Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
17.04.2014

Особенности современного малого предпринимательства в США

Айзадуллова Айгуль Райхановна
студент 4 курса кафедра «Финансы и кредит», Экономико-математический факультет Ульяновский государственный технический университет г. Ульяновск, Россия
Аннотация: Малое предпринимательство является ключевым динамичным сектором экономики США. Благодаря своей способности оперативно мобилизовывать трудовые ресурсы, малое предпринимательство обеспечивает создание миллионов новых рабочих мест во всех сферах хозяйства. Малое предпринимательство США прошло долгий и специфический путь развития и на современном этапе имеет много возможностей     и перспектив для дальнейшего совершенствования. Государство, как основной субъект регулирования экономики, оказывая разностороннее воздействие, способствует к росту значимости и эффективности деятельности малого предпринимательства в этой стране.
Ключевые слова: малое предпринимательство США, конкурентоспособность, государственное регулирование, современное состояние малого предпринимательства
Электронная версия
Скачать (721.2 Kb)

«Дело Америки – это бизнес»,эти слова принадлежат Кэлвину Кулиджу, президенту США в 1920-е годы. История развития малого предпринимательства в США начинается с первого столетие существования страны – до 1880-х годов – с такой же точностью можно было сказать, что дело Америки – это малый бизнес, поскольку в те годы практически все предприятия в стране были малыми. На заре американской истории предприятия могли быть только малыми. Транспортное сообщение было медленным и неэффективным, так что рынки оставались слишком разобщенными для того, чтобы поддерживать крупномасштабное предпринимательство. Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким, федеральные программы в США датируются 1932 г. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые и средние предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время, именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая важную социальную значимость [3, дата обращения 08.04.2014 г.].

Государственные программы финансирования и кредитования частного бизнеса, охватывающие все предпринимательские структуры независимо от их размеров, начали разрабатываться в начале 30-х годов прошлого века. В 1942 г. принимается Закон о малом бизнесе. В то же время начала действовать и такая государственная структура, как Бюро по малому бизнесу Министерства торговли, предоставлявшая техническое и управленческое содействие малым предприятиям. В 1953 году Конгесс учредил Small Business Administration — специальный государственный орган, помогающий малому бизнесу Америки. В 1978 году законом о мелком бизнесе предусматривался ряд мер, открывавших мелким фирмам доступ к госзаказам. В частности, крупные компании были обязаны предоставлять выполнение определённой части госзаказа мелким фирмам – субподрядчикам. Начиная с 80-х, годов широко распространилась система содействия мелким фирмам в вопросах организации и управления производством, подготовке и переподготовке кадров, получении информационной и консультационной помощи. Восьмидесятые годы отмечены в США резким ростом индивидуального и группового инновационного предпринимательства. Современное состояние малого предпринимательства в США имеет ряд особенностей. Чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3 до 12 млн.долл. В США существует разделение по отраслям для малых предприятий (табл. 1).

Таблица 1 – Распределение малых предприятий по отраслям промышленности и количеству работающих в США (в %).

Отрасль

менее 25 чел.

менее 210 чел.

менее 220 чел.

менее 250 чел.

Добывающая промышленность

52,4

67,1

80,5

91,5

Перерабатывающая промышленность

37,0

52,5

67,5

82,6

Оптовая торговля

50,3

71,5

86,9

96,4

Розничная торговля

64,9

81,5

91,1

97,2

Строительство

64,5

81,7

91,8

97,6

Коммерческие услуги

76,4

87,1

93,6

97,5

В среднем

66,7

81,2

89,3

96,3


Как и в Российской Федерации, в Штатах большинство малых предприятий сосредоточено в торговле и строительстве. В США на долю малых предприятий приходится в 2012г. до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве - 80%, в оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. (диаграмма 1.). На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих [3, дата обращения 08.04.2014 г.].

Диаграмма 1 – Долевое соотношение малого бизнеса по отраслям в США на 2012г. 

Диаграмма 1 – Долевое соотношение малого бизнеса по отраслям в США на 2012г.

Согласно данным последней промышленной переписи в 1992 году, в обрабатывающей промышленности США насчитывалось 382 тысячи предприятий, из которых на 275 тысячах (67%) было менее 20 занятых. Мелкие фирмы существуют достаточно ограниченный период времени, после чего разоряются либо уходят из бизнеса, им на смену приходят новые: общее число мелких предприятий в обрабатывающей промышленности имеет тенденцию к росту [4, дата обращения 08.04.2014 г.].

Большую роль в обеспечении конкурентоспособности мелких предприятий играет их мобильность в перестройке на выпуск новой продукции и в первую очередь благодаря повышению уровня их технологической оснащённости. Обычной практикой для них стало широкое использование компьютерной техники и других современных высокоэффективных технических средств. Именно этот динамичный сектор экономики, благодаря своей способности оперативно мобилизовывать трудовые ресурсы, обеспечил, к примеру, в период 1970-1985 годах создание 35 миллионов новых рабочих мест во всех сферах хозяйства, тогда как предприятия крупного бизнеса и государственные учреждения потеряли в те же годы 6 миллионов рабочих мест.

Сегодня в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а образ жизни. В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. и ликвидируется около 500 тыс. Дело в том, что владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся истоки живучести всего американского бизнеса [4, дата обращения 08.04.2014 г.].

Таким образом, после рассмотрения исторического развития и современного состояния малого предпринимательства в США, следует отметить роль государства в данном секторе экономики. Основой современного законодательства по малому бизнесу является Закон о малом бизнесе 1953 г. Согласно этому закону Администрация по делам малого бизнеса стала правопреемницей Корпорации по финансированию реконструкции и Администрации малых оборонных предприятий, которые с этого периода прекратили свою деятельность. Кроме того, к новой Администрации перешла большая часть полномочий Бюро по малому бизнеса Министерства торговли, а также программа кредитования малых предприятий, создаваемых бывшими военнослужащими. Реализация положений, содержащихся в законе, обеспечивается посредством ряда специальных программ [2, с.113].

Управление финансирования и инвестиционной деятельности Администрации предоставляет структурам малого бизнеса прямые, совместные – с частными банковскими структурами - займы, а также гарантии под займы малых предприятий у частных банковских структур, содействуя тем самым переоснащению производства, его расширению, приобретению оборудования, сырья и материалов, осуществлению НИР. Администрация по делам малого бизнеса сотрудничает с ведомствами федерального правительства, осуществляющими закупку товаров и услуг, и с крупными частными подрядчиками федерального правительства при разработке политики, способствующей расширению участия субъектов МБ в получении правительственных контрактов [2, с. 114]. Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сети представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Организация сети поддержки малого инновационного бизнеса 

Рисунок 1 – Организация сети поддержки малого инновационного бизнеса

 Следует выделить также программу финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств и программу государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых МП. Первая ее часть, а именно «гарантирование аренды», нацелена на преодоление трудностей, с которыми сталкиваются многие МП, подыскивающие для себя производственные помещения. С 1965 г. Администрация уполномочена предоставлять МП специальные целевые кредиты для оплаты аренды, а также государственные гарантии под страховые полисы частных компаний, которые страхуют арендодателей от риска, связанного с неуплатой арендных платежей арендаторами [3, дата обращения 08.04.2014 г.]. Причем филиалы АМБ расположены во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого и среднего бизнеса распространяется на все штаты. Основные задачи АМБ наглядно можно рассмотреть на рис.2.

Рисунок 2 – Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса

Рисунок 2 – Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса

Большую работу в рамках системы обслуживания мелкого бизнеса проводит Министерство Торговли США. Направления этой работы весьма разнообразны и схематично отражены на рис.3.

 Рисунок 3 – Основные направления системы обслуживания малого бизнеса в США

Рисунок 3 – Основные направления системы обслуживания малого бизнеса в США

 меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях и Закон об общественных работах и экономическом развитии). К 2007 г. свыше 3 млн. малых предприятий принадлежали представителям национальных меньшинств.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и в условиях мирового финансового кризиса. Так, например, в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства [4, дата обращения 08.04.2014 г.]. Данный проект законов предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Законопроект также предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.

Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Список литературы:

  1. Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия : учебное пособие // М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина. – Ульяновск : УлГТУ, 2011. – C. 173-174.
  2. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство – Москва, «ИНФРА-М», 2009. – C. 217-218.
  3. http://www.kreditbusiness.ru/usa.html - Кредитный портал КредитБизнес.ru
  4.  www.nisse.ru – Национальный институт исследований проблем предпринимательства