Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
18.01.2017

Особенности развития коммуникативной сферы подростков с девиантным поведением

Митичева Татьяна Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образовании, психолого-педагогический факультет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал г. Арзамас, РФ
Истомин Кирилл Дмитриевич
студент V курса психолого-педагогического факультета специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал г. Арзамас, РФ
Аннотация: В статье рассматривается вопрос особенностей развития коммуникативной сферы подростков с девиантным поведением. Автором статьи анализируются подходы известных ученых к данной проблеме, выделяются особенности развития коммуникативной сферы у подростков с девиантным поведением, приводятся результаты опытно-экспериментального исследования, проводимого в условиях общеобразовательного учреждения.
Ключевые слова: подростки девиантного поведения, особенности коммуникативной сферы, коммуникативные умения, затруднения в сфере коммуникаций, уровень общительности
Электронная версия
Скачать (939.8 Kb)

В современном мире коммуникативные способности человека становятся важнейшей областью формирования и развития личности в любом возрастном периоде, в том числе и в подростковом. В данном возрасте важно уметь выстраивать общение подростков друг с другом, так как в ходе общения подростки учатся не только взаимодействовать, находить точки соприкосновения в решении разных проблемных вопросов, но и учиться профессионально решать эти проблемы.

В наши дни поднимается вопрос развития коммуникативных способностей личности для таких категорий детей, как подростки девиантного поведения. У них не выработана культура речи, общения и поведения и поэтому, они совершенно не умеют контролировать свои эмоциональные всплески в разрешении проблемных ситуаций. Поэтому, очень часто за столь агрессивное проявление с их стороны в разрешении возникающих проблем, сверстники стараются исключить их из своего круга друзей.

Данному вопросу посвящено много исследований в разных науках: философии, педагогике, психологии, социологии и др. Нами для реализации поставленной цели исследования были изучены не только философско-методологический (Л.А. Волович, И.С. Кон, М.И. Лисина, В.А. Разумный и др.), но и социально-психологический аспекты формирования коммуникативных способностей личности (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Е.Г. Христанова, Н.Д. Шилова и др.).

Однако, необходимо отметить тот факт, что не так много работ посвящено вопросу организации процесса обучения навыкам конструктивного взаимодействия подростков девиантного поведения. С целью раскрытия изучаемого вопроса нами вначале проанализированы особенности развития сферы коммуникации подростков с девиантным поведением. Поскольку у данных подростков девиации проявляются еще в детстве, когда они не имеют очень часто возможности взаимодействовать с окружавшими их сверстниками и получать позитивный опыт общения, поэтому, прежде всего, у них отмечаются затруднения и нарушения в развитии сферы коммуникации.

Как считают многие авторы и ученые (Б.Д. Парыгин, Л.П. Буева) в качестве существенного обстоятельства успешного существования и социализации личности выступает общение, в результате которого человек усваивает адекватные формы поведения, поэтому необходимо сосредоточить всё внимание на особенностях развития коммуникативных способностей этих подростков и налаживанию профилактической работы с ними [8,9,10].

К основным особенностям развития сферы коммуникации подростков с девиантным поведениям необходимо отнести следующее. А.А. Бодалев в своих научных работах предполагает, что самыми важными и необходимыми для подростка являются две сферы общения: общение с взрослыми людьми и общение со сверстниками. Каждая из вышеперечисленных сфер по-своему играет свою роль в формировании личности подростка. С одной стороны, он может выступать в роли ведомого и заимствовать мотивы поведения и способы анализа окружающей его среды, способы действия, с другой стороны он сталкивается лицом к лицу с вопросами нравственности, морали и этики [6].

Главной особенностью в подростковом возрасте выступает выстраивание новых отношений со взрослыми, смена важных для них лиц, переориентация общения. Обычно, подростки, не имеющие опыт конструктивного общения в детстве со своими ровесниками, имеют такие же трудности и в дальнейшем. Им трудно выразить не только свои эмоции, но и справиться адекватно с ними. Кроме того, они не умеют грамотно передать то, что хотели в ходе общения сказать противоположной стороне.

Как правило, в ходе общения со сверстниками у подростка складывается адекватная самооценка, что нельзя сказать в том случае, если это общение совершается в кругу «трудных» подростков. Во многих случаях приходится тогда говорить, что их самооценка не соответствует действительности. И все это потом сказывается на развитии у подростков сферы коммуникации.

Особую значимость приобретает в общении развитие речи у подростка и связанного с этим его поведения. Исследования Л.Ф. Обуховой свидетельствуют, что: "как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни" [8, с. 85].

Для того, чтобы рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у подростков с девиантным поведением, нами была подобрана группа подростков 8 класса на базе МБОУ СШ № 2 г. Арзамаса в количественном составе из 32 человек. Нам необходимо было выявить с помощью подобранных нами методик затруднения в коммуникативной сфере у подростков девиантного поведения.

С этой целью нами использовался следующий методический инструментарий: методика «Оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского», которая позволяет определить уровень коммуникабельности человека; «Тест оценки коммуникативных умений» (А.А.Карелина), определяющий уровень коммуникативных умений; «Личностный опросник Айзенка (EPI)», диагностирующий экстраверсию, интроверсию и нейротизм учащихся.

Первая методика «Оценка уровня общительности» предлагала ответить учащимся на поставленные вопросы и на основе полученных итогов дать оценку уровня общительности каждого подростка. Все выявленные результаты нами отражены на рис. 1.

Рисунок 1 – Результаты показателей уровня общительности по тесту В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»

Рисунок 1 – Результаты показателей уровня общительности по тесту В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»

Анализ результатов, изображенных на рисунке 1, позволяет нам утверждать, что у 44% подростков (14 человек) отмечается уровень высокой степени общительности. Данное обозначает, что эти подростки общительны, разговорчивы и хорошо находят контакт с другими людьми. 31% (10 человек) подростков имеют средние коммуникативные навыки общения, новые знакомства заводят с осторожностью, в возникших конфликтах и «стычках» участвуют с неохотой, при высказывании своей точки зрения не нервничают и не агрессируют, даже если она не совпадает. 25% (8 человек) учащихся скованны, не любят заводить новые знакомства, поэтому круг общения у них ограничен, таким подросткам присуще одиночество и у них наблюдаются затруднения в общении.

Далее нами применен «Тест оценки коммуникативных умений» [2]. Для этого учащимся предлагалось изучить и выделить ситуации, которые вызывают у них негативные эмоции в ходе беседы с каждым человеком. Результаты данной методики отражены нами на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты показателей уровней коммуникативных умений по методике «Тест оценки коммуникативных умений»

Рисунок 2 – Результаты показателей уровней коммуникативных умений по методике «Тест оценки коммуникативных умений»

Следуя данным на рисунке 2 можно сказать, что у 41% учащихся (13 человек) на высоком уровне развиты коммуникативные умения и данная категория людей может терпеливо выслушать и войти в положение собеседника. 37% (12 человек) имеют средний уровень коммуникативных умений. Как правило, они не ставят в приоритет беседы, они обладают хорошим «багажом» информации, и с удовольствием поделятся им с другими, критику эти подростки выслушивают спокойно. 22% (7 человек) подростков не видят полезности разговора с собеседником, в результате чего они не любят проводить беседы и имеют низкий уровнь коммуникативных умений.

Методика «Личностный опросник Айзенка (EPI)» [7] была проведена с целью выявления ординарного способа поведения подростков. Для этого учащимся было предложено изучить поставленные вопросы, направленные на выявление их обычного способа поведения, при этом им не давалось времени на обдумывание в связи с тем, что для «чистоты» ответа важна первоначальная реакция на данный вопрос.

Полученные итоги ответа отражены нами на рисунке 3.

Рисунок 3 – Итоги показателей экстраверсии, интроверсии, эмоциональной устойчивости – неустойчивости по методике «Личностный опросник Айзенка (EPI)»

Рисунок 3 – Итоги показателей экстраверсии, интроверсии, эмоциональной устойчивости – неустойчивости по методике
 «Личностный опросник Айзенка (EPI)»

Рассмотрение полученных данных, указанных на рисунке 3, дает нам основание сделать выводы о том, что 68% (22 человек) подростков являются экстравертами, и это значит, что они коммуникабельны, легко находят себя в новой среде, находят контакт с людьми без затруднений, достаточно импульсивны и не сдержаны. 32% подростков (10 человек) – интроверты. Большая часть интровертов достаточно спокойные люди, они имеют не большой круг друзей, так же данная категория подростков миролюбивы и пытаются сгладить возникшие конфликты. Интроверт всегда строит свои планы на будущее, продумывает каждый шаг, все тщательно продумывая. Агрессия для таких подростков не присуща, у них всегда все под контролем и даже эмоции. 63% (22 человек) подростков достаточно медлительны, у них часто меняется настроение, и данную категорию подростков легко вывести на эмоции. 37% (10 человек) учащихся довольно решительны в своих решениях, эмоционально устойчивые и спокойные.

Все результаты были занесены на шкалу эмоциональной восприимчивости и в связи с этим установлены типы темперамента подростков (рис. 4.):

Рисунок 4 – Типы темперамента подростков

Рисунок 4 – Типы темперамента подростков

Изучение полученных результатов, указанных на рисунке 4, дало возможность утверждать, что 37% (12 человек) подростков – сангвиники, и они легко находят контакт с людьми и умеют приспосабливаться к любым условиям, любят общаться. Все переживания не принимают «близко к сердцу», но чувства возникают и пропадают довольно. 25% подростков (8 человек) – холерики. Данная категория людей действует очень резко, неоднозначно, проявляют свои эмоции и переживания очень ярко и импульсивно. 22% (7 человек) подростков – флегматики. Эти люди общаются в меру, не любят пустые разговоры, активных действий в поведении не наблюдается. 16% (5 человек) подростков – меланхолики. В основном такие люди очень тихо и робко разговаривают, они часто скромны и нерешительны.

Подводя итоги нашего исследования можно утверждать, что в большинстве своем подросткам с девиантным поведением присуще такие характерные черты затруднений в коммуникативной сфере, как неумение и нежелание слушать собеседника, не прислушиваться к их точке зрения, одиночество. Наряду с этим, необходимо заметить, что в подростковом возрасте встает в приоритет контакт со своими ровесниками. Ведь общение с ними приводит к реализации общих интересов, и к установлению норм поведения в кругу друзей. Коммуникативная сфера оказывает на детей подросткового возраста доминирующее влияние, что отражается на всех сферах жизнедеятельности подростка и влияет на его самореализацию, самоутверждение и социализацию. Поэтому, мы считаем, что обязательно необходимо проводить профилактическую и коррекционную работу с подростками девиантного поведения по развитию коммуникативной сферы. Отталкиваясь от этого, нами в дальнейшем запланирована разработка и апробация коррекционно-развивающей программы.

Список литературы:

1. Адлер А.А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст] /А. Адлер. – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2011. – 448 с.

2. Акимова, М.К. Введение в психодиагностику [Текст] /Акимова М.К., Борисова Е.М. – М.: Академия, 2000. –192 с.

3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] /Л.Ф. Анн. –СПб.: Питер, 2007. – 271с.

4. Бодалев А.А. В мире подростка [Текст] / Под редакцией А.А. Бодалева. – М., Медицина,2010. – 296с.

5. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалов В.Г. Этика деловых отношений: учебник [Текст] /Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., исправ. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2008. –424 с. - (Высшее образование)

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.; «Сфера», 2002. – 464 с.

7. Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) [Текст] / Альманах психологических тестов – М., Издательский центр «Академия», 2005. – С.217-224.

8. Октябрьская О.С. Тема одиночества и способы его преодоления в современной прозе для подростков [Электронный ресурс] // Вестник Центра международного образования Московского гос. Ун-та. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. – 2013. – Т.1. – С. 85-90.

9. Тест оценки коммуникативных умений [Текст] // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М.,Издательский центр «Академия», 2009. – Т.2. С.50-53.

10. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении [Текст] /Т.А. Шилова. – Москва: Айрис- пресс, 2004. – 176 с.