Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
01.04.2014

Редупликация в современной лингвистике

Букатникова Светлана Дмитриевна
аспирант факультет филологии Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия
Аннотация: Статья раскрывает содержание явления редупликации, автором предлагается собственное определение редупликации. Рассматривается процесс изучения редупликации в разные периоды развития лингвистики, от истоков до современного этапа, выявляются дискуссионные вопросы в изучении редупликации.
Ключевые слова: лингвистика, редупликация, повтор
Электронная версия
Скачать (541.3 Kb)

Современная лингвистика акцентирует свое внимание на изучении текста и текстовых категорий. Редупликация является одной из главных текстовых категорий, исполняющая немаловажную роль в структурно-смысловой организации текста. Таким образом, благодаря повторению текстовых элементов на синтаксическом, лексическом и семантическом уровне, обеспечивается связность текста, что, в целом, способствует объединению знаковой последовательности в единое целое [6, с. 24].

С лингвистической точки зрения, редупликация – это явление, свойственное языковой системе и текстам, исследователями вычленяются его структурные особенности и функционирование в текстах.

Следует отметить, что наряду с «редупликацией» (от лат. «reduplicatio») существуют языковые явления, которые обладают схожими с ней терминами - «повторы» в русском языке, «reduplication» и «germination» во французском, «repetition», «repeat» в английском и «ripetizione» в итальянском языке и др.

К вопросу о редупликации обращались ученые разных эпох и времен: М.Ф. Квинтилиан в античности, М.В. Ломоносов в XVIII в., Darmsteter, Nurop, Е.Д. Поливанов, А.А. Потебня, Н.М. Штейнберг, В.А. Кухаренко и др. в XIX - XX вв., Ф.И. Рожанский, И.Р. Гальперин, В.Г. Гак, Н.А. Шехтман и др. в XXI в.

Однако, до сих пор в научной среде наблюдается неоднозначность восприятия данного термина и множественные дискуссии, поскольку в работах разных исследователей под редупликацией понимается неоднородный спектр явлений – от «повторов» (А.А. Реформатский), внутри- и межсловных удвоений (О.Ю. Крючкова), от «феномен языковой игры» (А.М. Зарипова) до «морфемы-операции» или «супрасегментные морфемы» ( Ю.С. Маслов), «неслучайный повтор слова или его части» (Ф.И. Рожанский), «повтор, служащий средством выражения грамматических значений» (Н.Ф. Алефиренко).

В нашей работе под редупликацией мы понимаем явление, представляющее собой способ словообразования, образования грамматических форм и фразеологических единиц путем полного или частичного повтора целого слова, корня или основы слова.

Общепризнанным является тот факт, что редупликация – это явление, свойственное многим языкам и прослеживается на всех языковых уровнях. Редупликации свойственны также группе индоевропейских языков, к которым относятся русский и французский языки, с самых ранних этапов их развития до современности.

Зарубежные исследователи изучают редупликацию в различных аспектах. Так, А.Ф. Потт, К. Бругман, А. Мейе рассматривают редупликацию в сравнительно-историческом аспекте, опираясь на общность индоевропейских языков (древнегреческого, древнеславянского, латинского языков и др.). Они отмечают в своих работах немаловажную роль редупликации в слово- и формообразовании, а также придании речи и текстам особой эмоциональности.

Одной из первых работ, появившихся в истории французской лексикологии, было исследование Н.М. Штейнберг, в котором изучалась структура «редупликативных образований», их функционирование в языке как морфо-стилистических вариантов слов литературного языка, средств экспрессивности и продуктивных словообразовательных способов языка [14].

Также, во французском языкознании вопросы лексической редупликации исследовались в работе М. Фредерик и многими другими.

Среди испанских и итальянских исследователей, занимающихся вопросами редупликации в современных языках и относящих редупликацию к лингвистическим универсалиям, можно отметить У. Браво Утрера, А. Вержбицкую, C. De Santis, S. Scalise.

У. Браво Утрера рассматривает повторы как один из ресурсов стилистики и занимается исследованием редупликаций в современном испанском языке, уделяя при этом особое внимание повторам, имеющим широкое распространение в языках различных типов. Заслуживает внимания тот факт, что У. Браво Утрера относит редупликацию к лингвистическим универсалиям [1].

В то время как C. De Santis [15] занимается исключительно изучением экспрессивной функции редупликации, S. Scalise в своей работе придает редупликации статус морфологического явления: в итальянском языке повторы могут быть использованы для деривации, но не флексии (как это происходит, например, в индоевропейских языках, в которых редупликация используется для выражения плана множественности). Кроме того, в итальянском языке распространено использование редупликации для выражения степени интенсивности или усиления признака/качества предмета/действия [15, с. 1224-1225] .

А. Вержбицкая в исследовании (на материале английского и итальянского языков), посвященном редупликации в итальянском языке в аспекте кросс-культурной прагматики и иллокутивной семантики, выдвигает предположение о существенной функциональной и структурной идентичности повтора и редупликации в итальянской речи, уделяя особое внимание сопоставлению частотности одинаковых слов в конструкциях с редупликацией [2 ].

В современном русском языкознании вопросами редупликации и ее классификации занимаются такие ученые как Н.А. Шехтман, И.Ю. Моисеева, Г.Г. Москальчук, Ю.С. Маслов, Ф.И. Рожанский, и др.

Среди первых работ XXI века, затрагивающих явление редупликации отметим диссертационное исследование И.Ю. Моисеевой. В своем исследовании автор акцентирует внимание научного сообщества на проблеме взаимоотношений между читателем и художественным текстом, рассматривая при этом сущность и характерные особенности редупликации как средства снятия неоднозначности высказывания [6].

В рамках сравнительно нового направления исследований лингвистики – структурной организации и самоорганизации текста – на основе метода позиционного анализа, исследованием роли редупликаций в структуре текста занимаются Г.Г. Москальчук, А. Ю. Корбут [4;8].

О.Ю. Крючкова занимается изучением редупликации в аспекте языковой типологии, определяя редупликацию как «внутрисловное удвоение» полагая, что редупликация это «эмпирическая и теоретическая лакуна» [5, с. 82]. В своих исследованиях автор приходит к выводу, что редупликация является одним из способов слово- или формообразования, который состоит в удвоении корня слова или его элементов, а также аффиксов и целых слов, переходящих при этом в статус морфем. Также, О.Ю. Крючкова предлагает классификацию редупликаций, среди которых различает редупликацию полную, неполную, дивергентную, осложненную и синонимическую. Продуктивность каждого из видов редупликаций зависит от особенностей морфологического строя конкретного языка.

Е.В. Федяева рассматривает проблему редупликации и ее использования для передачи значения неопределенного количества на материале английского языка. Редупликация исследователем понимается как иконический языковой знак, проявляющийся в значениях множественности, степени, меры проявления качества и реккурентности (действие) [13, с. 469-472].

Значительным продвижением в разработке вопросов исследований редупликации явилась монография Ф. И. Рожанского (Рожанский, 2011), материалом исследования для которой послужили африканские языки. Посвящена монография исследованию редупликации с точки зрения средства словообразования в некоторых африканских языках. Исследование ориентировано на типологический анализ лексического состава языков Африки, главной целью которого было «дать общее представление о функционировании рассматриваемого языкового механизма» [11].

Н.Г. Петрова в своей работе обращается к исследованию вопроса о статусе лексических редупликаций в поэтическом дискурсе с позиций теории регулятивности. На материале поэтического творчества К.И. Бальмонта и др. поэтов, исследователь рассматривает лексические редупликации как один из универсальных принципов регулятивности поэтического текста [9, с.39-45].

Таким образом, для современной лингвистики характерны дискуссии о редупликации как самостоятельного способа словообразования. Мнения исследователей разделяются на две категории: первая – редупликация является самостоятельным способом словообразования (Ф.И. Рожанский, Г.Б. Антрушина, Ф.Р. Минлос, О.Ю. Крючкова и др., вторая – редупликация входит в систему словообразования в качестве одной из составных частей слова (Е.В. Федяева, О.Д. Мешкова и др.).

Важно, также, отметить, что зарубежные ученые склоняются к первой категории, утверждая самостоятельность данного способа словообразования, в то время как российские исследователи убеждены в обратном, т.е. в невозможности назвать самостоятельным удвоение основы слова или его части.

Таким образом, анализ теоретической литературы по лингвистике по теме редупликации в современной лингвистике показывает, что данный объект исследования изучается лингвистами в разных языках мира и в разных аспектах с использованием многообразных подходов, отсюда и рождаются разногласия и расхождения во мнениях относительно определения, природы и статуса явления редупликации в языковой системе. Кроме того, отсутствие единого четко сформулированного определения редупликации, а также дискуссии по поводу самостоятельности редупликации как способа словообразования, повлияли на факт отсутствия интегральной классификации редупликации.

Список литературы:

  1. Браво Утрера У. Повтор в современном испанском языке. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. М. 1983 – 23с.
  2. Вежбицкая А., Семантические универсалии и описание языков. М., 1999
  3. Гак, В. Г. Повторная номинация на уровне предложения / В. Г. Гак // Синтаксис текста. – М.: Наука, 1979. - С. 91-103.
  4. Корбут, А. Ю. Повтор как средство структурной организации художественного прозаического текста (элементы симметрии): автореф. дис. … канд. филол. наук / А. Ю. Корбут. – Иркутск, 1995. - 21 с.
  5. Крючкова, О.Ю. Редупликация в аспекте языковой типологии // Вопросы языкознания, 2000. №4. С.82
  6. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005, стр. 24.
  7. Моисеева, И.Ю. Коммуникативная функция языка и проблема понимания художественного текста: на материале семантической редупликации во французском языке: дис. ... канд. филол. наук / И. Ю. Моисеева. - Оренбург, 2001.
  8. Москальчук, Г. Г. Ассиметричный повтор в тексте / Москальчук, Г. Г. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. - № 11. – С. 56-62.
  9. Петрова, Н. Г. К вопросу о статусе лексического повтора в поэтическом дискурсе с позиций теории регулятивности / Н.Г. Петрова // Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 6 (96). – С.39 – 45.
  10. Потебня, А.А. Из записок по русской грамматике, т. III, М., 1968, с.441
  11. Рожанский, Ф.И. Редупликация. Опыт типологического исследования. М.: «Знак», 2011.
  12. Солганик Г.Л. Синтаксическая стилистика. - М.: Высш. шк., 1973. - 214 с.
  13. Федяева, Е.В. Редупликация как одно из средств репрезентации неопределенного количества / Е.В. Федяева // Известия Российского Государственного Педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск №73-1. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 469 – 472.
  14. Штейнберг, Н. М. Редупликация в современном французском языке / Н. М. Штейнберг. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, - 1969. – 67 с.
  15. Santis, C. De Reduplicazione espressiva / C. De Santis // Enciclopedia dell'italiano. vol. II (M-Z).: Roma, Istituto dell'Enciclopedia Italiana, 2011, pp. 1224 – 1225.
  16. Scalise, Sergio Morfologia / Sergio Scalise. - Bologna.: il Mulino, - 1994, 331 p.