Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
03.04.2014

Налогообложение игорного бизнеса в Республике Беларусь

Борисенко Ольга Ивановна
3 курс банковского дела Научный руководитель – И.А. Кисель, старший преподаватель Полесский государственный университет Пинск, Беларусь
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема налогообложения игорного бизнеса на территории Республики Беларусь. Проведен сравнительный анализ налоговых ставок со станами-соседями (Россия, Украина). Проанализирована динамика увеличения твердый ставок за последние три года.
Ключевые слова: игорный бизнес, ставки налога, объект налогообложения, игровой автомат, игровой стол, касса букмекерской конторы, касса тотализатора, концепция развития игорного бизнеса
Электронная версия
Скачать (435.3 Kb)

            На сегодняшний день весьма актуальна проблема увеличения доходной части государственного бюджета Республики Беларусь. Одним из путей ее решения – увеличение налоговый поступлений, в частности от налога на игорный бизнес.

Игорный бизнес - деятельность, направленная на извлечение игорным заведением дохода в виде выигрыша, платы за организацию, проведение или участие в азартных играх, пари, организации тотализатора.[1]

На протяжении 2010-2013 гг. наметилась устойчивая тенденция роста налога на игорный бизнес как в абсолютном, так и в относительном выражении. В 2010 году в госбюджет поступило 70 млрд. рублей, а в 2011 – 102,2 млрд. рублей от налога на игорный бизнес. Сумма поступлений возросла на 42%.

На первый взгляд это значительное увеличение, но налог на игорный бизнес как в 2010 так и 2011 году составлял только 0,1% от всех доходов в государственного бюджета РБ. Но в 2012 и 2013 году поступления налога на игорный бизнес уже составляли 0,2% от доходов госбюджета и составляли в 2012 году 238 млрд. рублей, а в 2013 – 330,3 млрд. рублей. С каждым годом можно наблюдать увеличение налоговых поступлений, но если учитывать инфляцию данное увеличение в 2010 и 2011 годах не значительное. Резкий скачек произошел в 2012 году.[7]

Фактором, обуславливающим данное положительное увеличение, является ежегодное увеличение налоговых ставок и рост предпринимательской активности в направлении данного вида деятельности.

На развитие игорного бизнеса в республики оказало большое влияние его ограничение в странах-соседях. С 2009 года игорные заведения в Российской Федерации могут быть открыты только в 4 игорных зонах (Алтайский Край, Приморский край, Калининградской области, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области), а в Украине деятельность по организации и проведению азартных игр на 1 июля 2010 г. запрещена.[4]

Ставки налога на игорный бизнес в Республике Беларусь и в странах-соседях заметно различаются. Например, а Беларуси за игровой стол в месяц уплачивается 4 924,7 USD, когда в России от 690,5 USD, а за кассу тотализатора в РБ – 1 009,3 USD, в РФ – 690,5 USD. Ставки в РБ на много превышают ставки РФ. Но с игровыми автоматами, кассами букмекерской конторы дело обстоит иначе. За игровой автомат в РБ – 187,6 USD, РФ – 41,1 USD, а за кассу букмекерской конторы РБ – 504,8 USD, РФ – 690,3 USD.(курс бел.руб.= 9840 к доллару США, рос.руб.=36,2070 к доллару США на 20.03.2014.)[5,6]

В связи с этим была разработана концепция развития игорного бизнеса, которая предполагала 2 варианта развития игорного бизнеса: создание на территории Республики Беларусь игорно-развлекательного центра и с учетом назревшей необходимости использования современных подходов в регулировании деятельности в сфере игорного бизнеса усиление государственного контроля за игорным бизнесом путем внедрения передовых технических средств и обеспечения защиты игрока.[2]

Первый вариант для РБ является не совсем целесообразным, потому что это мероприятие требует больших затрат, а из-за отсутствия в республике огромного потока туристов делает проект не окупаемым. Второй вариант позволяет осуществить увеличение налоговых поступлений в бюджет путем введения комбинированной ставки налога – фиксированная ставка плюс 8 процентов от разницы между сделанными ставками и выплаченными выигрышами и введение единых технических стандартов для игрового оборудования и его программного обеспечения.[3]

Республика Беларусь предпочла второй вариант развития игорного бизнеса. Но если резко повысить налоговую нагрузку до такого уровня, то могут возникнуть негативные последствия и игорный бизнес станет невыгодным с экономической точки зрения. Поэтому 01.01.2014 года было создано и введено в эксплуатацию специальные компьютерные системы, обеспечивающие контроль за оборотом в сфере игорного бизнеса. Учитывая данный фактор ставка налога на игорный бизнес по объекту налогообложения налогом на игорный бизнес, также была установлена в размере 4 процентов.[4]

Учитывая, что в отношении игрового автомата, игрового стола, кассы букмекерской конторы и кассы тотализатора установлены фиксированные ставки налога на игорный бизнес, налоговая база определяется отдельно для положительной разницы между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) и иных объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (игрового автомата, игрового стола, кассы букмекерской конторы, кассы тотализатора).

При этом налоговая база применительно к положительной разнице между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) определяется как денежное выражение образующейся по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса в течение налогового периода положительной разницы между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), уменьшенное на сумму налога на игорный бизнес, исчисленную за налоговый период по всем объектам налогообложения, по которым установлены фиксированные ставки налога на игорный бизнес.

В целях единообразного применения норм Налогового кодекса понятие разницы между суммой принятых ставок и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) в азартных играх (далее – разница) конкретизировано применительно к каждой из разновидностей азартных игр, организация и проведение которых разрешены на территории Республики Беларусь.[1]

Таким образом, на сегодняшний день в РБ успешно реализуется концепция развития игорного бизнеса. Запрещать игорный бизнес не имеет смысла, так как он все равно не исчезнет, а перейдет в тень, что приведет к неуплате налогов и уменьшению доходов государственного бюджета. Стабильное развитие игорного бизнеса создает условия для привлечения в страну иностранных туристов, капитала и как следствие приведет к росту доходов государственного бюджета. Азартный бизнес всегда приносил немалые прибыли, и чтобы эта тенденция сохранилась, необходимо обеспечить формировании стабильного правового поля для ведения предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.

Список литературы:

  1. КОММЕНТАРИЙ К ПУНКТАМ 180 – 183, 205 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2013 Г. № 96-З «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»
  2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 12 января 2011 г. № 31 Об утверждении Концепции развития игорного бизнеса в Республике Беларусь
  3. Комментарий к пунктам 180 – 183, 205 Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности, и налогообложения»
  4. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 10 января 2005 г. № 9 Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь
  5. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РБ - Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
  6. Налоговый кодекс РФ – Налог на игорный бизнес
  7. Справочник Министерства по Налогом и сборам РБ «Доходы госбюджета РБ по видам доходных источников за 2007-2013».