Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
23.01.2017

Особенности организации учёта и основные этапы учётного цикла расчётных операций на предприятиях

Короткова Ольга Владимировна
к. э. н., доцент, Институт экономики и управления ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Симферополь, Республика Крым, РФ
Шевелёва Наталья Андреевна
магистрант, Кафедра «Учет, анализ и аудит» Институт экономики и управления ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, РФ
Аннотация: В статье проведено исследование основных направлений в организации бухгалтерского учета расчетов с дебиторами, обобщены основные этапы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками, уточнено значение аналитического учета расчетных операций. На основании проведенных исследований предложена методика учета расчётов с покупателями и заказчиками без применения активно-пассивных счетов.
Ключевые слова: организация учета, учет расчетов, дебиторская задолженность, покупатели и заказчики
Электронная версия
Скачать (969.5 Kb)

В рыночных условиях хозяйствования наличие у организации значительных размеров дебиторской задолженности снижает ликвидность его активов, отрицательно влияет на платежеспособность, а также отвлекает лишние денежные средства. Так, за товары, работы, услуги предоставленные покупателю с отсрочкой платежа, организация-продавец после окончания отчетного периода должно уплатить налоги государству, заработную плату работникам, оплатить арендную плату, материалы и прочие. Если плата своевременно не поступила, организация вынуждена превращать собственные высоколиквидные активы в денежные средства для расчета с кредиторами. Аналогична ситуация с перечислением авансов поставщику. Вся дебиторская задолженность – это выведение на определенный промежуток времени денежных средств из оборота. Чем короче этот временной период, тем считается эффективнее управление оборотными активами, в том числе дебиторской задолженностью. Надлежащая организация учета дебиторской задолженности содействует эффективному управлению ее размерами и сроками на предприятии, а также усилению контроля за своевременным осуществлением расчетов. Это обусловливает актуальность нашей публикации.

Очевидно, что в современных экономических условиях главным условием успешной деятельности любой организации, особенно коммерческой, является контроль состояния её обязательств. Даже имея высокую рентабельность продаж, организация может испытывать дефицит денежных средств за счет несвоевременного погашения дебиторской задолженности покупателями и заказчиками. Таким образом, долги покупателей оказывают весомое влияние на финансовое состояние любой организации» [3].

В условиях рыночной экономики при организации учета расчетов необходимо исходить из принципа, что умелое использование ресурсов, в том числе от поступлений за реализованные товары и услуги, само по себе может приносить предприятию дополнительный доход.

Основными направлениями организации бухгалтерского учета дебиторской задолженности, на наш взгляд, являются элементы (рис. 1).

 Рис. 1. Основные направления организации бухгалтерского учета дебиторской задолженности

Рис. 1. Основные направления организации бухгалтерского учета дебиторской задолженности

По нашему мнению, первоочередной целью бухгалтерского учета расчетов с дебиторами – является контроль за соблюдением расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования средств в расчетах.

Основные счета бухгалтерского учета, предусмотренные Планом счетов [1] для учета расчетов с дебиторами, приведены на рис. 2.

Рис. 2. Основные счета бухгалтерского учета, применяемые для учета расчетов с контрагентами

Рис. 2. Основные счета бухгалтерского учета, применяемые для учета расчетов с контрагентами

Кроме того, при организации учета расчетов целесообразно осуществлять учет по субсчетам, открываемым в организации к основным синтетическим счетам. Для обеспечения достоверности информации в финансовой отчетности приказом об учетной политике должен быть утвержден Рабочий план счетов (открытие субсчетов для организации по классификационным группам источников образования имущества, самого имущества и результатов финансово-хозяйственной деятельности), а также сроки проведения инвентаризации состояния взаиморасчетов.

Основная доля расчетных операций в коммерческих организациях приходится на расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками.

В связи с этим, нами структурированы этапы расчетов с потребителями коммерческих организаций (рис. 3).

Рис. 3. Этапы осуществления расчетов с дебиторами
Рис. 3. Этапы осуществления расчетов с дебиторами

Руководителю предприятия и главному бухгалтеру при организации учета расчетов с покупателями и заказчиками целесообразно уделить внимание каждому из этапов. Аналогично представленной схеме можно разработать модель осуществления расчетов с каждой классификационной группой контрагентов.

Аналитический учёт расчётов с покупателями и заказчиками должен быть организован по каждому покупателю и заказчику отдельно, по каждому предъявленному к уплате счёту, что должно отражаться в учётной политике предприятия. При сверке обращают внимание на соблюдение следующих правил. Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных (по покупателям и заказчикам, по расчетным документам, авансам полученным, по векселям и др.). Дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва [2].

Для учета текущей дебиторской задолженности за продукцию (товары, работы, услуги) Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций [1], предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Его используют для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы, предоставленные услуги, кроме задолженности, обеспеченной векселем.

По дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражают продажную стоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), включая НДС, акцизы и прочие налоги, сборы. По кредиту счета 62 отражают сумму платежей, поступившую на счета предприятия в банковских учреждениях, в кассу, и другие виды расчетов [2].

На всех стадиях обработки поступающей информации, бухгалтер составляет отчеты в контролирующие органы: налоговые и контрольно-ревизионные, внебюджетные, статистические и т. п. Информация подается в обобщенном виде, то есть по данным синтетического учета. Аналитический учет, то есть в разрезе контрагентов, является конфиденциальной информацией и передаче сторонним пользователям запрещено.

Таким образом, методологически, организация учёта денежных средств и расчётов с потребителями предоставляемых предприятием услуг, является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает основным этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся показателей с первичной документацией и учетными регистрами различных предприятий.

Исследования показали, что методически учет расчётов с покупателями и заказчиками в организациях преимущественно ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с определением ему статуса – активно-пассивный счет. Что, по нашему мнению, приводит к недостоверности информации в финансовой отчетности. Ведь зачастую бухгалтера показываю «свернутое» сальдо по счетам расчетов.

Нами предлагается следующая корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками (табл. 1).

Таблица 1 – Предлагаемая корреспонденция счетов по расчетам с заказчиками

Содержание хозяйственной операции

Основание

Дебет счета

Кредит счета

Заключен договор на проведение кадастровых работ

Договор

-

-

Поступила оплата за работы от заказчика авансом

Выписка банка, счет, платежное поручение

51

50

62.02

Подписан акт выполненных работ

Акт выполненных работ

62.01

90.01

Произведен взаимозачёт полученных авансов

справка бухгалтерии

62.02

62.01

Представленная методика позволит организовать учет полученных авансов на счете 62.02, а фактически выполненных работ (услуг) на счете 62.01. Взаимозачет задолженности может осуществляться бухгалтером либо по каждой операции (по каждому счету) – метод постоянного взаимозачета, либо в конце месяца – метод периодического взаимозачета.

Применение этой методики ко всем счетам учета расчетов, а не только с покупателями и заказчиками, исключит возможность бухгалтеров «сворачивать» сальдо при составлении финансовой отчетности.

Кроме того, учет расчетов с дебиторами и кредиторами с применением только активных и пассивных счетов, требует постоянного контроля со стороны учетных работников за состоянием расчетов по счетам аналитического учета. Составленная оборотно-сальдовая ведомость с применением такого подхода является более информативной при ее «чтении» внешними и внутренними пользователями информации бухгалтерского учета.

Список литературы:

1. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н)

2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебник. /Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 681 с.

3. Короткова О.В. Организация учета резервов сомнительных долгов для обеспечения достоверности финансовой отчетности [Текст] / О.В. Короткова, Е.С. Емцова // Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции: Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире, г. Омск, 2016 .- С. 129-131.