Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
16.04.2014

Потенциал сетевого взаимодействия в реализации ООП общего образования

Белка Юлия Вячеславовна
студентка факультета филологии и журналистики Оренбургский государственный университет г. Оренбург, Российская Федерация
Аннотация: Возможность развития и необходимость существования сетевого взаимодействия образовательного учреждения и культурно-образовательных организаций обусловлены развитием информационной среды, для погружения в которую необходимо всестороннее развитие детей.
Ключевые слова: образование, взаимодействие, мотивация, социализация
Электронная версия
Скачать (548.7 Kb)

Одна из основных инновационных технологий современного образования - сетевое взаимодействие, позволяет образовательным учреждениям активно развиваться и, что немаловажно, соответствовать требованиям федеральных государственных стандартов (ФГОС). Благодаря организации такого типа взаимодействия реализуется основной принцип современного образования - открытость образовательного пространства и процесса. В условиях направленности политики образования на всестороннее развитие каждого ученика поощряется развитие целой сети образовательных услуг в рамках одного процесса для достижения личностных результатов. На каждом этапе образования перед педагогом стоит определенная задача:

  • начальное образование: заложить основы толерантности и социальных норм, соответствующих современным общественным требованиям;
  • среднее образование: поддержать и развить заложенные навыки и полезные качества, увеличивая сферу восприятия информации учеником и возможности ее применения.

Необходимо рассмотреть характерные признаки сетевого взаимодействия и их практическое применение в современной школе [3, с 3]:

  1. Независимость членов сети, которая выражается в возможности выбора характера, направленности образовательной деятельности и формы участия в проекте. Этот аспект позволяет выдвигать в качестве приоритетного направления саморазвитие педагога, что в современных условиях является немаловажным ввиду геометрического прогрессирования объемов потребляемой и передаваемой им информации. Поэтому каждый "элемент" системы должен развиваться самостоятельно, по выбранному им самим пути, тем самым формируя новые грани для развития воспитанников.
  2. Множественность лидеров, которая выражена в том, что любой участник образовательной сети является носителем определенного ресурса. Лидерство определяется готовностью члена сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети, параллельно с реализацией собственных целей. В соответствии с предыдущим пунктом, каждый "объект" системы имеет возможность непрерывного развития по выбранному им пути, а значит, расширяет не только объемы информации, т.е. ресурсов, но и повышает их качество, адаптирует их в соответствии с запросами учеников и их представителей.
  3. Наличие объединяющей общеобразовательной цели — воспитание общечеловеческих ценностей, которые, в свою очередь, являются фундаментом для формирования социально значимой и психически устойчивой личности, готовой к научным изысканиям и существованию в едином информационном потоке, формирующем его взгляды и сознание, что немаловажно в современном социуме.

При сетевом взаимодействии не только распространяются инновационные разработки и делятся ресурсы, но и идет процесс обмена опытом между сетевыми организациями и формирования общей позиции в сфере социальных услуг. Средства сетевого взаимодействия позволяют субъектам совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении, участвовать в создании общих проектов [1, с 3]. Понятие инноваций немаловажно, поскольку их внедрение носит эволюционный характер и требует постоянного накопления информация и ее обмена, для чего необходим опыт учреждений, специализирующихся в определенных отраслях не только в качестве примера для подражания, но и как индикатора качества услуг.

Первым делом необходимо определить идею участия каждого элемента в сети, возможности его совершенствования и степень необходимости предоставляемым им ресурсов. На первых этапах деятельность выстраивается вне сети посредством лицензирования, проверки соответствия стандартам, объединения в небольшие сети для накопления опыта. Необходимо проиграть каждый возможный план действия, рассчитать пути развития сети и учеников в ней, пути расширения системы и выхода участников из нее, оставив некоторые вопросы для творческой импровизации. Сеть эффективна только при совокупности качественной проработки ключевых аспектов и творческого подхода в решении текущих задач

Процесс формирования сетевого взаимодействия включает четыре этапа [2]:

  • информационно-аналитический: процесс формирования задач и концепций развития сети, ее возможных проблем и способов их решения, подбор объектов сети;
  • мотивационно-целевой: постановка задач и способов их решения, выбор стратегии развития;
  • организационно-исполнительский: распределении сферы покрытия каждого объекта, организация управления и создание регламента сети;
  •  контрольно-диагностический с выходом на конечные результаты деятельности.

Необходимо четко представлять себе цели каждой группы взаимодействия:

1) Младшие школьники:

  • формирование ценностных коммуникативных и самореализационных установок;
  • расширение кругозора за счет освоение традиционного опыта в игровых проектах;
  • изучение необходимого научного материала на основе интеграции разных областей знания, их объединения и адаптации в соответствии с возрастом и ментальными возможностями.

2) Среднее звено:

  • поддержание и развитие уровня социализации;
  • поддержка в переходных психических возрастных ситуациях за счет наглядного представления подобного опыта на историческом и социальном примерах;
  • формирование гражданской и социальной позиции.

3) Старшие классы:

  • подготовка к самостоятельному существованию в социуме;
  • предоставление возможности самостоятельного извлечения информации и опыта.

4) Семья (как заказчик образовательной услуги):

  • расширение знаний о ценностных и личностных установках ребенка;
  • возможность совместной деятельности, способствующей приобщению к ценностям и истории семьи;
  • расширение возможностей и способностей ребенка;
  • улучшение взаимоотношений с образовательным учреждением как основным источником навыков, знаний и умений для ребенка.

5) Педагоги, кураторы группы психолого-педагогического сопровождения, педагоги организаторы, руководители ДОУ:

  • повышение качества и уровня знаний о детской натуре;
  • расширение числа партнеров и повышение качества услуг;
  • повышение квалификации и статуса учреждения;
  • поиск наиболее комплексного подхода в работе с каждым учеником.

4. Добровольность связей — каждое учреждение имеет право на выход из системы или ее изменение, если это не вредит подопечным ученикам. Особо приветствуется расширение круга взаимодействия во благо учащихся.

5. Множественность уровней взаимодействия — каждая организация может предоставлять различные возможности развития и совершенствования не только для учеников, но и для других объектов системы, что позволяет укрепить связи и составить более полную картину о важности каждого элемента связи.

Элементы сетевого взаимодействия могут быть абсолютно различными, как и их формы выражения, но, как правило, объединяются в группы по цели воздействия (определенной классификации нет, т.е. пример приводится на среднестатистическом образовательном учреждении):

  1. Здравоохранение учащихся: волонтерские группы поддержки здоровья, спортивные школы, кружки и центры ДО, детские поликлиники, кабинет психолога и логопеда. Данные группы позволяют поддержать и улучшить физическое развитие ребенка, что немаловажно в современном сообществе. Совместная работа медицинских учреждений и спортивных школ позволяет подобрать наиболее оптимальный вид спортивной нагрузки, выявить и развить навыки, предотвратить заболевание или способствовать его регрессу. Секции и кружки ДО позволяют совершенствоваться в выбранном ребенком (или его семьей) направлении для достижения поставленных целей и самосовершенствования в различных направлениях, в том числе и физиологических.
  2. Социализация и коммуникативные навыки: кружки по интересам (в особенности драматические и ораторские секции), языковые школы, волонтерские организации, туристические программы, кабинет психолога и логопеда. Данная группа играет роль института социализации, позволяя ребенку совершенствоваться в области знаний и умений, предоставляя ему обширный круг возможностей для дальнейшей их реализации. Драматические секции в совокупности с кабинетом психолога позволяют раскрыть внутреннюю натуру, избавиться от фобий и привыкнуть к нахождению в социуме; языковые школы и туристические программы позволяют ознакомится с представителями разных культур и взглядов, что в большой степени способствует формированию собственных позиций и навыков по их выражению.
  3. Приобщение к истории и культуре: музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы и конференции. Необходимость исторического и национального воспитания является важной темой на протяжении всего существования понятия "образование". Сетевое взаимодействие школы с заведениями - представителями культурных и исторических пластов позволят ребенку в полной мере и качественно освоить информацию, заложенную в нем, как и в его народе, генетически и, осознав иерархию исторического развития не только своего государства, но и многонационального единства мира, определить свое место в нем.
  4. Развитие и совершенствование педагогов: педагогические мастерские, опорные школы, методические центр, городские ассоциации педагогов-предметников. Данная группа выполняет одну из самых важных ролей - формирование педагога-наставника, имеющего возможность не только передать уже имеющиеся у него знания, но и расширить их объем и повысить качество. Кроме того, данная система позволяет реализовать первоочередную задачу - создание "мобильного" педагога, имеющего достаточно высокую квалификацию по нескольким направлениям и компетентного в каждом из этих направлений в количестве достаточном для формирования взглядов у учеников.

Сетевое взаимодействие - система мобильная и быстро адаптируемая, обладающая высоким потенциалом к развитию, что позволяет подстраивать ее под определенное учреждение и условия его существования. Сетевое взаимодействие выступает в качестве системы связей для разработки, апробации и предложения новых моделей системы образования и управления им современному профессиональному педагогическому сообществу. Именно благодаря такому взаимодействию совместное использование ресурсов каждого члена сети в частности и всей системы в целом становится наиболее эффективным. Основана данная структура на неоспоримом равенстве всех участников при многообразии горизонтальных связей, что обеспечивает быструю и незатрудненную возможность обмена ресурсами, данными и информацией, кроме того, обеспечивает активное и легкое перемещение учащихся, что позволяет сократить сроки получения информации при увеличении ее объема. Именно в таких условиях активного обмена образовательное учреждение может в полной мере выдать ученикам необходимый объем социально значимой информации для их дальнейшей социализации и самореализации.

Список литературы:

  1. Левченко Д.В., Тлегенова Т.Е. Ресурсы сетевого взаимодействия субъектов на основе современных IT-технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6.
  2. Лопуга В.Ф. Формы и методы сетевого взаимодействия школ здоровья Алтайского края [Электронный ресурс] // URL: http://www.akipkro.ru/hsch/lopuga_set.htm (дата обращения: 5.04.2014).
  3. Чучкевич М.М. Сетевые организации: Генезис, структура, управление // Диссертация канд. социол. наук. - 1999 г.