Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
14.01.2017

Толерантность как критерий развития общества

Ефимова Лариса Викторовна
начальник методического отдела ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)» г. Казань, Российская Федерация
Аннотация: В статье дан краткий исторический анализ понятию толерантность.  В современном обществе толерантность чаще всего имеет религиозную и духовную направленность. При этом немаловажную роль занимает смещение вектора толерантности в сторону тоталитаризма.  Понятие толерантность как свободомыслие и свобододуховность человека подменяется возвеличиванием, абсолютизацией свободы любой индивидуальности, что ведет к отрицанию моральных принципов и в итоге свобода перейдет во вседозволенность.
Ключевые слова: толерантность, духовность, религия, свобода, тоталитаризм, общество
Электронная версия
Скачать (784.6 Kb)

В современном мире критериальной оценкой высокоразвитого общества является экономическая и политическая оценка. При этом для более адекватного анализа духовного развития общества необходимо рассматривать такой феномен как межкультурная и межнациональная коммуникация, вытекающая в толерантность. Проблема понимания толерантности является одной из остростоящих и актуальных в современном мире. В связи с разными уровнями развития социокультурных систем толерантность в разных обществах имеет и свою оценку.

Обращаясь к понятию толерантности надо отметить ее историческое развитие. Точную дату появления толерантности установить невозможно, так же, как и установить конкретный формат толерантности. На протяжении всего развития общества понятие толерантности менялось, трансформировалось, принимало различные виды. Начиная с возникновения человека надо отметить, что такого принципа как терпимое отношение к человеку из другого племени, с его традициями, обычаями, духовной жизнью не существовало. Не существовало этого и при рабовладельческом строе, когда к человеку относились как к товару. Чаще всего, рабы – это были люди, захваченные во время войн с другими государствами и странами. Что говорит о неприятии к этническим и религиозным различиям.

В XVII – XVIII вв. разрастается количество религиозных войн и это приводит к формированию сначала в рамках философии, общественного сознания идеи толерантности. В XVIII в. философы – великие умы того времени, очень остро поднимали вопрос равноправия и свободы личности. Одним из взглядов на толерантность с точки зрения свободы и равенства надо отметить воззрения Ж.-Ж.Руссо. Он желал, чтобы человек постоянно стремился к самосовершенствованию, чтобы никакая политическая власть не могла управлять человеком, а только разум был критерием принятия решений. Руссо поднимал вопросы толерантности не только религиозной, но и гендерной, а именно, о взаимоотношении полов. Он одним из первых поднял вопрос половой толерантности.

В своем произведении «Эмиль, или о воспитании» Ж.-Ж.Руссо рассматривает женщину, начиная с анатомических различий, заканчивая теми качествами характера, которые должна развивать в себе женщина для привлечения мужчины. При этом философ понимает женщину как «другое», «тайну», являющейся второй половинкой мужчины. Поэтому мужчина и женщина по своей сути не могут быть одинаковы ни по характеру, ни по темпераменту. В своем произведении он показал, что женщина всегда должна находиться не впереди мужчины, а за ним. «При единении полов оба они равно содействуют общей цели, но не одинаковым способом. Из этого различия рождается первая осязаемая разница между нравственными отношениями того и другого. Один должен быть активным и сильным, другой пассивным и слабым; необходимо, чтобы один желал и мог, и достаточно, чтобы другой оказывал мало сопротивления» [1, C.145]. Равенство мужчин и женщин у Руссо заключается в их биологическом сходстве как представителей человеческого рода: «…схожи многие, органы, потребности, способности. Однако, как общественные существа они равны, и это объясняется их врожденными характеристиками» [1, C.542]. При этом мыслитель очень уважительно относится к женщине, высказывая, что женщина – это нормальный человек. Что не укладывалось в привычные рамки восприятия женщины того времени. Женщина считалась существом низшего порядка, недалеким, несравнимым с мужчиной, а мужчина исключительно активным, жестким и деятельным. Толерантность полов Руссо рассматривал через призму социального взаимодействия, что было инновационным для мыслителей XVIII в. В дальнейшем взгляды Ж.-Ж.Руссо позволили наметить важнейшие принципы в осмыслении пола как гендера и современного подхода «равенство полов в их различии», «единства в многообразии».

Такие ученые как Гоббс, Вольтер, Руссо высказывали свое мнение о жестоких религиозных столкновениях и религиозной нетерпимости, что является духовной составляющей человека.

Именно Вольтер одним из первых в «Трактате о веротерпимости» показал наличие различных вер и религий в одном обществе, что не должно вести к непониманию, смутам и волнениям. «Она (веротерпимость) естественным образом разъединяет мнения в стране, разделенной на множество сект, ни одна не может претендовать на господство, и потому, все они считаются спокойными» [2]. При этом он резко выступал против людей, которые утверждали, что свобода мысли ведет к уничтожению морали, а нетерпимость есть путь к счастью людей. Ведь нетерпимость есть нежелание рассуждать, мыслить и с пониманием относиться к иным вероисповеданиям. «…И мы отнюдь не должны смешивать свободное мышление – результат работы ума, с безнравственными правилами, проповедуемыми подонками общества во всех странах. Эти правила – плоды грубых инстинктов, а не разума, с ними можно бороться и уничтожать их только разумом» [2].

Вальтер в своих трудах рассматривал не только веротерпимость, но и охрану прав людей. Человек имеет свое мнение и привносит его в общество, не нанося при этом никакого вреда другим людям, что коррелирует с правом на свободу личности и собственности и терпимость к людям другой расы. А слова «Возлюби ближнего своего как самого себя» должны восприниматься в чистом виде без поправок на расовую, обрядовую и этническую составляющие.

В современном обществе немаловажную роль играет религиозная и духовная толерантность. В настоящее время при быстрых социальных изменениях, перемещениях религиозных меньшинств, тотальных миграциях населения, проблема религиозной толерантности стоит очень остро. 16 ноября 1995 года в Париже была подписана Декларация принципов толерантности в которой говорилось, что толерантность – это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [3]. Однако надо отметить, что религиозная толерантность является одной из самых первых проблем, которая не разрешима и по сей день. Единственным правильным решением будет нахождение «золотой середины», позволяющей терпеливо относится к культурам, религиям, самобытности, обрядовости инакомыслящих, но при этом не забывать и о собственной самобытности.

Толерантность как терпимость, правильное понимание других культур может трансформироваться в принятие, растворимость собственной культуры в пришлой. Здесь толерантность будет выступать как фактор отмирания культуры принимающей стороны. Если углубиться в историю, то можно увидеть отсутствие какой-либо толерантности за весь исторический период существования человечества: войны, религиозное преследование, расовая дискриминация.

В Российском обществе формирование нетерпимости складывалось еще с дореволюционных времен. Испокон веков православие считалось государственной религией, что повлекло негативное отношение к другим религиям. После революции семнадцатого года инакомыслие отвергалось так же, как и вероисповедание. А если и проявлялось, то к таким взглядам относились крайне негативно. Девяностые годы двадцатого века дали новый толчок для появления новых религиозных течений и организаций, что повлекло за собой религиозную нетерпимость во многих слоях населения. При этом российское законодательство обеспечивает равенство религиозных объединений перед законом, создает условия для терпимости. Нередко закон нарушается в связи с тем, что массовая культура остается на том же уровне, не успевая претерпевать изменения в обществе.

При этом, подходя к сравнению религиозной толерантности российского и западного обществ, надо отметить, что российский формат является более четким, не размытым, что нельзя сказать о западном варианте. Сегодня в западно-европейском обществе понятие толерантность как свободомыслие и свобододуховность человека подменяется возвеличиванием, абсолютизацией свободы любой индивидуальности. Это означает, что любые взгляды, мнения, мысли человека всегда верны, несмотря ни на что. И это есть априорная форма толерантности. Критиковать суждения, другие точки зрения является нетолерантным, так как это задевает свободу личности.

Вектор толерантности меняет свое направление: если раньше человек воспринимался как индивидуальная личность со свои внутренним миром, готовый открыться миру, то сейчас окружающий мир не должен мешать человеку в его индивидуальности, чтобы не задеть его личные чувства. В данном виде, человек – это венец природы, вокруг которого должен вертеться весь мир. Происходит переход агрессивной толерантности в тоталитаризм. В обществе нагнетается толерантность, не давая человеку выражать свои мысли и чувства относительно других людей. Эта позиция молчания становится политическим строем, приближенным к тоталитаризму, где имеется полный контроль общества. Самовыражения в любой форме безжалостно и беспощадно подавляются, происходит с одной стороны уравнивание общества, с другой стороны все люди в таком обществе считаются свободными, со своим вероисповеданием, свободой выбора. Накладывание этих тенденций друг на друга ведет к уничтожению одной из них. В настоящее время все это происходит не в пользу личности. Свобода личности как свобода духа и мысли в дальнейшем может стать не толерантной, открыв дорогу материальной свободе, которая не будет скована моральными принципами и в итоге свобода перейдет во вседозволенность.

В завершении, вспомним слова канадского философа Ч. Тейлора, который на мировом политическом форуме в Ярославле сказал, что «интегрировать вновь прибывших и бороться с дискриминацией можно только в том случае, если общество принимающей стороны убеждено, что приток иммигрантов – это благо, если население приветствует большее культурное разнообразие, поскольку считает, что оно способствует более динамичному развитию и раскрытию творческого потенциала» [4]. Именно эти слова, по-нашему мнение, наиболее точно характеризуют терпимость и принятие мировоззрений, религий и обрядовости различных этнических групп.

Список литературы:

1. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. 656 с.

2. Интернет-сайт ««Вне насилия» Антимилитаристский проект» // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://Antimilitary.narod.ru/antoligy/Voltaire_calas.htm (дата обращения: 08.01.2017)

3. Толерантность. Гармония в многообразии // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 08.01.2017)

4. http://2010.qpf-yaroslavl.ru/viewpoint/CHarl-z-Tejlor-Zaschisohaya-mul-tikul-turalizm (дата обращения: 08.01.2017)