Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
17.01.2017

Применение концессионных соглашений как фактор развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации

Дубов Игорь Сергеевич
студент «Кредитно-экономического» факультета Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье автором проанализирована практика применения концессионных соглашений в Российской Федерации, рассмотрена статистика применения концессионных соглашений в ноябре 2016 года, выделены основные факторы эффективности применения концессионных соглашений, а также преимущества применения и перспективы развития концессионных соглашений в Российской Федерации.
Ключевые слова: экономика, регион, инфраструктура, концессия, концессионное соглашение, региональная инфраструктура, промышленность, государственно-частное партнерство, реальный сектор экономики, инвестиции
Электронная версия
Скачать (850.1 Kb)

Развитие объектов инфраструктурного комплекса, будь то социальные, транспортные, энергетические и т.д., тесным образом связано с инновационным преобразованием национальной экономики. Государство заинтересованно в более эффективном расходовании бюджетных средств во всех отраслях экономики, а также в привлечении частного сектора и рыночных компетенций. Одним из инструментов привлечения частных инвестиций для развития и улучшения общедоступной инфраструктуры выступает концессия.

Одной из наиболее актуальных проблем в сфере использования концессионных соглашений для реализации инфраструктурных проектов является отсутствие обобщенного опыта в реализации данных проектов, что осложняет сотрудничество частной и публичной стороны, а также принятие эффективных и продуманных решений для обоих сторон.

Концессию нельзя считать молодым механизмом. Принято считать, что концессия возникла еще в Древнем Риме. Россия тоже имеет богатую историю применения концессии. В России концессии стали активно применятся еще со времени правления Петра Первого. Также концессия широко применялась и в Советской России во время НЭПа.

Новый виток применения концессионных соглашений в России связан с распадом СССР и переходом к рыночной экономике. В Российской Федерации общепринятое определение концессионного соглашения дано в третьей статье федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 №115-ФЗ: «По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности» [1].

Концедент – это Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование представленное уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления [2, с. 6].

Концессионер – это индивидуальный предприниматель, российское и иностранное юридическое лицо, либо объединение юридических лиц. В соответствии с Федеральным законом № 115 – ФЗ отбор концессионера проводится на конкурсной основе. При этом конкурс может быть как закрытым, так и открытым [2, с. 6].

Можно выделить следующие основные признаки концессии:

  • Партнерство основано на договоре;
  • Предметом концессии выступает государственная и муниципальная собственность;
  • Выплата платежей (регулярных или единовременных) концессионером концеденту за владение и пользование объектом концессионного соглашения;
  • Обязательное участие частного лица (концессионера) в создании и реконструкции объекта концессионного соглашения и осуществлении его обслуживания;
  • Частному лицу передаются только права владения и пользования, но право собственности сохраняется за концедентом.

Другими словами, смысл концессионного соглашения заключается в передаче прав владения и пользования государственной собственностью частному лицу (чаще всего) на условиях срочности и на возмездной основе. Важно отметить, что право собственности остается за публичной организацией.

Главным нормативным актом, регулирующим в нашей стране отношения связанные с концессионными соглашениями, является Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115 – ФЗ.

Данный закон регулирует отношения, связанные с подготовкой, заключением и прекращением концессионных соглашений. Также в законе определяется перечень объектов соглашения и особенности их передачи в концессию, а также права и обязанности концедента и концессионера и гарантии их законных интересов. Закон предусматривает единственную модель договора, при которой концессионер осуществляет строительство или реконструкцию объекта соглашения, находящегося на правах собственности у концедента с последующей эксплуатацией данного объекта концессионером на праве владения и пользования.

Также отношения, связанные с концессионным соглашением, регулируются следующим нормативно-правовыми актами:

  • Гражданским кодексом РФ (регулируются отношения, связанные с заключением, выполнением и расторжением договоров);
  • Налоговый кодекс РФ (предусматривает особенности исчисления и уплаты налогов при заключении концессионного соглашения);
  • Постановления Правительства РФ.

Данными нормативно-правовыми актами регулируется механизм концессионных соглашений в нашей стране. Стоит отметить, что данная нормативная база требует еще оптимизации и дальнейшего развития, например, с 1 января 2017 года в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» вносятся изменения, направленные на конкретизацию и оптимизацию закона.

С каждым годом в нашей стране увеличивается количество заключенных концессионных соглашений. В ноябре 2016 года в 12 субъектах Российской Федерации были утверждены перечни 1925 объектов, в отношении которых будут организованы концессионные конкурсы.

Всего было объявлено 190 концессионных конкурсов, среди которых 17 конкурсов с объемом инвестиций от 100 млн. руб. до 1 млрд. руб. Конкурсы объявлены преимущественно в сфере ЖКХ, при этом 134 конкурса со сроком концессионного соглашения свыше 5 лет. Среди объявленных конкурсов - 67 частных инициатив.

Максимальный объем инвестиций в рамках одного конкурса - 650 млн. руб. Максимальный срок концессионного соглашения среди объявленных конкурсов - 49 лет. Общий объем объявленных инвестиций в рассматриваемом периоде конкурсов - 7,19 млрд. руб., который не является суммарным объемом инвестиций, поскольку в 95 из 190 объявленных в ноябре 2016 года конкурсов в конкурсной документации отсутствует информация об объемах инвестиций. В ряде случаев объем инвестиций определяется по результатам конкурсов.

В ноябре 2016 года в России было отменено 23 концессионных конкурса в 18 субъектах РФ. Все отмененные в ноябре 2016 года конкурсы относятся к сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также обращения с отходами.

В ноябре 2016 года в России завершен 131 концессионный конкурс (подведены итоги, определены победители), преимущественно в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, 1 конкурс завершен в социальной сфере, 1 - в транспорте.

В рассматриваемом периоде завершены 43 конкурса, объявленные по инициативе частной стороны. При завершении конкурсов этой категории, если других заявок на участие в конкурсе не поступило, предполагается заключение концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса. При поступлении заявок от других лиц победитель определяется на конкурсной основе.

В ноябре 2016 года 59 завершенных конкурсов «не состоялись в связи с отсутствием допущенных участников». В этих случаях при отсутствии заявок или несоответствии поданных заявок требованиям конкурсной документации конкурс считается завершенным без возможности заключения концессионного соглашения.

В ноябре 2016 года 47 конкурсов признаны несостоявшимся по решению концедента в связи с тем, что по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе было представлено менее двух заявок, они получили статус «несостоявшиеся с единственным участником». В соответствии с законодательством, в таких случаях конкурсная комиссия рассматривает заявку/конкурсное предложение единственного участника, и при соответствии предложения условиям конкурсной документации, с единственным участником может быть заключено концессионное соглашение.

По итогам 4 состоявшихся конкурсов решением конкурсных комиссий определены победители, с которыми должны быть заключены концессионные соглашения.

Суммарный объем инвестиционных обязательств по завершенным конкурсам - 2 млрд. руб., при этом в 87 из 153 завершенных конкурсов в ноябре 2016 года объем инвестиций не определен [9].

Опыт обобщения практики применения концессионных соглашений на территории Российской Федерации позволяет утверждать, что для наиболее объективной оценки количества реализуемых концессионных соглашений в Российской Федерации стоит отдельно выделить такое понятие, как «концессионный проект».

Концессионный проект – создание (реконструкция) и последующее использование (эксплуатация) одного или более объектов государственной или муниципальной собственности на основе заключенных концессионных соглашений.

Это делается для того, чтобы оценить реальный объем применения концессии в нашей стране, т.к. для реализации одного концессионного проекта может потребоваться заключение более ста концессионных соглашений, что в свою очередь приводит к завышению данных.

Наибольшее количество инвестиционных проектов осуществляется в четырех отраслях: жилищно-коммунальная, транспортная, социальная и энергетическая. Наибольшее количество проектов реализуется в социальной и транспортной отраслях, а наименьшее в сфере ЖКХ (несмотря на то, что количество проектов в этой в сфере ежегодно увеличивается). Такая ситуация в немалой степени обусловлена наиболее приоритетными задачами долгосрочного социально-экономического развития как на федеральном уровне, так и на региональном.

В социальной сфере наибольшее количество концессий заключается и реализуется в сфере здравоохранения, что позволяет сделать вывод о том, что на данный момент эта сфера является наиболее перспективной. Также большое количество проектов реализуется в сфере спорта и туризма. Все это говорит о том, что частный сектор заинтересован инвестировать в объекты социальной инфраструктуры. В первую очередь, это связано с большим износом основных фондов в данной сфере, который сопровождается большим потенциалом.

В транспортной отрасли заключается большое количество концессионных соглашений, связанных со строительством автомобильных дорог. Реализация проектов в этой отрасли облегчается тем, что в соответствии с законодательством концедент имеет право осуществлять прямые платежи концессионеру в проектах дорожной отрасли.

В энергетической отрасли большинство соглашений заключается на объектах теплоснабжения и теплоэнергетики, в основном это связанно с суровым климатом в нашей стране. Больше концессий в данной сфере находятся на этапе строительства и реконструкции, что говорит об эффективном применении концессии именно в направлении развития инфраструктуры. Однако, опасения вызывает тот факт, что заключенные соглашения не носят системный характер, т.е. концессии направлены на отдельные части имущественного комплекса – котельные, тепловые пункты и т.д.

В коммунальной инфраструктуре основные инфраструктурные проекты связаны с переработкой и утилизацией твердых бытовых отходов, а также развитием систем водоснабжения и водоотведения. Для модернизации отрасли необходим приток инвестиций и компетенций частного сектора, и Правительство России заинтересовано в развитии механизма заключения концессионных соглашений. В частности, были внесены изменения в типовое концессионное соглашение в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, в которое включена методика регулирования тарифов на оказываемые концессионером услуги, а также значение долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и порядок возмещения его расходов.

В целом, если рассматривать региональную структуру концессионных соглашений, то можно отметить, что менее 10 % соглашений находятся на стадии эксплуатации, остальные же на стадии строительства и реконструкции.

Из приведенной выше анализа можно сделать вывод, что в большинстве своем регионы заинтересованы в привлечении частных инвестиций, но для этого необходимо выполнение ряда ключевых факторов, которые влияют на успешность применения концессионных соглашений для субъектов РФ и их муниципалитетов:

  • наличие нормативно-правовой базы на уровне региона, которая регулирует отношения, связанные с концессионными соглашениями. Примером может служить Постановление Правительства Воронежской области «О порядке принятия решений о заключении концессионных соглашений от 18 февраля 2011 года»;
  • наличие в регионе государственных органов и структур, которые специализируются на проработке и сопровождении концессионных проектов или оказании соответствующих инжиниринговых и консультационных услуг;
  • желание государственных органов региона применять концессионные соглашения и учитывать выгоды от принятия концессионных соглашений;
  • стабильная политическая ситуация в регионе и отсутствие видимых политических рисков, которые могут отрицательно повлиять на выполнение концессионных соглашений;
  • высокая инвестиционная привлекательность региона и стабильный кредитный рейтинг субъекта. Данные факторы позволяют гарантировать концессионеру возврат инвестированных в объект соглашения средств;
  • высокая конкуренция между частными компаниями способными участвовать в реализации концессионного соглашения, что в свою очередь позволит эффективно проводить конкурсные процедуры и выбирать партнера, который может обеспечить наиболее эффективное выполнение инфраструктурного проекта;
  • наличие системного подхода в отношении развития инфраструктуры и привлечения внебюджетных средств.

Необходимо выделить следующие преимущества концессионной модели для достижения устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ:

1) Привлечение и направление внебюджетных средств для строительства, реконструкции и эксплуатации дорогих в обслуживании инфраструктурных объектов, а также ускоренное развитие данных объектов инфраструктуры, особенно в сложившихся условиях нехватки бюджетных средств на всех уровнях;

2) Использование управленческого опыта, технологий и профессиональных компетенций частного партнера для реализации инфраструктурных проектов;

3) Разделение рисков с частным партнером в области развития инфраструктурных проектов;

4) Предоставление одним частным партнером решения по инфраструктурному объекту на весь его жизненный цикл, т.е. строительство/реконструкцию и последующее управление объектом;

5) Улучшение инвестиционного климата региона и привлечение российских и зарубежных инвесторов в развитие социальной инфраструктуры.

Основные риски при заключении концессионного соглашения связаны с проблемами в законодательстве и неспособностью государства в некоторых ситуациях обеспечить гарантии выполнения соглашения.

Можно выделить следующие перспективы в применении практики концессионных соглашений в нашей стране:

  • в связи с все большей нехваткой бюджетных средств, будут появляться новые группы объектов, в отношении которых будут заключаться концессионные соглашения;
  • в связи изменениями законодательства в сфере регулирования концессий, будет увеличиваться количество концессионных соглашений в сфере коммунальной инфраструктуры;
  • прогнозируется увеличение интереса со стороны органов исполнительной власти к механизму концессии;
  • будет увеличиваться региональная законодательная база применения концессии.

Учитывая все выше перечисленное можно сделать вывод, что практика применения концессии в нашей стране достаточно разнообразна. Большинство экспертов поддерживают применение концессионных соглашений в нашей стране, и с ними следует согласиться. На данный момент регионы нуждаются в привлечении инвестиций, но бюджеты не могут обеспечить необходимый объем вливаний. Следовательно, необходимо привлечение частных инвестиций как отечественных, так и иностранных.

Еще одно преимущество концессионных соглашений заключается в возможности привлечения средств в исконно проблемные сферы, такие как: коммунальная сфера, сфера образования, здравоохранения и конечно транспортная инфраструктура. На данный момент сложилась такая ситуация, что данные сферы недофинансируются и в ближайшей перспективе, скорее всего, не получат должного финансирования, а состояние инфраструктуры в этих сферах напрямую связанно с социальными вопросами в нашей стране.

Также концессионное соглашение может помочь решить еще одну значительную проблему в нашей стране – нецелевое использование бюджетных средств и коррупционные проявления. Частный партнер имеет большую заинтересованность в эффективном использовании средств и проведении качественных работ при реализации инфраструктурных проектов, так как от этого зависит его будущий доход на этапе эксплуатации объекта соглашения. Однако стоит отметить, что это не всегда так, особенно если в реализации проекта используются бюджетные средства. В этом случае необходим строгий финансовый контроль со стороны государства за использованием данных средств. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что контроль необходим и за деятельностью публичных органов, т.е. в рамках концессионного соглашения происходит некое уравновешивание, путем взаимного контроля публичного и частного партнера.

Применение концессии также возможно в сфере приватизации. В настоящий момент необходимо отметить тот факт, что по ряду причин, в первую очередь, в связи со сложной общеэкономической ситуацией в стране, замедлился процесс приватизации. Об этом может свидетельствовать тот факт, что план приватизации предприятий выполняется не в полной мере, многие предприятия выставляются на торги по нескольку раз и не могут найти покупателя. Т.к. план приватизации уже разработан, то государственные и муниципальные органы не хотят вкладывать бюджетные средства в предприятия, которые будут приватизированы. В итоге такие предприятия могут работать на износ или вообще простаивать по два, три года (т.к. план приватизации носит стратегический среднесрочный характер). Следовательно, инвестиционная привлекательность таких предприятий резко сокращается. Какому инвестору нужен, к примеру, завод с почти полностью изношенными основными фондами на грани банкротства? В этой ситуации концессия может сыграть положительную роль. Как раз в период между датами занесений в план приватизации и исполнением этого плана, предприятия могут отдаваться частным партнерам на условиях концессионного соглашения. Это позволит сохранить инвестиционную привлекательность предприятия, а также увеличить шансы приватизации, т.к. частный партнер, скорее всего, захочет приватизировать предприятие, в которое инвестировал собственные средства. Данное предложение можно отнести не только к предприятиям, но к земельным участкам, зданиям и т.д., которые находятся на балансе государственный и муниципальных органов, но на самом деле просто простаивают. Однако, стоит отметить, что со стороны частного партнера могут иметь место неправомерные действия с целью ухудшения ситуации на публичном объекте с целью снижения будущей стоимости приватизации. Из этого можно сделать вывод, что в данной ситуации необходим более жесткий контроль за исполнением концессионного соглашения.

Концессионное соглашение также может быть использовано в реализации крупных инфраструктурных проектов. Примером может служить, реализация проектов по подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года в России. Например, в республике Мордовия был заключен ряд концессионных соглашений, направленных на строительство стадиона в городе Саранск. Естественно, это помогло разгрузить не только бюджет республики, но и федеральный бюджет.

Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что такой инструмент как концессионное соглашение может играть большую роль в развитии инфраструктуры регионов России, но для этого необходимо создать ряд условий, а самое важное это, чтобы руководители, а также государственные и муниципальные органы проявили желание применять концессию в своей деятельности.Регионы в сложившейся экономической ситуации нуждаются в привлечении частных инвестиций для реализации проектов. В этом не малую помощь может оказать применение концессии.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115 – ФЗ.

2. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в РФ.-М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. - 56 с.

3. Чернышев А.И. Необходимость использования концессионных соглашений в деятельности органов местного самоуправления // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты [Текст]: Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции (17-18 сентября 2015 года), Юго-Зап. гос. ун-т., ЗАО «Университетская книга», Курск, 2015. – С. 152-154.

4. Кочеткова С.А. Использование концессии как перспективного механизма реализации инвестиционных ГЧП-проектов в регионе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №11. – С. 424-429.

5. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2015. – 38 с.

6. http://jurnal.org/articles/2015/ekon141.html

7. http://p3institute.ru/

8. http://economy.gov.ru/minec/main

9. http://www.investinfra.ru/

10. Вертакова Ю.В. Борисова М.С., Борисов А.М. Оценка эффективности публичного управления в России на региональном уровне: проблема выбора индикаторов развития // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2014. - №4 - С.27 -38.

11. Егорова Т.Н., Шманев С.В. Государственная политика и экономические процессы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 9. – С. 54-62.

12. Егорова Т.Н., Шманёв С.В., Герасин О.Н. Институционально-синергетический подход к инновационно-инвестиционной деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2012. - № 2. - С. 239-247.

13. Луговской А.М., Плисецкий Е.Л. Мониторинг состояния окружающей среды маргинальных территорий для оценки потенциала развития туристско-рекреационных систем // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 6. - C. 61-64.

14. Миндлин Ю.Б. Особенности применения кластеров в региональном управлении // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2014. – № 2. – С. 70-80.

15. Морковкин Д.Е. Инструментарий долгосрочного финансирования инфраструктурного развития экономики России // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3 г. Санкт-Петербург, 2016. - С. 32-34.

16. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. - 2015. - № 6 (90). - С. 39-49.

17. Морковкин Д.Е. Развитие инфраструктуры как фактор инновационного и устойчивого развития предприятий реального сектора экономики России // Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем: материалы XII международной научной конференции; в 4-х ч. / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. - М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. Ч. 2. - С. 592-602.

18. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона на основе кластерного подхода: монография / Д.Е. Морковкин. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 160 с.

19. Морковкин Д.Е., Шедько Ю.Н., Степанова Е.А. Драйверы устойчивого роста экономики муниципальных образований России // Устойчивое развитие социально-экономических систем: наука и практика: материалы III международной научно-практической конференции / под ред. Ю.С Руденко, Л.Г. Руденко. [Электронное издание]. – М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. – С.429 -435.

20. Морковкин Д.Е. Повышение энергоэффективности отраслей реального сектора экономики и обеспечение региональной энергетической безопасности как основа устойчивого социально-экономического развития современной России // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – No. 12 (036) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/36/3791/

21. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. - 2016. -№ 1. - С. 4-7. - DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7

22. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент. Учебник. -М.: Юрайт, 2014. - 467 с.

23. Романова Ю.А. Направления государственного регулирования сельскохозяйственной кооперации // Аграрная Россия. 2009. № 1. С. 8-11.

24. Сафонов Р.А., Скарпофелов Д.А., Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Модели железнодорожных контейнерных перевозок по Евразийскому сухопутному мосту // Механизация строительства. – 2016. – Т.77. – № 1. – С. 40-47.

25. Смирнов В.М. Государственные корпорации в региональной экономике: монография. – М.: ВГНА Минфина России, 2010. – 224 с.

26. Смирнов В.М. Государственная региональная политика в современных условиях и социально-экономическая динамика развития регионов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2011. – № 6. – С. 276-279.

27. Сорокин Д.Е. Экономическая теория, экономическая реальность и экономическая политика // Журнал экономической теории. – 2014. – № 4. – С. 25-39.

28. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2016. – 503 с.

29. Шумаев В.А., Коровяковский Д.Г., Илюхина С.С. Таможенные инструменты защиты экономики Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. – 2015. – № 8 (87). – С. 117-118.

30. Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 6 (96). – С. 6-18.

31. Biktemirova M.K., Svetovtceva T.A., Rudenko L.G., Kiselev S.V., Nikonova T.V., Semenova L.V., Fatikhova L.E. The Social Infrastructure Services in the Context of Economic Growth Factors // Mediterranean Journal of Social Sciences, April 2015. Vol. 6. No. 2. Special Issue. P. 260-267.

32. Morkovkin D.E., Mamychev A.Y., Yakovenko N.V., Komov I.V., Derevyagina M.V., Didenko O.V. Factors and material conditions for space-intensive economic development of region // International Review of Management and Marketing. – 2016. Т. 6. – № S1. – С. 67-72.