой субстанцией, изолированной от окружающего мира. Критикуя бихевиористическую концепцию за излишнюю биологизацию подхода к деятельности, ученый рассматривает сознание и поведение как взаимосвязанные и взаимообусловленные категории [5].

Опираясь на глубокий анализ внутренней психической природы личности, исследователь указывает, что ее проявление возможно лишь в отношении к определенному объекту окружающей среды, и следовательно, обязательное условие возникновения любого переживания состоит в соотношении с вызывающим его объектом. Однако при этом, как отмечает ученый, именно внутреннее содержание психики индивида, представленное прежде всего целями и мотивами, определяет сущность его поведения. Таким образом, в основе единства сознания и деятельности (поведения) находится единство сознания и бытия [5].

А.Н.Леонтьев, в отличие от С.Л. Рубинштейна, настаивавшего на изначальном присутствии в сознании индивида внутреннего плана действий, отмечает, что формирование внутреннего содержания сознания осуществляется лишь по мере интериоризации практической деятельности. Иными словами, сознание формируется внешней по отношению к нему средой [3].

Структуру деятельности, по мнению ученого, представляют два взаимосвязанных аспекта – мотивационно-деятельностный и операционально-технический. Составляющими первого являются мотив, цель и условия деятельности. Второй аспект включает действия, операции и психофизиологические основания деятельности.

Дальнейшее развитие теория деятельностного подхода получает на основе исследования видов социальной деятельности индивида, в которую он неизбежно включается. Виды этой социальной деятельности и рассматриваются учеными как виды человеческой деятельности – игра, обучение, труд, общение. Игра представляет собой основной, ведущий вид деятельности ребенка. Обучение как вид деятельности по усвоению знаний, развитию умений и навыков выступает в качестве средства психологического развития. Высшим видом деятельности является труд, характеризующийся такими категориями, как целесообразность и осознанность, направленность на удовлетворение материальных и духовных потребностей как отдельного человека, так и социума в целом. В качестве вида деятельности, направленного на обмен информации между членами социума, выступает общение. Перечисленные виды деятельности, принимая специфические формы, сопровождают индивида на протяжении всей его жизни.

Таким образом, именно на основе деятельностного подхода сформировалась методологическая база отечественной психологической науки. В качестве основной категории исследования выделилась деятельность, посредством которой опосредуются как психическая реальность, так и сознание личности. Теория деятельности сыграла огромную роль в развитии целого ряда прикладных областей психологии, в числе которых детская психология, социальная психология, психология труда, психология управления, психология разных видов профессиональной деятельности, патопсихология и т.д.

Список литературы:

1. Басов М.Я. Общие основы педологии. – М., 1998.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004..

4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. – М.:Владос,2009.

5. Рубинштейн С.Л. Избранные психологические труды. – М., 2006.