Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
24.01.2017

Приемы, используемые при изучении английского литературного произведения в школе на факультативных кружках (внеклассных занятиях, кружках по изучению английского языка)

Терентьева Татьяна Витальевна
Филологический факультет МГПИ им. М. Е. Евсевьева г. Саранск, Россия
Аннотация: В статье рассматривается изучение английского литературного произведения в школе на факультативных кружках (внеклассных занятиях, кружках по изучению английского языка). Автор выделяет различных приемы, которые следует использовать на факультативных занятиях при изучении английского литературного произведения.
Ключевые слова: приемы, литературное произведение, факультативные кружки, внеклассные занятия, английский язык
Электронная версия
Скачать (640.7 Kb)

Прежде чем, приступить к рассмотрению приемов, используемых при изучении английского литературного произведения в школе на факультативных кружках, нужно отметить роль внеклассных занятий в изучении иностранного языка.

Внеурочное занятие по изучению данного направления имеет огромное значение воспитательного, развивающего и общеобразовательного характера. Данный вид занятий помимо того, что имеет возможность расширить и углубить знания и умения в области иностранного языка, но и помогает также:

– развитию художественного потенциала обучающихся;

– формированию и становлению их активности в творческой области, культурологического объема знаний и интересов;

– и, следовательно, повышает мотивы обучающихся к овладению и изучению языка и культуры других стран.

Во время организации и проведении факультативного занятия, педагог обязан провести хитрое и искусное наблюдение за интересами обучающихся, а также учесть их возраст и психологическое состояние каждого.

Внеклассное занятие по иностранному языку решает такие задачи, как:

– совершенствование взглядов и принципов учащихся, на окружающий их мир;

– формирование их способностей в области творчества, художественных предпочтений и самобытности;

– развитие уважения и любви к народу своего родного края и страны, язык которой изучается;

– совершенствование навыков, умений и знаний, которые были усвоены на уроках по изучаемому предмету.

К большому сожалению, домашняя библиотека, теперь, не является предметом гордости каждого дома, как это было раньше. Улетели в прошлое горячие споры о литературных новинках, также нет очередей за подписными изданиями и другие формы проявления массовой заинтересованности к чтению. Если всё это произошло с литературой, которую мы изучаем на родном нам, русском, языке, то, что говорить о литературе на английском языке.

Цели и задачи литературного и общекультурного типа, в развитии обучающихся являются безусловными и, можно даже сказать, главными в изучении и овладении английского языка. Большое значение в урегулировании этих целей и задач, играет внеклассная работа по данному предмету. Она предоставляет массу возможностей сделать более обширным диапазон взаимодействия учащихся с английским языком, а именно с английской литературой и с прекрасным миром искусства в целом, создает требования для преимущественно углубленного познания литературного произведения на иностранном языке и понимания его культурологического смысла текста.

Факультативный кружок интерпретируется одним из преобладающих материалов различных творческих и эстетических впечатлений обучающихся. В таких кружках обучающиеся имеют большую возможность проявить себя в области литературного творчества, увидеть свои творческие возможности, способности в художественной деятельности на иностранном (английском) языке.

Однако какие бы приемы и формы работы не применялись, самым главным остается формирование у учащихся особого отношения и уважения к произведениям на английском языке. Это одна из важнейших проблем факультативной работы, связанной с изучением английской литературы ведь на сегодняшний день, интернет и телевидение почти вытеснили чтение. В связи с этим возникают немного иные особенности в содержании внеклассной работы обучающихся по изучению иностранного языка.

Изучение английской литературы, ее происхождение и роли на разных этапах развития общества, на данный момент должно стать одним из главных течений внеклассной работы с обучающимися в данной области, оказать непосредственное влияние на их литературное и культурное воспитание.

Именно во внеклассной работе учащимся предоставляются более широкие возможности, чтобы познакомиться с произведениями различных жанров на иностранном языке.

Одним из течений общекультурного развития учащихся на факультативных занятиях является применение разных видов искусств:

1) обучающимся важно показать связь английского языка с языком литературы;

2) какое место занимают знания в области искусства в литературном и культурном развитии и воспитании человека;

3) дать обучающимся представление о том, как связан тот или иной поэт, писатель с прекрасным миром искусства;

4) показать его отношение к живописи, музыке, театру, кино, ведь на уроке для этого всегда недостаточно времени.

Большие методические возможности открываются в процессе сопоставительного анализа произведений различных видов искусств, что дает возможность:

– сравнить образы изобразительного, музыкального, словесного характера;

– показать найденные представителями различных видов искусств решения внешне похожих нравственных, общественно-политических и эстетических проблем.

Одним из важнейших течений факультативных занятий по изучению английского литературного произведения является литературное и творческое развитие и формирование личности учащегося.

В связи с этим разрабатываются приемы изучения английской литературы на факультативных кружках (внеклассных занятиях).

Прием изучения английского литературного произведения – это определенная операция, которую совершает читатель в процессе освоения идеи, сюжета и мотивов прочитанного текста.

Приемы, которые используются на факультативных кружках при изучении английского литературного произведения. В ходе занятий учащиеся:

1) читают, переводят и анализируют отрывки из самых значительных произведений определенной эпохи;

2) готовят сообщения и презентации о биографии и творчестве ведущих авторов;

3) работают с лексикой;

4) делают художественные переводы английских стихов, с целью сохранить и передать смысл стихотворения.

Основой изучения любого английского литературного произведения, как уже выше было сказано, является чтение, перевод и анализ. От того, как организовано чтение перевод и анализ литературного текста, зависит успех всей работы над ним.

Художественная литература обладает не только познавательным, но и, в первую очередь, способностью эстетического воздействия на учащихся и нравственным потенциалом. Ощутить на себе возвышенное влияние художественного слова ученик может лишь в том случае, если он вчитывается в произведение, знает его перевод и может проанализировать.

Также, нужно отметить то, что перед тем, как начать изучение какого-либо нового художественного текста, нужно рассмотреть и изучить творчество автора, именно того, чье произведение рассматривается на занятиях.

В свою очередь, для умения, хорошо и быстро переводить, требуется работа с лексикой. Перед изучением нового материала, то есть нового литературного текста, нужно познакомиться с лексикой, а именно новыми словами, которые встречаются в данном произведении. Желательно также их заучивание, с целью расширения словарного запаса английского языка у учащихся.

После изучения произведения, необходимо проанализировать его. Прием анализ раскрывает более существенный, конкретизирующий способ осмысления, освоения художественного текста с понятийной и эмоциональной стороны.

Главная функция литературоведческих приемов анализа – это освоение текста, его композиции, стиля писателя, приближение читателя к авторской мысли и точке зрения.

Заинтересованность обучающихся связана с выбором конкретных и занимательных методов и приемов освоения предмета, которые, в свою очередь, оказывают помощь результативному приобретению установленных целей. А также с содержанием материалов учебного процесса, которое может быть необычным, увлекательным, незнакомым, большей частью связанной с изучением стран и жизни известных людей.

Особенность формирования и развития самодеятельности и инициативы предполагает культивирование и формирование у обучающихся самодеятельности и инициативы на занятиях. Именно на факультативных кружках педагог может дать учащимся возможность самостоятельно использовать свои знания и умения.

Самодеятельность, инициатива – это ведь основа творчества, а именно творческое удовлетворение в деятельности всегда оказывает содействие желанию работать, с каждым разом, лучше, креативнее и знать иностранный язык совершеннее. Инициатива и самодеятельность могут стать значительной жизненной позицией каждого учащегося. Педагогу нужно подвести, подтолкнуть своих учеников к тому, чтобы они сами проявили интерес к внеклассным занятиям, ведь посещение этих занятий – добровольное.

Список литературы:

1. Социальная сеть работников образования // nsportal.ru / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/02/16/osobennosti-organizatsii-vneurochnykh-zanyatiy-po

2. Губжева Р.Т. Изучение произведений английских писателей на уроках английского языка и русской литературы в лицеях и гимназиях Кабардино-Балкарской Республики: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 Москва, 2005 253 с. РГБ ОД, 61:05-13/1933