Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
09.04.2014

Исполнительская деятельность учителя как средство формирования интереса учащихся к музыке

Кисель Алина Гарекиновна
Студентка 4 курса Института Искусств Адыгейского государственного университета г. Майкоп, Россия
Аннотация: В статье освещается проблема формирования интереса учащихся к музыке средствами исполнительской деятельности учителя. Автор описывает процесс работы с детьми на педагогической практике в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: интерес, исполнительство, учитель музыки
Электронная версия
Скачать (518.1 Kb)

Проблема формирования интереса к музыке у подрастающего поколения принадлежит к числу важнейших. Интерес имеет огромную побудительную силу, так как под его влиянием возникает стремление узнать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, активно применить их в различных видах деятельности.

Интерес к музыке учащихся общеобразовательной школы может рассматриваться как эмоционально-оценочное отношение к музыкальным ценностям через различные виды музыкальной деятельности, определяющее характер и способы удовлетворения музыкальной потребности, которая вызывает сложный комплекс эмоций, переживаний, оценочных суждений.

Сформировать художественные вкусы, выработать у учащихся активную жизненную позицию – задача всей системы эстетического воспитания. Решения этой важной, актуальной задачи может быть осуществлено только при наличии высококвалифицированных учителей, владеющих определенной системой знаний, умений и навыков.

Деятельность учителя музыки связана с решением бесконечного множества задач, возникающих в процессе педагогической работы.

Безусловно, широкое привлечение современных технических средств обучения повышает качество музыкального образования, но особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников: учащиеся класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки. Все это требует наличия инструмента в классе и исполнительских умений учителя, способствующих формированию интереса к музыке и музыкальным занятиям, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.

Исследователи приходят к выводу, что основным видом музыкально-педагогической деятельности учителя музыки является музыкально-исполнительская деятельность, «без которой учитель музыки не назывался бы учителем музыки» [1]. Специфика музыкально-педагогической деятельности органически связывает педагогику с музыкальным исполнительством.

Исполнительская практика студентов в школе является одной из форм про­фессиональной подготовки будущего учителя музыки. Необходимость ее обусловлена содержанием будущей профессиональной деятельности. Исполнительская деятельность способствует закреплению и совершенствованию профессио­нальных умений и навыков студентов, приобретенных ими в классах музыкальных дисциплин исполнительского цикла (музыкально-инструментальная подготовка, дирижирование, хоровой класс, концертмейстерский класс и ансамбль, постановка голоса).

Исполнительская практика предполагает различные виды исполнения: соло, в ансамбле, в качестве ру­ководителя хора, инструментального ансамбля, кон­цертмейстера. Все это непременно связа­но с музыкально-воспитательной, образова­тельной и просветительской деятельностью. Основным видом практики является выступление перед детской аудиторией в качестве исполнителя-лектора, что наиболее полно отвечает задачам работы учителя.

На практике в младших классах следует стремиться к мак­симальной образности выступления, к созданию необходимой эмоциональной атмосферы, способствующей восприятию учащи­мися общего характера и настроения произведения.

Например, в младших классах было предложено для слушания произведение В. Ходоша «Красная шапочка». Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетаний и нюансов музыка передает характер и настроение, приключения главной героини. Точное нахождение композитором средств музыкальной выразительности позволило учащимся ярко обрисовать «музыкальную картинку». Исполненные повторно фрагменты пьесы позволили поговорить о таких понятиях в музыке как темп, динамика, регистр и других средствах музыкальной выразительности, которыми композитор передал характеры персонажей, явления природы, чувства.

В процессе исполнения музыкального произведения с беседой о нем учитель имеет возможность сыграть произведение целиком, показывать фрагменты, говоря о средствах музыкальной выразительности иллюстрировать их, вовлекая в беседу учащихся.

Безусловно, то, что учитель играет на музыкальных инструментах, повышает его авторитет, его личность более интересна ученикам. Дети часто стоят у инструмента и смотрят, как играет учитель (особенно в младших классах), пытаются извлечь какие-то звуки и т.д.

Или, например, при исполнении учителем любимой детьми песни, кто-то начинает подпевать, кто-то делает пластические движения под музыку или отстукивает ритм. Каждый ребенок по-своему чувствует и переживает музыку, в то же время весь класс находится в ее атмосфере, под ее влиянием.

В процессе коллективного исполнения музыкального произведения ученики, как и учитель, оказываются включенными в исполнительский процесс. Такие виды деятельности, как вокальное и инструментальное исполнительство в большей степени привлекательны для учащихся и интересны школьникам, они предполагают наличие аккомпаниаторских умений у учителя.

В школе вокальные ансамбли, хоровое исполнение песен сопровождается аккомпанементом, в младших классах, когда дети вовлекаются еще и в оркестр, учитель берет на себя основную функцию, так как партия фортепиано (или аккордеона) является основной, музыкообразующей, а шумовые инструменты в руках учащихся – это, в основном, ритмическая поддержка.

Концертмейстерская деятельность для большинства учителей психологически легче, чем сольное исполнительство: ответственность делится с солистом, хором. Одновременно с этим профессиональная сложность деятельности концертмейстера существенна даже в нетрудном репертуаре, поскольку к обычным исполнительским задачам прибавляются задачи ансамблевые.

В период прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе учащимся предлагалось в разделе слушание музыки исполнение музыкальных произведений в записи и исполнение на инструменте, исполнение вокальных произведений в записи и исполнение студентами в ансамбле (вокалист и концертмейстер). «Живое» исполнительство, безусловно, привлекает внимание учащихся к исполнителю и исполняемой музыке.

Бывают такие ситуации на уроке, когда общение с музыкой выражается полной тишиной. Приведем в пример урок в 6 классе, где после прослушивания детьми Вальса Ф. Шопена в классе стояла такая тишина, которая лучше всяких слов «говорила» о мыслях и чувствах детей. Мы считаем такое молчание детей на уроке очень важным, так как ребята продолжают «проживать» музыку, пребывая в атмосфере эмоциональной заряженности.

В процессе работы в школе нами замечено, что учащиеся любят слушать музыку в исполнении учителя. Каждое новое произведение вызывает у них всегда живой интерес. Ученики слушают в абсолютной тишине, и эта тишина не простое проявление дисциплины, а следствие глубокого интереса, эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства.

Список литературы

1. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика – СПб: Алетейя, 2001.