Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
17.01.2017

Совершенствование методических основ разработки проектной документации экологической экспертизы

Денисова Ольга Сергеевна
студентка 3 курса факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Россия
Катаева Наталья Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента и маркетинга факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Россия
Аннотация: В настоящее время использование различных методологических подходов к проведению экологической экспертизы проектов на практике достаточно затруднена. Это обусловлено необходимостью придерживаться правил, прописанных в нормативных и законодательных актах. При этом сама процедура проведения экологической экспертизы может быть существенно упрощена.
Ключевые слова: методология, экология, проект, экологическая экспертиза, окружающая среда
Электронная версия
Скачать (682.3 Kb)

Во всем цивилизованном мире в последние десятилетия все больше внимания уделяется вопросам результативности экологического управления и контроля [1], где важнейшее место занимает соблюдение природоохранных правил и норм на всех этапах осуществления того или иного проекта [7]. Не секрет, что еще на стадии подготовки проектной документации важно оценить воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду в будущем и снизить их до минимума [11].

Для воплощения этой идеи в России был принят федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе». Благодаря принятию данного Федерального закона был создан действенный механизм учета экологической составляющей при принятии хозяйственных решений и увеличена область действия надзорных и контролирующих органов [5]. Экологическая экспертиза в тексте закона определяется как «установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду». Вышеуказанный закон полностью коррелирует с международным экологическим правом и имеет важнейшее значение для реализации экологической доктрины Российской Федерации [3].

Однако, как отмечается экспертами, в последнее время экологическая экспертиза теряет преимущество и нуждается в усовершенствовании [2]. Состояние системы в целом можно оценить как кризисное. Причинами такой ситуации являются обостряющаяся бумажная волокита, нарастающая деформация права, злоупотребление при проведении исследований и снижение качества экспертных работ.

Исправить данную ситуацию был призван Приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в российской Федерации». Согласно Положению, оценка воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий [9].

Важно отметить, что ОВОС имеет предупредительный характер и нацелена на эффективное управление природопользованием и охрану окружающей среды. Эти факты повышают эффективность системы экологической экспертизы в целом, так как предупредить негативное воздействие на окружающую среду проще, чем устранить последствия этого влияния.

Несмотря на многообразие законов и подзаконных актов, нормативной документации, используемых при разработке ОВОС для проекта [10], специалисты не перестают говорить о распространенных и частых ошибках в предпроектной и проектной документации [6], предоставляемой на государственную экологическую экспертизу [8]. Такие упущения препятствуют быстрому и эффективному прохождению комиссии и получению положительного заключения. Заказчики и разработчики документации вынуждены тратить дополнительные средства на доработку документации и повторное прохождение экспертизы в соответствующих органах власти [4].

С целью помочь разработчикам в подготовке проектной документации, предоставляемой на государственную экологическую экспертизу [12], было решено проработать нормативные документы, относящиеся к данному вопросу и сформулировать рекомендации.

В качестве основных источников нормативно-правовой информации использовались:

  • Постановление Правительства России от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
  • Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»;
  • СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»;
  • СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства».

Итогом изучения, анализа и обобщения перечисленных документов стали методические рекомендации. Они содержат особым образом скомпонованную информацию, устанавливают порядок и обозначают важные моменты проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Рекомендации полезны для участников и исполнителей, задействованных в разработке проектной документации, предоставляемой на государственную экологическую экспертизу. Цель – обобщить и конкретизировать материалы о содержании раздела «Мероприятия по охране окружающей среды», чтобы упростить работу проектных организаций и сократить количество ошибок. Нет сомнений, что совершенствование методического аппарата в рамках экологической экспертизы будут способствовать повышению качества оказываемых государственных услуг и улучшению экологической ситуации на территории регионов.

Методические рекомендации содержат перечень разделов с кратким описанием минимума, который должен входить в технический отчет об инженерно-экологических изысканиях, проведенных в рамках ОВОС. Содержание представлено в виде блок-схемы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура содержания оценка воздействия на окружающую среду

Рисунок 1 – Структура содержания оценка воздействия на окружающую среду

В качестве обязательного подраздела рекомендуется включить оценку гидрологических условий на территории планируемой хозяйственной и иной деятельности. Раздел, содержащий предложения по предотвращению и минимизации неблагоприятных воздействий, аварийных ситуаций на объекте, назван в данном методическом пособии «Компенсационные меры».

Разработанные рекомендации являются не только теоретическим обобщением нормативных документов, но и предполагают практическое применение, учитывая актуальность совершенствования методологических основ разработки предпроектной и проектной документации для предоставления на государственную экологическую экспертизу для крупных и мелких предприятий. Возможно создание информационного раздаточного материала в виде буклетов, брошюр, памяток.

Создание подобных «шпаргалок» несомненно будет способствовать повышению качества оказываемых государственных услуг и улучшению экологической ситуации в стране, повышению уровня изученности окружающей природной среды.

Список литературы:

1. Sozinova A.A., Zhelnina E.V., Prokhorova V.V., Zelinskaya M.V., Putilina I.N. Economic environment activities of russian corporations // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № S1. С. 52-56.

2. Анисимов А.В. Экологический менеджмент [Текст] : учеб. пособие / А. В. Анисимов, Т. Ю. Анопченко, Д. Ю. Савон. - Москва : КноРус, 2013. - 351 с. ; 22 см. - Библиогр.: с.332-334

3. Битюкова В. Р. Социально-экологические проблемы развития городов России: Монография/В. Р. Битюкова – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 448 с.

4. Бояринцев С.А., Грабар А.А. Инновационный подход к управлению и развитию команды проекта // В сборнике: Экономика и банковская система: теория и практика материалы заочной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет"; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве РФ». 2016. С. 87-90.

5. Гарнов А. П., Краснобаева О. В. Аспекты экологической ответственности хозяйствующих субъектов Российской Федерации: Монография/А. П. Гарнов, О. В. Краснобаева – М.: Инфа-М, 2014. – 191 с.

6. Грабар А.А. Экономический подход к классификации социально-значимых проектов на региональном уровне // В сборнике: Общество, наука, инновации (НПК - 2014) Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция: сборник материалов: общеуниверситетская секция, БФ, ГФ, ФЭМ, ФАВТ, ФАМ, ФПМТ, ФСА, ХФ, ЭТФ. Вятский государственный университет. 2014. С. 597-600.

7. Грабар А.А., Нечаев А.В. Методы проектного управления // В сборнике: Общество, наука, инновации (НПК - 2015) Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция: Сборник материалов: Общеуниверситетская секция, БФ, ХФ, ФСА, ФАМ, ЭТФ, ФАВТ, ФПМТ, ФЭМ, ФГСН, ЮФ. ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет». 2015. С. 2075-2078.

8. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник/О. И. Крассов. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Норма – Инфа-М, 2012. – 624 с.

9. Ксенофонтов Б. С., Павлихин Г. П., Симакова Е. Н. Промышленная экология: Учебное пособие / Б. С. Ксенофонтов, Г. П. Павлихин, Е. Н. Симакова. - М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФА-М, 2013. - 208 с.

10. Созинова А.А. Аналитическое и методологическое сопровождение проектов развития региона // В мире научных открытий. 2013. № 11.10 (47). С. 162-170.

11. Созинова А.А., Ганебных Е.В., Голомидов Е.Н. Проблемы маркетинга энергопредприятия // В сборнике: Общество, наука, инновации (НПК - 2015) Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция: Сборник материалов: Общеуниверситетская секция, БФ, ХФ, ФСА, ФАМ, ЭТФ, ФАВТ, ФПМТ, ФЭМ, ФГСН, ЮФ. ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет». 2015. С. 2113-2120.

12. Созинова А.А., Таймасов А.Р. Инструментарии взаимодействия предпринимательских структур и органов государственной власти // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 8. С. 348-351.