Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.01.2017

Новые тенденции в борьбе с международной преступностью

Эльязов Орхан Арзу
Магистрант 2-го курса очной формы обучения Юридического факультета, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье анализируются современные тенденции в борьбе с международной преступностью. Делается вывод о том, что проблема совершенствования международного сотрудничества в области борьбы с преступностью в настоящее время является одной из наиболее актуальных в деятельности правоохранительных органов развитых стран мира. Современная преступность приобрела качественно новые формы, усилилась ее корыстная направленность, значительно возросло количество преступлений, имеющих международные связи, обнаруживается все большее количество международных преступных группировок.
Ключевые слова: борьба, международная преступность, сотрудничество, тенденции, терроризм
Электронная версия
Скачать (645.2 Kb)

История человеческой цивилизации на всем протяжении своего развития связана с преступлениями и борьбой с ними. Как известно, преступность и преступники и сегодня продолжают угрожать законности и правопорядку, нормальному политической системы общества [13, с. 140]. Причинами этого являются невысокий уровень социально-экономического развития страны в целом, а также продолжающийся процесс реформирования уголовного законодательства [11, с. 13-14]. Помимо этого специалистами-криминологами указывается на высокий уровень общеуголовной преступности и преступности несовершеннолетних в Российской Федерации [4, с. 26], а граждане страны считают недостаточно эффективной работу правоохранительных органов по поддержанию общественного порядка [5, с. 136]. Можно согласиться с тем, что деятельность самих правоохранительных органов должна базироваться на прочной законодательной основе [6, с. 5], которая способна дать серьезный отпор преступной угрозе как на национальном, так и на международном уровне.

Следует отметить, что на протяжении длительного периода, считалось, что предупреждение преступности исключительной является прерогативой государства, теснейшим образом связанной с его суверенитетом. Так как преступность, в конкретных ее проявлениях, долгое время затрагивала интересы конкретного государства и общества, это представлялось весьма логичным.

Однако, с усложнением общественных отношений, преступность, постепенно, переходит национальные границы государств, и борьба с ней, силами конкретного государства, заметно усложняется. Эти тенденции, стали проявляться достаточно давно – еще в период Нового времени, когда сил даже таких могущественных государств как Англия и Франция, уже стало недостаточно чтобы вести эффективную борьбу, например, с таким явлением, как морское пиратство, которое, не имело конкретной национальности.

Дальнейшее усложнение форм преступности, привело к тому, что мир постепенно столкнулся с новым проявлением преступности, перед которым государства по отдельности практически беззащитны. Развитие этой преступности, создало объективные предпосылки сотрудничества государств в сфере противодействия преступности. Первые шаги в этом направлении были сделаны в первой половине XX века. Таким образом, человечество постепенно пришло к пониманию того, что только тесное и всестороннее сотрудничество позволит добиться успеха в борьбе с преступностью.

Как следствие - было сформировано современное международное право, учреждена Организация Объединенных Наций (одной из целей которой и была борьба с международной преступностью), создана система противодействия преступности.

Однако и в настоящее время, практически через 70 лет после создания ООН, все предпринимаемые мировым сообществом усилия по искоренению из общественной жизни преступности, наблюдается мировая динамика роста преступности, появление все новых, изощренных её форм. Принимаемые как на внутригосударственном, так и международном уровнях меры по противодействию международной преступности далеко не всегда успешно реализуются.

Рост транснациональной преступности стал очевидной проблемой современности. Глобализация, под которой понимается размывание политических границ и открытие экономических рынков, создает условия для возникновения новых, более широких форм преступности. В результате изменений в структуре торговли, финансов, связи и информации создается такое положение, когда преступность уже не ограничивается национальными границами, являя собой угрозу всему человечеству. В этих условиях, дальнейшее развитие международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, в соответствии с реалиями настоящего времени, является одной из приоритетных задач мирового сообщества. При этом в этой борьбе необходимо учитывать то, что в настоящее время идет процесс унификации, транснационализации и интернационализации преступности.

Этому способствуют как позитивные процессы расширения международных связей, улучшения международных отношений, интенсификация миграции населения, рост международной торговли и финансовых операций, беспрепятственного распространения информации, увеличение обмена культурными ценностями, так и негативные процессы обмена «антиценностями» (наркотики, алкоголь, оружие, порнография, проституция и т. д.) [12, с. 23].

В связи с этим, особый интерес представляет инновационные механизмы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Одним из примеров таких механизмов, являет собой комплексная стратегия борьбы с международной преступностью, созданная в Америке [2, с. 109-116].

И хотя такая стратегия сформулирована впервые, она основывается на уже существующих документах, таких, как национальная стратегия по борьбе с наркотиками и президентские директивы по борьбе с незаконным ввозом иностранцев, борьбе с терроризмом и повышению безопасности и надежности хранения ядерных материалов, то есть, по сути, вбирает в себя новые тенденции в борьбе с международной преступностью [3, с. 125].

Позитивными сторонами системы предупреждения преступности в экономически развитых государствах являются, во-первых, их активное участие в международном антикриминальном сотрудничестве, во-вторых, разработка национальных (государственных) и локальных программ предупреждения преступности, в-третьих, эффективные формы вовлечения населения в борьбу с правонарушениями.

Еще одной тенденцией в международной борьбе с преступностью, стал тот факт, что наибольшую опасность для всего мирового сообщества в современный период представляет международный терроризм. Начиная с 1963 года мировым сообществом под эгидой ООН разработано 13 контртеррористических документов, которые направлены на борьбу с терроризмом [1]. В 1973 году Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден Специальный комитет по терроризму.

Однако проблема, здесь, заключается в том, что не все государства мира подписали соответствующие 13 контртеррористических документов, и еще меньше - их ратифицировали. Как следствие этого - отсутствие единого фронта государств в борьбе с терроризмом, который выражался бы в унифицированном нормативно-правовом подходе, в системном участии каждого государства в международно-правовом механизме борьбы с преступностью.

Важнейшей опасностью в этом аспекте, является факт усиления преступной активности террористических групп. Совет Безопасности ООН в своей Резолюции 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г. отметил тесную связь между международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, отмыванием денег, незаконным оборотом оружия и незаконными перевозками ядерных, химических, биологических и других потенциально смертоносных материалов [7, с.124].

Как отмечают эксперты ООН, террористические группы совершают данные преступления в основном с целью получения финансовых или иных средств для проведения террористических актов [8, с. 13-14].

Для подтверждения последнего тезиса, приведем наиболее актуальный пример из современности, связанный с так называемым ИГИЛ (Исламское государство– запрещено в России) - «полуреальным квазигосударством» с шариатской формой правления, которое частично контролирует территорию современного Ирака, Ирана и Ливана. Большинство государств и международных организаций признало Исламское государство террористической организацией.

Тот факт, что по сути, Исламское государство это хорошо организованная и вооруженная преступная группировка, контролирующая значительную территорию и насчитывающая в своих рядах около 350 тысяч человек, диктует однозначную необходимость объединения целого ряда государств в борьбе с ней. В настоящее время, обсуждается целый ряд вариантов для такой коалиции, в том числе и с участием России, однако до окончательного решения данная проблема еще далека.

Также отметим и тот факт, что в начале XXI века большинство стран мира оказались в сфере деятельности транснациональных организованных преступных группировок, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков. Сегодня криминальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров приносит баснословные доходы и создает реальную угрозу генофонду наций. Особенно это стало актуальными, в свете ситуации с Афганистаном (крупнейший производитель опиатов), который, уже на протяжении последних 35 лет, находится в состоянии постоянного военного конфликта – как с внешним вмешательством, так и с признаками гражданской войны.

Наиболее крупный инцидент, был связан с последствиями знаменитой атаки на «башни-близнецы» в 2001 году. Международная коалиция, созданная США для борьбы с «Аль-Каидой», совершила военную интервенцию в Афганистан управляемый, в то время, преимущественно Талибаном – организацией поддерживающей «Аль-Каиду». Однако, по сути, американское вторжение привело еще к одному витку гражданской войны.

Несмотря на формальное наличие результатов этой операции – было уничтожено более 25 000 террористов связанных с Аль-Каидой, за «отмывание денег» полученных от торговли опиатами посажено более 70 крупных афганских функционеров, было изъято более 100 тонн героина (только за 2011 год), плантации опиумного мака сократились на четверть (с 2001 года), а производство героина на 10 %, эти цифры, тем не менее, явно недостаточны.

В этих условиях, производство и распространение опиатов, фактически невозможно остановить, несмотря на все военные операции, проводимые «международной коалицией» во главе с США. Частично, эта информация подтвердилась т.н. разоблачениями Э. Сноудена.

Отметим также, что военные конфликты последнего времени представляют собой поле для международной преступности. Яркий пример этого – «черная трансплантология» в Косово, которая подразумевала заказные убийства, похищение людей и торговлю человеческими органами, проводимые централизованно, под контролем Хашима Тачи - нынешнего «премьер-министра» Косово, что подтверждается, в частности и свидетельствами со стороны Карлы дель Понте.

Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, начиная с последних десятилетий XX века, осуществляется при решающей роли органов ООН, при активном участии Интерпола, Европола и других региональных правоохранительных структур.

В XXI веке организованные формы преступности преимущественно носят транснациональный характер и угрожают экономической, политической и социальной жизни общества. Для реализации преступных замыслов создаются всевозможные фирмы, финансовые пирамиды и т.д. Именно поэтому в ряде международных актов имеются нормы об уголовной ответственности юридических лиц.

Одной из насущных является проблема повышения качества подготовки кадров правоохранительных органов для работы в формате международного сотрудничества. Это предполагает знание сотрудником не только норм международного права, но и знание большого массива нормативно-правовой базы ООН, Совета Европы, межгосударственных и межведомственных соглашений, регламентирующих сотрудничество государств по борьбе с преступностью [9, с. 25].

Созданные международным сообществом правовые основы, регламентирующие международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью, сложившаяся и постоянно совершенствующаяся в государствах мира система подготовки правоохранительных кадров позволяют надеяться на общий успех в этой сфере. Как отмечается в докладе Генерального секретаря ООН, задача заключается в том, чтобы наладить деятельность системы уголовного правосудия на эффективной и беспристрастной основе на всем земном шаре, чтобы тем самым повысить уровень безопасности [10, с. 109].

В связи с вышеизложенным, отметим, что борьба с международной преступностью, не является статичным явлением, ее приемы постоянно развиваются, однако, к сожалению, не всегда успевают за развитием форм этой преступности.

Список литературы:

1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом Заключена в г. Шанхае 15.06.2001 // Собрание законодательства РФ. - 13 октября 2003 г. - № 41. - Ст. 3947.

2. Волеводз А.Г. Некоторые организационные аспекты сотрудничества в борьбе с преступностью в США // Уголовное право. - 2009. - № 4. - С. 109 – 116.

3. Гаухман Л.Д. Проблемы уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью // Право и образование. - 2009. - № 1. - С. 125 – 129.

4. Грудинин Н.С. Личность несовершеннолетнего российского преступника и механизм её формирования // Научный вестник. 2016. № 2 (8). – С. 20 – 27.

5. Грудинин Н.С., Майорова М.С. Меры профилактики и противодействия преступной угрозе в современной России // Наука и современность. 2016. № 2 (8). – С. 135 – 144.

6. Грудинин Н.С., Галынская Д.С. Личность несовершеннолетнего преступника // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2016. № 4 (6). – С. 5 – 10.

7. Зайцева Е.С. Сотрудничество Международной организации уголовной полиции - Интерпола с ООН в борьбе с терроризмом, и позиция России // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 124 – 128.

8. Карташкин В.А. Международное уголовное право и мировой правопорядок в XXI веке // Юрист-международник. - 2013. - № 1. - С. 13-14.

9. Квашис В. Преступность как глобальная угроза // Юридический мир. - 2011. - № 10. - С. 20 – 27.

10. Костенко Н.И. Международное уголовное право. Современные теоретические проблемы. - М.: Нова, 2012. – 305 с.

11. Преступность в Российской Федерации и московском мегаполисе: состояние и меры противодействия: коллективная монография / Глазкова Л.В., Грудинин Н.С., Кадничанская Э.Ф., Карпенко В.М., Майорова Е.И., Чурилов С.Н. М., 2015. – 180 с.

12. Родионов К.С. Сотрудничество государств в борьбе с преступностью. - М.: Приор, 2012. – 297 с.

13. Чурилов С.Н., Грудинин Н.С. Детерминанты преступного поведения личности // Юридический вестник ДГУ. 2016. № 3. – С. 140 – 145.