Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
23.01.2017

Сравнительный анализ и система сбалансированных показателей как средства поддержки управления производительностью

Павленко Виктория Игоревна
магистрант, кафедра экономики и управления предприятиями и производственными комплексами, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Кудаев Азамат Висаитович
магистрант, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Кузнецов Максим Андреевич
магистрант, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: Производительность и эффективность трудового процесса, процессов реализации и прочих важнейших составных элементов деятельности предприятия требуют тщательного внимания. Методы составления сбалансированной системы показателей и сравнительного анализа позволят, как сформировать определенные метрики, с помощью которых можно говорить об эффективности или неэффективности, так и учесть лучшие конкурирующие практики для формирования однозначных выводов.
Ключевые слова: метрики, оценка, конкуренция, ССП, бенчмаркинг, клиенты, финансы
Электронная версия
Скачать (685.9 Kb)

Система сбалансированных показателей служит для управления производительностью в любой бизнес-модели, организационной структуре или в бизнес-процессах. Управление производительностью является одним из важнейших аспектов ведения бизнеса, который к тому же имеет непосредственную увязку со стратегией и целью организации. Бенчмаркинг (сравнительный анализ) необходим для осознания компанией ее текущего положения, через сравнение своих собственных показателей с показателями конкурентного предприятия и лучшими практиками. Анализ рынка позволяет выявить его особенности и скорректировать стратегию выхода на рынок в более «уверенной» позиции. Свод знаний по бизнес анализу (BABOK v3) предлагает использование системы сбалансированных показателей, сравнительный анализ и анализ рынка, в качестве необходимых составных элементов деятельности.

Сбалансированная система показателей является инструментом стратегического планирования и управления и используются для измерения эффективности работы организации за пределами традиционных финансовых мер. В результате, формируется сбалансированный взгляд на предприятие с помощью реализации стратегического плана в качестве активного фреймворка целей и показателей эффективности. Основной предпосылкой сбалансированной системы показателей является то, что драйверы создания ценности определяемы, измеримы и могут быть оптимизированы для создания условий устойчивого увеличения производительности.

Сбалансированная система показателей включает в себя четыре измерения:

  • Обучение и рост;
  • Бизнес-процессы;
  • Клиенты;
  • Финансы.

Обучение и рост включает в себя меры, которые касаются подготовки персонала и его обучения, продуктов и инновационных услуг, корпоративной культуры. Метрики направляют использование учебных средств, наставничество, обмен знаниями, а также совершенствование технологий.

Измерение бизнес-процессов включает в себя показатели, которые отображают то, насколько эффективно работает предприятие и удовлетворяет ли их продукция потребностям клиентов.

Клиентское измерение включает в себя показатели, ориентированные на клиента: удовлетворение потребностей клиента и доставки ключевой ценности. Эти показатели отражают, точно ли учитываются потребности клиентов, соответствуют ли доставляемые товары или услуги признанным критериям качества.

Финансовый аспект определяет финансовые меры, которые необходимо реализовать для осуществления стратегических целей предприятия. Примеры финансовых мер: прибыльность, рост доходов и добавленная экономическая стоимость.

Меры, упомянутые выше, обычно делят на два основных типа: запаздывающие индикаторы, которые обеспечивают результаты уже совершившихся событий и ведущие индикаторы, которые предоставляют информацию о будущей производительности. Цели, как правило, представляют собой запаздывающие индикаторы, но с использованием связанных с ними основных показателей могут предоставить более подробную информацию о производительности в режиме реального времени.

Сбалансированная система показателей включает в себя реальные цели, конкретные меры и целевые результаты, полученные из видения и стратегии организации. Сбалансированная система показателей бизнеса может быть использована на различных уровнях организации. Она может быть использована на уровне всего предприятия (на макроуровне), на уровне функций, и даже на уровне проекта или инициативы.

Для того, чтобы меры были значимы, они должны быть количественными, связанными со стратегией, и легко понимаемыми всеми заинтересованными сторонами. В процессе определения мер, бизнес-аналитики учитывают другие соответствующие меры, в целях обеспечения того, чтобы любые новые или измененные меры не оказывали неблагоприятного воздействия на какие-либо уже существующие меры (то есть проводится избавление от коллинеарности). Любое измерение сбалансированной системы показателей может развиваться и быть изменяемым. Каждое измерение влияет и зависит от других. Сбалансированная система показателей позволяет организации установить мониторинг и измерения прогресса в отношении целей и адаптировать стратегию как это необходимо. Поскольку системы показателей используются для оценки эффективности работы предприятия или бизнес-единицы в составе предприятия, то измененные меры могут иметь значимые последствия, вследствие чего должны быть тщательно управляемы.

Основные определения сбалансированной системы показателей:

  • Видение – формирование конкретного плана по которому предприятие достигнет необходимого будущего состояния, а так же способы достижения этого состояния;
  • Горизонт времени – определяет вид показателя и то , как долго он будет находиться в использовании;
  • Декомпозиция (или каскадное представление) – градация показателей от общих (верхнеуровневых) до частных (низкоуровневых);
  • Перспективы – одни из важнейших областей, в которых используется система сбалансированных показателей. Это может быть и организационная структура, финансовая часть, маркетинговое планирование и так далее;
  • Показатель – способ измерения уровня достижения сформулированных целей.

Преимущества ССП:

  • Облегчает целостное и сбалансированное планирование и мышление;
  • Кратко-, средне и долгосрочные цели легко согласуются с показателями ССП;
  • Облегчение работ стратегических и оперативных групп предприятия.

Недостатки:

  • Сложна в рассмотрении как части совокупности набора инструментов стратегического планирования;
  • Может быть неправильно истолкована как замена стратегического планирования.

Бенчмаркинг (сравнительный анализ) и анализ рынка проводятся с целью улучшения организационных операций, увеличения уровня удовлетворенности клиентов, а также повышения ценности для заинтересованных лиц.

Бенчмаркинг проводится как сравнение организационных практики с практиками, которые являются лучшими в своем роде. Лучшие практики можно найти в конкурирующих предприятиях, в правительстве, или в отраслевых ассоциациях. Целью сравнительного анализа является оценка эффективности работы предприятия, а так же подкрепление уверенности в том, что предприятие в принципе работает эффективно. Результаты эталонного исследования могут инициировать изменения в организации.

Анализ рынка включает в себя изучение клиентов, в целях выявления продуктов и услуг, в которых они нуждаются; факторов, которые влияют на их решения о покупке; конкурентов, которые существуют на рынке. Целью анализа рынка является получение этой информации для поддержки различных процессов принятия решений в рамках организации. Анализ рынка также может помочь определить, когда именно следует выйти на рынок. Он может быть использован, чтобы определить, является ли партнерство, слияние, и другие формы объединения компаний, жизнеспособными альтернативами для предприятия.

Бенчмаркинг включает в себя:

  • Определение областей для изучения;
  • Определение предприятий, которые являются лидерами в отрасли;
  • Проведение обследования отдельных предприятий;
  • Организация посещений лучших в своей сфере организаций;
  • Определение разрыва между текущей и передовой практикой;
  • Разработка проектного предложения по внедрению лучших практик.

Анализ рынка требует, чтобы бизнес-аналитики:

  • Идентифицировали клиентов и понимали их предпочтения;
  • Определили возможности, которые могут увеличить ценность для заинтересованных сторон;
  • Определили конкурентов и исследовали их деятельность;
  • Искали тенденции на рынке, прогнозировали темпы роста, и оценили потенциальную прибыльность;
  • Определили соответствующие бизнес-стратегии;
  • Собрали данные о рынке;
  • Использовали существующие ресурсы, такие как записи компании, научно-исследовательские работы и др.

В бенчмаркинге и анализе рынка можно выделить следующие преимущества использования:

  • Сравнительный анализ предоставляет организациям информацию о новых методах, идеях и инструментах для повышения эффективности работы организации;
  • Организация может использовать сравнительный анализ, чтобы определить наилучшую практику своих конкурентов в целях соответствия этим практикам, либо достижения превосходства над ними;
  • Бенчмаркинг выявляет причины, из-за которых конкурентные компании успешны и то, какие процессы они использовали, чтобы стать успешными;
  • Анализ рынка может быть ориентирован на конкретные группы и может быть адаптирован для ответа на конкретные вопросы;
  • Анализ рынка может выявить слабые стороны в определенной компании или отрасли;
  • Анализ рынка может выявить различия в предложениях и услугах продукта, которые можно получить у конкурента.

Бенчмаркинг и анализ рынка имеет следующие недостатки:

  • Сравнительный анализ занимает много времени; организации могут не иметь опыта для проведения анализа и интерпретации полезной информации;
  • Сравнительный анализ не может произвести инновационные решения или решения, которые будут производить устойчивое конкурентное преимущество, поскольку он включает в себя оценку решений, которые были выявлены в деятельности конкурентных компаний;
  • Анализ рынка может оказаться времязатратным и дорогостоящим, а результаты не могут быть немедленно доступны;
  • Без сегментации рынка, анализ рынка может не дать ожидаемых результатов или может предоставить ошибочные данные о продуктах или услугах конкурента.

Таким образом, вышеприведенные техники свода знаний по бизнес-анализу находят свое успешное применение в деятельности компаний.

Список литературы

1. Кудаев А.В., Ранжирование заемщиков методами факторного анализа и математического метода анализа иерархий// Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 2. – С. 7.

2. Кудаев А.В., Кузнецов М.А., Исследование положительного эффекта от использования свода знаний по бизнес-анализу// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8-1 (50). С. 56-57.

3. Юткин С.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В. Стратегия архитектурного подхода применительно к структуре предприятия// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 141-143.

4. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В. Организация информационного обмена коммерческих банков с государственными ведомствами// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 116-118.

5. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В. Модель мотивации бизнеса как инструмент обоснования деятельности организации// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 114-116.

6. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В. Количественное измерение кредитного риска с использованием метода дифференциальной функции распределения// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 112-113.

7. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В. Обоснование выбора риска по спрэду, как определяющего в рамках оценки кредитного риска// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 110-111.

8. Кузнецов М.А., Кудаев А.В., Павленко В.И., Методика оценки финансовых рисков брокера с учетом специфических особенностей их взаимодействия// Nauka-Rastudent.ru. 2016. №11 С.22.

9. Павленко В.И., Кудаев А.В., Кузнецов М.А., Проблемы развития инвестиций на фондовом рынке России// Nauka-Rastudent.ru. 2016. №11 С.23.

10. Соколовская С.А., Еникеева Л.А. Экономико-математическая модель структуры причинно-следственных взаимодействий целей управления виртуальным предприятием // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – № 5 (32). – 2009. – С. 165.

11. Еникеева Л. А., Торосян Е. К. Механизм трансфера кризисов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. – 2012. – № 3 (54). – С. 54-61.

12. Минаков В.Ф., Малышенко А.В. Декомпозиция инновационных процессов в вузе // Наука. Инновации. Технологии. – 2004. – № 36. – С. 12–15.

13. Галстян А.Ш., Шиянова А.А., Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Верификация экономико-математической модели инновационного развития связи и инфотелекоммуникаций России // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2015. – № 3 (48). – С. 78-84.

14. Минаков В.Ф. Различия и сходства в периодизации теории поколений // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 12-2 (31). – С. 122-124.

15. Минаков В.Ф. Информационные потоки как фактор производства // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 11 (23). – С. 32.

16. Минаков В.Ф. Смарт инновации: понятие, сущность // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 1 (25). – С. 13.

17. Минаков В.Ф. Информация как фактор производства // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки. Материалы международной научно-практической конференции. – Нефтекамск: ООО «Наука и образование». – 2015. – С. 221-216.

18. Минаков В.Ф. Концепция мультиагентного анализа иерархий // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 3 (27). – С. 30.

19. Минаков В.Ф. Модель гетерогенного спроса на телекоммуникационные услуги // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 4 (28). – С. 17.

20. Минаков В.Ф. Свойство перманентности инновационной динамики // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 5 (29). – С. 36.

21. Минаков В.Ф., Барабанова М.И., Шиянова А.А., Галстян А.Ш. Классификация смарт-инноваций // Современная экономика: проблемы и решения. – 2016. – № 1. – С. 142-149.

22. Минаков В.Ф. Феномен конвергенции виртуального и реального // Nauka-Rastudent.ru. – 2016. – № 7. – С. 12.

23. Минаков В.Ф. От информационных потоков к потокам знаний // Nauka-Rastudent.ru. – 2016. – № 8. – С. 8.