Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.01.2017

Результативность методов мозгового штурма и формирования фокус-групп применительно к деятельности компании

Павленко Виктория Игоревна
магистрант, кафедра экономики и управления предприятиями и производственными комплексами, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Кудаев Азамат Висаитович
магистрант, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Кузнецов Максим Андреевич
магистрант, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: Методы мозгового штурма и проведения заседаний фоку-групп позволяют соотнести цели и стратегии компании с мнением, как внутренних экспертов, так и рядовых сотрудников. Взгляд формируемый в процессе мозгового штурма необходим, прежде всего, для того, чтобы заинтересованные стороны бизнеса могли рассмотреть цели с неожиданных, творческих сторон, а формализация целей через работу фокус-групп позволяет привнести элемент расчетной рациональности.
Ключевые слова: бизнес-анализ, фокус-группа, мозговой штурм, метод, коллективный разум
Электронная версия
Скачать (692.5 Kb)

Заинтересованные лица часто принимают решения, касающееся вопросов того, куда именно двигается компания в данный момент (то есть принимают решения, оказывающие непосредственное влияние на стратегию). Несмотря на то, что такие решения при должном уровне организации могут быть рациональны и иметь верную специфику, местами решения могут быть лишены некой креативности, новизны и даже приемлемости. Хорошим дополнением к решениям являются метод мозгового штурма и метод организации фокус-групп.

Мозговой штурм является отличным способом стимулирования творческого мышления. Целью мозгового штурма является создание многочисленных новых идей, и извлечение из этих идей мыслей, способствующих улучшению существующих решений и их обновлению.

Мозговой представляет собой метод предназначенный для производства широкого или разнообразного набора опций. Это помогает ответить на конкретные вопросы, к примеру:

  • Какие инструменты имеются в наличии для решения конкретной проблемы;
  • Какие факторы сдерживают группу от продвижения вперед;
  • Что может оказаться причиной в задержке деятельности «А»;
  • Что может сделать группа, для решения проблемы «Б»
  • И так далее.

Мозговой штурм функционирует путем сосредоточения внимания на теме или проблеме, в процессе чего вырабатывается множество возможных решений проблемы. Этот метод лучше всего применять в группе, как она опирается на опыт и творчество всех членов группы. При отсутствии сформированной для мозгового штурма группы, представляется возможным провести коллективное обсуждение по инициативе самого коллектива, чтобы дать волю новым идеям. Для повышения результативности процесса, участникам предлагается смотреть на ситуацию с их собственных, индивидуальных точек зрения, в свободной форме. Когда процесс организован в располагающей обстановке, результаты мозгового штурма могут оказаться очень продуктивными.

Основной смысл метода в том, что лица принимающие решения не видят проистекающие внутри компании процессы в достаточно детализованной форме. Они видят только общие моменты, зачастую визуализированные для них по принципу черного ящика, в то время как рядовые сотрудники компании могу хранить в себе достаточно результативные идеи по развитию и реинжирингу проистекающих в отделе процессов. Соответственно, прислушавшись к таким идеям, возможно компания не только добьется определенного положительного развития, но и сможет даже выйти на существующие и новые рынки с более привлекательной ценностью для потребителя.

Мозговой шторм делят на несколько стадий:

Подготовка

  • Проводится разработка краткого и четкого определения интересующей области анализа;
  • Определяется четкий срок для генерации идей. Следует учитывать, что чем больше людей вовлечено в процесс, тем больший срок следует выставить;
  • Следует определить координатора и участников процесса (общепринятой практикой является один координатор и 6-8 участников);
  • Необходимо сформулировать критерии, по которым можно будет сформировать рейтинг сформулированных идей.

Заседание

  • Проводится обмен идеями без обсуждений, критики или оценки;
  • Записываются все предложенные идеи;
  • Следует поощрять обмен идеями, дополнение идей;
  • Не следует ограничивать количество формулируемых идей, так как цель состоит в том, чтобы выработать максимальное количество идей за известный промежуток времени.

Итоги

  • После того, как лимит времени будет достигнут, следует обсудить и оценить идеи с использованием заранее определенных критериев оценки;
  • Нужно создать сжатый список идей, возможно, объединить идеи, если это уместно, в целях устранения дупликации;
  • Составить рейтинг идей, а затем распространить окончательный список идей к соответствующим пунктам проблем.

Преимущества метода заключены в следующем:

  • Возможность сгенерировать множество идей в течение короткого периода времени;
  • Непредвзятость в оценке мнений и располагающая атмосфера позволяет организовать среду, способствующую творческому мышлению;
  • Такой метод может быть полезен не только с практической точки зрения, но и с психологической (к примеру, как способ уменьшения напряженности между сотрудниками компании)

Ограничения метода:

  • Результативность метода напрямую зависит от готовности участия членов группы;
  • Организационная политика компании и межличностные конфликты могут усложнить результативность процесса;
  • Участникам приходится избегать прямой критики идей во время процесса.

Фокус-группа является методом, позволяющим выявить идеи и мнения группы о конкретном продукте, услуге. Участники, руководствуясь координатором, делятся своими впечатлениями, предпочтения и потребностями.

Фокус-группа состоит из квалифицированных участников, которые комментируют и обсуждают конкретную теме в выделенном контексте. Участники делятся своими взглядами и отношением к теме и детально обсуждают их в группе. Иногда, такой построение задачи приводит участников к тому, чтобы они могли заново оценить перспективы в свете опыта других участников. Координатор руководит подготовкой заседания, оказывает помощь в отборе участников, а также облегчает процесс деятельности фокус-группы, с помощью создание определенного комфорта для участников. Если координатор не является бизнес-аналитиком, он / она может работать с бизнес-аналитиком, в целях анализа результатов и получения результатов, которые в дальнейшем сообщаются заинтересованным сторонам. Наблюдатели могут присутствовать во время группового заседания фокус-группы, но, как правило, не участвуют.

Фокус-группа может быть использована в различных точках инициативы, чтобы структурировать информацию или идеи в интерактивном режиме. Если предметом обсуждения группы является продукт, находящийся на стадии разработки, идеи этой группы анализируются в связи с указанными требованиями по этому продукту. Это может привести к обновлению существующих требований или раскрытию новых требований. Если предмет обсуждения - завершенный продукт, который готов к запуску, доклад группы может повлиять на то, как следует позиционировать продукт на рынке. Если предметом обсуждения является продукт, находящийся в производстве, доклад группы может обеспечить изменения, направленные на следующий выпуск продукта. Фокус-группа может также служить одним из способов оценки удовлетворенности клиентов продуктом или услугой компании.

Фокус-группа является одной из форм качественного исследования. В деятельности фокус-группы можно проследить общие черты с методом мозгового штурма, однако отличие в том, что фокус-группа более структурирована и сосредоточена на перспективах участников группы относительно конкретного предмета обсуждения. Деятельность фокус-группы не напоминает интервью-заседание, это скорее обсуждения предмета с возможностью обратной связи между участниками. Результаты заседания обычно анализируются и регистрируются как перспективы, а не численные результаты.

Фокус-группа функционирует с учетом поставленной перед ней цели. План фокус-группы подразумевает то, что все заинтересованные стороны знают о цели фокус-группы и заранее согласовали приблизительные ожидаемые результаты.

План фокус-группы определяет мероприятия, которые включают в себя:

  • Цель. Создание вопросов, которые отвечают цели, определение ключевые тем, которые будут обсуждаться, и вынесение рекомендаций о том, будет ли тема использоваться для обсуждения руководством;
  • Расположение. Следует определить будет ли заседание проводиться через интернет или будет использована живая встреча;
  • Оборудование. Определение всего необходимого инструментария поддержки работоспособности фокус-группы;
  • Участники. Идентификация состава фокус-группы, определение участников, координаторов, модераторов. Также к рассмотрению могут быть приняты даже мотивационные стимулы участников;
  • Бюджет. Изложение расходов на заседание и учет распределение затрат на заседание таким образом, чтобы все участники получили необходимую поддержку;
  • Временные ограничения. Установление периода времени, за который будет функционировать фокус-группа, а также учет адекватности предоставляемого временного промежутка с привязкой к тому, чтобы за выделенный промежуток времени могли быть достигнуты цели обозначенные перед фокус-группой;

Рационально сформированная фокус-группа включает в себя участников, которые готовы предлагать свои идеи и перспективы по конкретной теме, а также прислушиваются к мнению других участников. Фокус-группа обычно формируется из 6-12-ти человек. Однако следует учитывать, что может возникнуть необходимость пригласить замену, если , предположим, из-за конфликтов в графике работ участник не смог присутствовать на заседании.

Ведущий ведет обсуждение группы, следует подготовленному сценарию конкретных вопросов, а также гарантирует, что цели будут выполнены. Тем не менее, групповая дискуссия должна протекать свободно и даже те из участников, которые не компетентны в конкретном вопросе, могут вносить свою лепту. Заседание длится, как правило, около одно или двух часов. Каждый комментарий участника подлежит записи.

Результаты фокус-группы транскрибируются как можно скорее после окончания заседания. Бизнес-аналитик анализирует и документы соглашений и разногласий участников, ищет тенденции в ответах, и создает отчет, обобщающий результаты.

В итоге вышеуказанные методы позволяют использовать коллективные разум в целях развития компании.

Список литературы

1. Кудаев А.В., Ранжирование заемщиков методами факторного анализа и математического метода анализа иерархий// Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 2. – С. 7.

2.Кудаев А.В., Кузнецов М.А., Исследование положительного эффекта от использования свода знаний по бизнес-анализу// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8-1 (50). С. 56-57.

3. Юткин С.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В., Стратегия архитектурного подхода применительно к структуре предприятия// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 141-143.

4. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В., Организация информационного обмена коммерческих банков с государственными ведомствами// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 116-118.

5. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В., Модель мотивации бизнеса как инструмент обоснования деятельности организации// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 114-116.

6. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В., Количественное измерение кредитного риска с использованием метода дифференциальной функции распределения// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 112-113.

7. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В., Обоснование выбора риска по спрэду, как определяющего в рамках оценки кредитного риска// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 110-111.

8. Кузнецов М.А., Кудаев А.В., Павленко В.И., Методика оценки финансовых рисков брокера с учетом специфических особенностей их взаимодействия// Nauka-Rastudent.ru. 2016. №11 С.22.

9. Павленко В.И., Кудаев А.В., Кузнецов М.А., Проблемы развития инвестиций на фондовом рынке России// Nauka-Rastudent.ru. 2016. №11 С.23.

10. Соколовская С.А., Еникеева Л.А. Экономико-математическая модель структуры причинно-следственных взаимодействий целей управления виртуальным предприятием // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – № 5 (32). – 2009. – С. 165.

11. Еникеева Л. А., Торосян Е. К. Механизм трансфера кризисов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. – 2012. – № 3 (54). – С. 54-61.

12. Минаков В.Ф., Малышенко А.В. Декомпозиция инновационных процессов в вузе // Наука. Инновации. Технологии. – 2004. – № 36. – С. 12–15.

13. Галстян А.Ш., Шиянова А.А., Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Верификация экономико-математической модели инновационного развития связи и инфотелекоммуникаций России // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2015. – № 3 (48). – С. 78-84.

14. Минаков В.Ф. Различия и сходства в периодизации теории поколений // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 12-2 (31). – С. 122-124.

15. Минаков В.Ф. Информационные потоки как фактор производства // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 11 (23). – С. 32.

16. Минаков В.Ф. Смарт инновации: понятие, сущность // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 1 (25). – С. 13.

17. Минаков В.Ф. Информация как фактор производства // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки. Материалы международной научно-практической конференции. – Нефтекамск: ООО «Наука и образование». – 2015. – С. 221-216.

18. Минаков В.Ф. Концепция мультиагентного анализа иерархий // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 3 (27). – С. 30.

19. Минаков В.Ф. Модель гетерогенного спроса на телекоммуникационные услуги // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 4 (28). – С. 17.

20. Минаков В.Ф. Свойство перманентности инновационной динамики // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 5 (29). – С. 36.

21. Минаков В.Ф., Барабанова М.И., Шиянова А.А., Галстян А.Ш. Классификация смарт-инноваций // Современная экономика: проблемы и решения. – 2016. – № 1. – С. 142-149.

22. Минаков В.Ф. Феномен конвергенции виртуального и реального // Nauka-Rastudent.ru. – 2016. – № 7. – С. 12.

23. Минаков В.Ф. От информационных потоков к потокам знаний // Nauka-Rastudent.ru. – 2016. – № 8. – С. 8.