Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.01.2017

Порядок процессуальных действий, проводимых при получении сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 145.1 УК РФ, в части невыплаты заработной платы

Читнев Дмитрий Андреевич
Магистрант 2 курса очной формы обучения Юридического факультета, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматривается порядок процессуальных действий при получении сообщения о преступлении, в свою очередь особое внимание уделяется опросу лиц, заявивших о совершении преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ, в части невыплаты заработной платы.
Ключевые слова: преступность, невыплата заработной платы, заработная плата, объяснение, экономика
Электронная версия
Скачать (652.4 Kb)

Укрепление в Российской Федерации основ демократического правового государства невозможно без решения задачи борьбы с преступностью [1, с. 201], уровень которой продолжается оставаться достаточно высоким, в т.ч. в связи с ростом численности населения городов и социально-экономическими проблемами населения [2, с. 106]. В этой связи нельзя не отметить, что важную роль в процессе предупреждения и профилактики преступности играют вопросы расследования уже совершенных преступлений.

В российском уголовно-процессуальном кодексе, существуют определенные, указанные в законе, поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Так, в соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела являются:

1. Заявление о преступлении,

2. Явка с повинной,

3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников,

4. Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Основаниями для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

В случае с преступлением, предусмотренном ст. 145.1 УК РФ, в части невыплаты заработной платы, как правило, действия следственных органов начинаются с момента подачи лицом заявления о преступлении в соответствующий орган. Лицо, в отношении которого, на его взгляд, было совершено вышеуказанное преступление, в большинстве случаев, составляет письменное заявление по форме и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Пометка «на его взгляд» поставлена не случайно, ведь данное преступление не относится к преступлениям против здоровья и жизни. Иногда заявитель не может правильно понять и оценить сложившуюся вокруг него обстановку, потому что не владеет достаточными знаниями в экономической, трудовой и финансовой сферах. Для подтверждения вышеуказанной информации, можно привести практический пример. Так гражданин А., заявив о преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 145.1, в части невыплаты заработной платы, в своем заявлении указал, что он работал по трудовому договору, его заработная плата, в соответствии с ним, составляла 45 тысяч рублей, однако, по устной договоренности с генеральным директором, ему доплачивали

5 тысяч рублей. Такая устная договоренность нигде не была зафиксирована. В январе и феврале гражданину А. перестали выплачивать денежные средства, предусмотренные «устной договоренностью», и он, в силу своей юридической неграмотности, подумав, что в отношении него было совершено вышеуказанное преступление, написал заявление в правоохранительные органы. По окончании доследственной проверки, проводимой в соответствии со ст.ст. 144-145 УПК РФ было принято решение отказать в возбуждении уголовного дела в отношении руководителя организации, на основании, предусмотренном ч. 2 ст. 24 УПК РФ, т.е. за отсутствием в действиях руководителя организации состава преступления.

После составления заявления о преступлении, лицо, его составившее, обязано отнести это заявление в районный отдел правоохранительных органов. У заявителя нет цели установления подследственности или подведомственности, заявителю важно принести своё заявление в правоохранительные органы. Даже если он принесет заявление в органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а подследственность будет Следственного комитета Российской Федерации, органы Министерства внутренних дел Российской Федерации не вправе отказать в принятии заявления. Любые правоохранительные органы, обязаны принять заявление и, в случае необходимости, провести неотложные следственные действия, после чего перенаправить данное заявление вместе с собранным материалом (если таковой имеется) в другое ведомство (орган) по подследственности в соответствии со ст.151 УПК РФ.

Заявление о преступлении регистрируется в книге регистрации сообщений о преступлении, в которой отражаются:

- порядковый номер сообщения,

- данные о заявителе,

- данные о должностном лице, принявшем заявление,

- краткое содержание сообщения о преступлении,

- должность, ФИО лица, которому поручено провести проверку сообщения о преступлении.

Данный порядок регламентируется приказом Следственного комитета № 14 от 11.06.2012 № 72 [6].

Руководитель следственного отдела с учетом загруженности и напряженности каждого из следователей поручает проводить проверку одному из сотрудников. Руководитель на заявлении ставит свою отметку, где, как правило, указывается лицо, которому поручено произвести проверку в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ и подпись самого руководителя. По окончании вышеуказанных действий, заявление и приложенные к нему материалы (если таковые имеются) направляются конкретному следователю.

Рассмотрение сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 145.1 УК РФ, начинается с изучения самого заявления и приложенного к нему материала (если таковой имеется). Первое, на что необходимо обратить внимание, это дата совершения предполагаемого преступления, т.е. как давно оно было совершено, затем, какова тяжесть совершения преступления. В случае если лицо, заявившее о совершении преступления, жалуется на то, что ему не была выплачена заработная плата свыше 2-х месяцев, но каких-либо тяжких последствий это не повлекло, исчисление сроков давности будет считаться определенным образом. В случае если повлекло, то это уже преступление средней тяжести, исчисление сроков данности будет другим. Для наглядности приведем пример. Лицо заявило о том, что в отношении него было совершено вышеуказанное преступление. Преступление было совершено в 2010 году, однако заявление человек написал в 2017 году. Получив такое заявление, следователь может даже не изучать заявление, а сразу, увидев дату совершения и, сравнив её с датой подачи заявления, вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования по п. 3, ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Следователь, убедившись в том, что срок давности ещё не истек, приступает к следующему этапу рассмотрения - это изучение самого заявления и приложенного к нему материала (если такой имеется). В изучении заявления важно понять:

1. Какому лицу (группе лиц) конкретно не выплатили заработную плату.

2. На протяжении какого промежутка времени не выплачивали заработную плату.

3. Какое лицо конкретно не выплачивало заработную плату, причины такой невыплаты.

4. Был ли заключен трудовой договор между работодателем и работником, условия трудового договора.

5. Какой был график рабочего времени у лица, заявившего о совершении преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ, в части невыплаты заработной платы.

6. Соблюдены ли нормы Трудового права и законодательства при трудоустройстве на работу.

Вышеуказанные моменты являются основными при первичном ознакомлении с заявлением и приложенными к нему материалами, однако, заявитель не всегда может указать нужную для органов предварительного следствия информацию, в связи с тем, что большинство населения Российской Федерации являются безграмотными в юридической сфере. В соответствии с законом (ч. 1 ст. 144 УПК РФ) сообщение о преступлении должно быть рассмотрено не позднее трех суток с момента регистрации такого сообщения. Однако, учитывая тот факт, что объем работы у следственных органов крайне велик, объективно и всесторонне рассмотреть сообщение о преступлении на протяжении этих трех суток не представляется возможным. В этом случае следователю необходимо вынести постановление о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении. Сроки проверки сообщения о преступлении могут продлеваться на 10 и 30 суток. Данное положение регламентировано ч. 3 ст. 144 УПК РФ. До 10 суток продление возможно по мотивированному ходатайству следователя. В случае если для всестороннего и объективного изучения сообщения о преступлении необходимо проводить ревизии, документальные проверки, назначать экспертизы, срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен до 30 суток.

Важным моментом при учете вышеуказанного является правило исчисления сроков, которое регламентируется ст. 128 УПК РФ. Срок начинает исчисляться с момента регистрации сообщения о преступлении. При продлении сроков проверки необходимо понимать, что отсчет ведется от момента регистрации, а не от момента вынесения постановления. Для более четкого понимания приведем пример. Заявление о преступлении поступило 01.04.2013. Через три дня 03.04.2013 истек срок проведения проверки. В связи с тем, что срок проверки истек, а необходимые процессуальные действия не выполнены, следователь выносит постановление о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток. Отсчет будет идти не от 03.04.2013, а от 01.04.2013, то есть в постановлении о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения необходимо указать, что продлить срок для проведения проверки необходимо до 10.04.2013, а не до 12.04.2013.

По истечению сроков проверки сообщения о преступлении, максимально возможных, а именно, 30 суток, следователь обязан вынести решение по результатам рассмотрения сообщения о преступлении. К этому времени у следователя должна быть накоплена необходимая информация для того, чтобы он мог принять объективное решение. Решение в соответствии со ст. 145 УПК РФ может быть следующим:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке со ст. 146 УПК РФ,

2) об отказе в возбуждении уголовного дела,

3) о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ (по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч.2 ст. 20 настоящего Кодекса).

В случае если по окончании проверки сообщения о преступлении следователь, собрав необходимый материал, обнаружит, что в действиях тех или иных лиц содержатся признаки состава преступления, предусмотренного той или иной статьёй УК РФ, он будет обязан в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством вынести постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. При вынесении постановления о возбуждении уголовного дела в соответствии с ч.1 ст. 146 УПК РФ в нем указывается дата, место и время его вынесения, лицо, которое его вынесло, повод и основание для его возбуждения, пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело. Копия постановления направляется заинтересованным лицам, в том числе и прокурору.

В случае если по окончании проверки сообщения о преступлении следователь, собрав необходимый материал, обнаружит, что в действиях лиц не содержатся признаки состава преступления, предусмотренного той или иной статьёй УК РФ, он обязан в соответствии со ст. 148 УПК РФ вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указывается место, дата, ответственное лицо, которое его вынесло. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела также важно уделить внимание мотивировочной части такого постановления, а именно, указать факты, которые исключают преступность деяния, перечислить их. Если в мотивировочной части не будет указано конкретных фактов, которые, в свою очередь, исключают преступность деяния, такое решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела может быть отменено руководителем следственного органа или прокурором района. В таком случае в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ прокурор (или руководитель следственного органа) выносит мотивированное постановление об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материалы на дополнительную проверку, срок которой, как правило, устанавливается 10 суток с момента поступления материала проверки на руки следователю. В вышеуказанном постановлении об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор или руководитель следственного органа, обязательно должны написать указания, что именно подлежит дополнительной проверке, указать те факты, на которые следователь не обратил внимание. Также как правило, указывается, что следователь вправе провести иные проверочные мероприятия, которые он сочтет нужным, и необходимость в которых может появиться.

В случае, если следователь при проверке сообщения о преступлении обнаружил, что в действиях тех или иных лиц содержатся признаки состава преступления, предусмотренные той или иной статьёй УК РФ, но нарушается правило подследственности, предусмотренное ст. 151 УПК РФ (преступления такого характера расследуются в других следственных органах), следователем выносится постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ. Однако, перед тем, как передать сообщение о преступлении по подследственности и приложенные к нему материалы, следователь должен выполнить неотложные следственные действия в соответствии с ч. 5 ст. 152 УПК РФ. Для наглядности можно привести пример: В Следственный комитет Российской Федерации поступило сообщение о преступлении, что совершена кража лицами, достигшими совершеннолетнего возраста 1 час назад. В данной ситуации неотложными следственными действиями можно признать следующие действия:

1. Осмотр места происшествия.

2. Задержание подозреваемого.

3. Назначения необходимого перечня экспертиз.

По окончании производства вышеуказанных действий, следователь выносит постановление о передаче уголовного дела по подследственности. Круг действий не ограничивается вышеуказанными. Каждая конкретная ситуация может быть разная, и, следовательно, круг следственных действий может расширяться.

Возвращаясь к рассматриваемому сообщению о преступлении, а именно, к ст. 145.1 УК РФ, в части невыплаты заработной платы, нужно сказать, что первоочередными действиями это будут вызов и опрос заявителей.

Список литературы:

1. Грудинин Н.С. Феномен преступности в современной России // Научный альманах. 2014. № 2 (2). – С. 201 – 208.

2. Грудинин Н.С. Современное состояние и тенденции преступности в Москве // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов. Сборник научных трудов / редкол.: Л.В. Винницкий, Е.А. Захарова, С.Б. Синецкий, Г.И. Ладошина. Челябинск, 2014. – С. 105 – 107.

3. Долгова А.И. Криминология, учебник для ВУЗОВ: [текст]. М.: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА), 2001.

4. Яблоков Н.П. Криминалистика, учебник для ВУЗОВ, 2-е издание: [текст]. М.: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА), 2012.

5. Воеводина Т.Г., Гронская Н.Ю., Данилова Н.А., Ковалева М.Г., Овчинникова Г.В., Пристансков В.Д. Невыплата заработной платы и иных установленных законом выплат. Квалификация, прокурорский надзор, расследование; под общей редакцией Н.А. Даниловой. СПб., 2005. – 88 с.

6. Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации: [текст] Приказ следственного комитета Российской Федерации от 11.06.2012 № 72