Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
23.04.2014

Взаимосвязь политического режима и интеллектуального капитала стран мира

Дмитрюкова Дарья Сергеевна
Студентка 2 курса, Факультет экономики, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики г. Пермь, Российская Федерация
Скиднова Дарья Витальевна
Студентка 2 курса, Факультет экономики, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики г. Пермь, Российская Федерация
Тунегова Маргарита Викторовна
Студентка 2 курса, Факультет экономики, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики г. Пермь, Российская Федерация
Васильева Ирина Сергеевна
Студентка 2 курса, Факультет экономики, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики г. Пермь, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье рассмотрены аспекты политического режима и интеллектуального капитала 12 стран (России, США, Сингапура, Китая, Японии, Германии, Кубы, Великобритании, Кот-д’Ивуара, Саудовской Аравии, Венесуэлы и Норвегии). Проведено сравнение стран на основе рейтинга экономической свободы, уровня конкурентоспособности, благоприятности инвестиционного климата, индекса экономики знаний, индекса знаний, индекса инновационного потенциала страны. Выявлено, что между интеллектуальным капиталом страны и её политическим режимом существует взаимосвязь.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, политический режим, индекс экономики знаний, индекс знаний, индекс инновационного потенциала страны
Электронная версия
Скачать (507.8 Kb)

Введение

В XXI веке интеллектуальный капитал как один из факторов, влияющих на уровень развития страны, становится особенно значимым. Интеллектуальный капитал – это система характеристик, определяющих способность человека, то есть качество рабочей силы индивидуума, совокупного работника предприятия, фирмы корпорации, страны, материализуемое или проявляющееся в процессе труда, который создает товар, услуги, прибавочный продукт в целях их воспроизводства на основе персонифицированного экономического интереса каждого субъекта, их совокупности. [6, с. 195]. Среди прочих детерминантов, влияющих на развитие интеллектуального капитала страны, выделяется политический режим. Политический режим – это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти. [3, с. 24]. Мы выбрали 12 стран, у которых разные политические режимы: к примеру, в Сингапуре - авторитарный, в США и РФ - демократический, а в Китае - тоталитарный. Исходя из наших предположений, у каждого политического режима имеется своя специфика, влияющая на интеллектуальный капитал. В исследовании мы хотим подтвердить или опровергнуть это предположение.

Целью исследования является выявление особенностей влияния политического режима страны на ее интеллектуальный капитал, и сравнение данных особенностей среди стран с разными политическими режимами.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) Подробнее узнать об особенностях политических режимов стран, выбранных нами заранее (Россия, США, Сингапур, Китай, Япония, Германия, Куба, Великобритания, Кот-д’Ивуар, Саудовская Аравия, Венесуэла и Норвегия).

2) Изучить показатели интеллектуального капитала каждой страны.

3) Провести взаимосвязь между политическим режимом страны и ее интеллектуальным капиталом. Найти особенности развития.

Обзор литературы

Данные исследований показывают, что инновационное развитие и положительная отдача от использования факторов интеллектуального капитала возможны как при демократическом, так и при авторитарном режимах. Так в статье Г.А.Унтура “Экономика знаний в Китае и России: проблемы и перспективы” рассмотрены общие вопросы построения экономике знаний на основе расчета индексов экономики знаний России (представителя демократического режима) и Китая (представителя авторитарного режима). Экономика страны, основанная на знаниях, постепенно замещает индустриальную экономику, главной задачей которой являлось эффективное распределение ресурсов. Экономика знаний использует информационные потоки, благодаря чему происходит постоянное, долговременное развитие инноваций и детерминантов человеческого, структурного и отношенческого капиталов. По мнению авторов, в современном мире крайне необходимо предпринимать не только радикальные стратегии, но и творческие подходы для того, чтобы удерживать превосходство и оставаться конкурентоспособной экономикой мира. Немалую роль играет политический режим в становлении экономики последствием усиления значимости интеллектуальная собственности. Патенты, авторские права, товарные знаки, базы данных и др. – всё это способствует свободной торговле, развитию частной собственности, вложению инвестиций в капитал страны. Чем ближе страна к демократии, тем более явно проявляется эта зависимость. [1].

Будет страна двигаться в сторону прогресса или застоя, зависит от того, какая политика ставится в приоритет правительством. Социализм, ведущий к тоталитарному режиму, чаще всего характеризуется низкой деловой активностью, высокой безработицей (низким уровнем мотивирования безработных), падением потребления товаров, отсутствием средств обмена знаниями и информационных технологий. Экономика стран нуждается в изменении промышленности, которые “порождают колебания, задающие общий тон деловой жизни: в начале этих перемен происходит оживление инвестиций и наступает процветание, которое, конечно, прерывается спадом более короткого цикла, накладывающегося на фоновые долгосрочные колебания. Когда процесс изменений подходит к концу, а их результаты широким потоком поступают на рынок, устаревшие элементы промышленной структуры устраняются и господствует депрессия”. [5].

Нужно отметить, что на сегодняшний день большинство стран развивается по принципу, высказанному Шумпетером, но, несмотря на это, есть и те государства, чья политика выбивается из-под струи общего закона. Ярким примером “иного” влияния политического режима на экономику знаний представлен в работе «Knowledge regimes and political power: the social construction of knowledge» автором Hing Ai Yun. Он раскрыл тему взаимосвязи авторитарного режима Сингапура с высоким уровнем обмена знаниями между рабочими. Это несомненно привело к тому, что небольшое государство Азии за 40 лет достигло результатов, которые являются по силам лишь многим великим державам. Правительство Сингапура следит за всеми областями деятельности населения, в то же время давая максимальную свободу тем, кто нацелен на создание факторов, влияющих на процветание социально-экономической инфраструктуры страны.

Методология

Для решения основной проблемы исследования – рассмотрения влияния политического режима страны на интеллектуальный капитал её населения – будет проведён обзор информации по данной тематике. Детально будут изучены статьи авторов – специалистов в области изучения вопросов интеллектуального капитала. По каждой стране будет проведён поиск публикаций на русском и английском языках с ключевыми словами: «интеллектуальный капитал», «индекс экономики знаний», «индекс знаний», «политический режим», «индекс демократии», «индекс инновационного развития». Основой исследования будут данные о значениях индекса экономики знаний, индекса знаний, индекса демократии и индекс инновационного развития для России, США, Сингапура, Китая, Японии, Германии, Кубы, Англии, Кот-д’Ивуара, Саудовской Аравии, Венесуэлы и Норвегии, а также данные о политических режимах в выбранных государствах. Данные по индексам находятся на сайте Всемирного Банка и в электронной версии журнала The Economist, на сайте Организации Мировой Интеллектуальной Собственности, а информация о политическом режиме каждой исследуемой страны будет найдена в электронных энциклопедиях. Эти данные позволят проанализировать взаимосвязь между политическим режимом и интеллектуальным капиталом населения. Кроме того, будут рассмотрены составные части каждого индекса для всех рассматриваемых стран: индекс экономического и институционального режима, индекс образования, индекс инноваций и индекс информационных и коммуникационных технологий. С помощью выбранных показателей будет проведено эмпирическое исследование: построены графики, проранжированы страны по данным индекса демократии. В ходе исследования будет приведён краткий обзор 12 стран выборки: история их достижений в области науки и политики. Это поможет составить более подробную характеристику каждой страны, основываясь не только на цифрах, но и на событиях. С помощью комплекса всех этих действий станет возможно решение поставленной задачи – выявления взаимосвязи между интеллектуальным капиталом и политическим режимом.

Результаты исследования

Для решения основной задачи – исследования влияния политического режима отдельной страны на составляющие интеллектуального капитала – была проведена выборка по странам. Для того чтобы иметь точное представление о политическом становлении страны, о ее провалах и успехах, были рассмотрены такие составляющие, как: период развития того или иного режима страны и основные стороны экономического содержания местности (место в рейтинге экономической свободы, уровень конкурентоспособности и благоприятность инвестиционного климата).

Основным показателем экономического прогресса страны является уровень экономической свободы. При рассмотрении места страны в рейтинге экономической свободы учитывались следующие показатели:

1. Свобода бизнеса.

2. Свобода торговли.

3. Фискальная свобода.

4. Участие правительства.

5. Монетарная свобода.

6. Свобода инвестиций.

7. Финансовая свобода.

8. Права собственности.

9. Свобода от коррупции.

10. Свобода труда.

Япония.

Политический режим. В Японии демократический режим установился в 1945 году в результате прекращения действие закона, поддерживавшего господствующие классы Японии посредством легитимизации подавления свободы мысли, слова и печати.

Экономика. Япония занимает 19 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. Это государство рассматривается экспертами как страна с преимущественно свободной экономикой. Стоит отметить, что самым высоким показателем является “монетарная свобода”, который показывает, что Центральный Банк Японии уделяет повышенное внимание поддержанию стабильности цен посредством постоянного контроля. [7]. Хуже всего в Японии развита финансовая свобода.[8].

119

Япония

772,9

884,5

882,4

667,2

661,1

888,8

660,0

550,0

880,0

773,0

882,4

Сингапур.

Политический режим. Сингапур существует как автономное государство с 1965 г. (отделение от Малайзии). С тех пор в стране конституционно объявлен авторитарный режим.

Экономика. Сингапур занимает 2 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. В соответствии с показателями, Сингапур является страной со свободной экономикой. Самый высокий показатель - “свобода труда”. Он отражает то, что в стране строго соблюдается принцип свободы человека в использовании своих трудовых ресурсов, в выборе рода деятельности. Наименьшего развития в Сингапуре достиг показатель финансовой свободы. [8]. Сингапур.

Политический режим. Сингапур существует как автономное государство с 1965 г. (отделение от Малайзии). С тех пор в стране конституционно объявлен авторитарный режим.

Экономика. Сингапур занимает 2 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. В соответствии с показателями, Сингапур является страной со свободной экономикой. Самый высокий показатель - “свобода труда”. Он отражает то, что в стране строго соблюдается принцип свободы человека в использовании своих трудовых ресурсов, в выборе рода деятельности. Наименьшего развития в Сингапуре достиг показатель финансовой свободы. [8].

22

Сингапур

886,1

998,2

990,0

990,7

995,3

880,9

775,0

550,0

990,0

992,0

998,9


Кот-д’Ивуар.

Политический режим. Данная страна является представителем демократического режима со времен отделения от Франции в 1960 г.

Экономика. Кот-д’Ивуар занимает 123 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. Это страна с преимущественно несвободной экономикой. Отмечается, что самым высоким показателем является “фискальная свобода”, что доказывает попытки страны обрести суверенитет. Хуже всего ситуация в стране сложилась в области защиты от коррупции. [8].

112

Кот-д’Ивуар

554,1

443,7

664,3

778,3

887,1

776,0

335,0

550,0

330,0

220,0

556,1

Венесуэла.

Политический режим. В 1811 году страна отделилась от Испании, став независимым государством. Лишь после 1935 года тоталитарный политический режим сменился демократией.

Экономика. Венесуэла занимает 174 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. В этой стране несвободная экономика. Самым высоким показателем является “фискальная свобода”. Правительство страны проводит программу жесткой экономии и сокращения расходов. Наименее высокие показатели страны соответствуют инвестиционной деятельности.[8].

1174

Венесуэла

37,1

50,3

57,2

74,0

61,8

47,7

5,0

20,0

19,0

36,2


Германия.

Политический режим. Прошло немного времени с ликвидации тоталитарного режима, главной целью которого было мировое господство арийской расы, военная экспансия, геноцид, захват территорий стран. Начиная с 1949 года (в этом году произошло принятие Конституции), Германия яростно пытается встать на путь демократии.

Экономика. Германия занимает 23 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. Германия является страной с преимущественно свободной экономикой. Наиболее высокий показатель - “право собственности” - выражается в заботе правительства о высоком уровне защиты прав собственности граждан. Участие правительства Германии в жизни страны - наиболее слабая сторона её политики. [8]. 

23

Германия

71,1

89,6

87,5

58,3

41,4

79,9

85,0

60,0

90,0

79,0

39,9

Россия.

Политический режим. Развитие демократии в России проходит через череду подъемов и спадов. Полноценные масштабные демократические реформы начали проводиться лишь с 1980-х годов. Конституция провозглашает гражданское общество (что является обязательной частью демократического политического режима), в котором высшей ценностью является человек, а соблюдение его прав и их защита - прямая обязанность государства. В настоящее время наблюдаем заметное падение поддержки “суверенной демократии” населением России.

Экономика. Россия занимает 143 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. В Российской Федерации преимущественно несвободной экономика. Самый высокий показатель в России - “фискальная свобода”. Это значит, что по сравнению с другими странами Россия имеет относительно низкие налоги. Хуже всего ситуация в России состоит с антикоррупционной деятельностью. [8].

143

Россия

50,3

52,2

68,4

82,3

66,5

62,6

25,0

40,0

25,0

21,0

59,6


США.

Политический режим. Америка является одной из самых ярких представительниц демократии. Декларация Независимости объявила демократический режим в 1789 году.

Экономика. США занимает 8 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. Это страна с преимущественно свободной экономикой. Стоит отметить, что самым высоким показателем является “свобода труда”, который отражает то, что правительство заботится об обеспечении граждан возможностью свободно выбирать область деятельности, следит за возможной эксплуатацией работников организаций. Хуже всего в США развито участие правительства в жизни страны. [8]. 

8

Соединенные Штаты Америки

78,0

91,3

86,9

67,5

58,0

78,1

75,0

70,0

85,0

73,0

94,8

Саудовская Аравия.

Политический режим. Саудовская Аравия – яркий пример авторитарного режима. Король контролирует все сферы жизни граждан.

Экономика. Саудовская Аравия занимает 65 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. Это государство рассматривается экспертами как страна с умеренно свободной экономикой. Самым высоким показателем является “фискальная свобода”. Худшие показатели по антикоррупционной деятельности. [8].

65

Саудовская Аравия

64,1

84,6

82,5

99,6

68,1

62,3

45,0

50,0

40,0

35,0

74,4

 Куба.

Политический режим. С 1898 года (год обретения независимости от Испании) в стране установлен тоталитарный режим, который поддерживается правительством и населением Кубы до настоящего времени.

Экономика. Кубы занимает 177 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. Это государство рассматривается как страна с несвободной экономикой. Наиболее высоким показателем является “монетарная свобода”. Антикоррупционная деятельность страны, права собственности и свобода торговли - самые слабые стороны государства. [8].

177

Куба

26,7

10,0

61,7

45,9

66,7

10,0

10,0

43,0

Норвегия.

Политический режим. Норвегия - конституционная монархия. Глава государства — король.

Экономика. Норвегия занимает 37 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. Это государство рассматривается экспертами как страна с умеренно свободной экономикой. Стоит отметить, что самым высоким показателем является “права собственности”, который показывает, правительство заботится о высоком уровне защиты прав собственности граждан. Наименее высокие показатели отражают участие правительства в жизни граждан. [8].

37

Норвегия

69,4

88,8

89,2

50,5

49,8

74,2

65,0

60,0

90,0

79,0

47,1

 Китай.

Политический режим. Со времени провозглашения КНР в 1949 году правящей является Коммунистическая партия Китая.

Экономика. Китай занимает 140 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. Преимущественно несвободная экономика. Стоит отметить, что самым высоким показателем является “участие правительства в жизни граждан”. Защита прав собственности - наименее сильный показатель. [8]. 

140

КНР

51,0

49,7

72,2

70,2

88,1

70,6

20,0

30,0

20,0

36,0

53,2

 Великобритания.

Политический режим. Великобритания была первой промышленно развитой страной в мире, а также страной с парламентской демократией, конституционные, правительственные и юридические новшества которой были переняты другими нациями и странами.

Экономика. Великобритания занимает 11 место (из 179 стран) в рейтинге экономической свободы. Это государство с преимущественно свободной экономикой. Лучше всего развита “свобода бизнеса”. Самые низкие показатели - участием правительства в жизни граждан. [8].

11

Великобритания

76,5

94,9

87,5

61,8

41,9

73,7

90,0

80,0

85,0

77,0

72,8

 Представим данные показатели в виде сводной таблицы для того, чтобы оценить и сравнить уровень экономического развития стран с разными политическими режимами. Данные рассмотрены в таблице (Приложение №1).

Таким образом, выяснилась общая тенденция: реальное экономическое развитие в стране отражает индекс демократии, который может показывать совершенно противоположный режим, нежели тот, что указан в Конституции.[9].

Интеллектуальный капитал страны измеряется с помощью индекса экономики знаний (KEI) и индекса знаний (KI). Данные индексы, в свою очередь, состоят из субиндексов, разделённых на четыре группы:

  • Индекс экономического и институционального режима. Он показывает развитие экономики и общества;
  • Индекс образования отображает показатели грамотности, образованности населения и условия, созданные, для обучения;
  • Индекс инноваций отражает уровень развития инноваций в стране [10];
  • Индекс информационных и коммуникационных технологий передаёт информацию о коммуникационной инфраструктуре. [Центр гуманитарных технологий.8]

В соответствии с составляющими каждого субиндекса были собраны данные за 2010 год для выборки из 12 стран. Рассмотрены такие показатели, как: процент населения с определённым уровнем образования (без образования, с начальным, со средним и с высшим образованием) по возрастным группам (старше 15 лет, старше 25 лет, старше 65 лет, старше 75 лет, старше 80 лет), процентная доля людей с определённым уровнем образования в составе рабочей силы, количество иностранных студентов на ступени высшего образования, процент безработных граждан, количество интернет пользователей (на каждые 100 человек), количество абонентов услуги широкополосного интернета (на каждые 100 человек), абоненты услуги сотовой связи (на каждые 100 человек), количество защищённых интернет серверов (на каждый миллион человек), количество телефонных линий (на каждые 100 человек). Также для каждого показатели было найдено максимальное, минимальное и среднее значение. [11]. Проанализировав собранную информацию, были получены следующие выводы:

  • В среднем по выборке из 12 стран процент людей:

- старше 25 лет со средним образованием равен 46% (самый высокий процент в Германии – 72%, самый низкий – в Венесуэле – 16%);

- старше 65 лет без образования равен 22% (самый высокий уровень в Кот-Д’Ивуар – 90%, минимальный процент в Германии – менее 1%);

  • Больше всего иностранных студентов учится в Соединённых Штатах – 684 807 человек. Меньше всего зарубежных учащихся в Кот-д’Ивуар – 1 818 человек;
  • В среднем больше всего работающих имеют среднее образование – 44% от всей рабочей силы (самая большая доля в Германии – 58%, самая маленькая – в Венесуэле – 26%), меньшую пропорцию рабочей силы составляют люди с высшим образованием – 30%, а 24% работающей части населения составляют люди с начальным образованием;
  • Средний уровень безработицы по 12 странам составляет 6% (меньше всего безработных на Кубе – 2,5%, а наибольший процент безработицы в США – 9%);
  • Количество интернет пользователей на 100 человек в среднем составляет 54 человека (почти все жители Норвегии пользуются интернетом – 93 человека из 100, а в Кот-д’Ивуар к помощи всемирной паутины прибегают лишь 2 жителя из 100);
  • Услугами мобильной связи в 2010 году в среднем на каждые 100 человек пользовалось 109 человек (больше всего в Саудовской Аравии – 187 человек, меньше всего – на Кубе – 8 человек из 100);
  • Количество телефонных линий в выборке в среднем равно 32 на 100 человек (наибольшее количество в Германии – 64, наименьшее – в Кот-д’Ивуар – 1);

Индекс экономики знаний и индекс знаний по 12 странам выборки за 2012 год (наиболее актуальные и доступные данные) представлены в таблице (Приложение №2) [11]. В соответствии с данными показателями страны демократического режима - Норвегия и Германия - находятся в первой десятке рейтинга, а страны с авторитарным политическим режимом – Кот-д’Ивуар, Куба, Китай, Венесуэла – занимают значительно более низкие позиции в рейтинге.

Страна, для которой гипотеза оказалась неверной, - Сингапур.

Значение уровня демократии страны учитывается и в индексе инновационного потенциала страны (Innovation Capacity Index). Данные рассмотрены в таблице (Приложение №3).

В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что страны с демократическим режимом выходят в мировые лидеры по экономическому, технологическому развитию и развитию сферы образования, в то время как аутсайдерами становятся страны авторитарного или гибридного политического режима.

Страна, для которой гипотеза оказалась неверной, - Сингапур.

Полученные данные доказывают существование связи между политическим режимом страны и уровнем ее инновационного прогресса. Страны демократического режима выходят в лидеры. Наиболее неблагоприятным политическим режимом для инновационного развития снова стал авторитарный и гибридный режим.

Страна, для которой гипотеза оказалась неверной, - Сингапур. Главной целью идеологической доктрины является формирование современной просвещенной нации. Основными чертами идеологических принципов Сингапура являются: строгое соблюдение иерархии властных структур, рационализм действий, равенство возможностей. Соблюдается приоритет интересов общества над интересами личности. 

Список литературы:

  1. Waguespack, D. M., Birnir, J. K., & Schroeder, J. (2005). Technological development and political stability: patenting in Latin America and the Caribbean. Research policy : policy and management studies of science, technology and innovation. , 1570-1590.
  2. Yun, H. A. (1999). Knowledge regimes and political power:the social construction of knowledge. The International Journal of Human Resource Management , 996-1005.
  3. Кашанин, А. В., & Кашанина, Т. В. (2000). Основы российского права. Учебник для вузов. (изд. 2-е издание). изм. и доп. - М.: НОРМА.
  4. Унтура, Г. А. (2009). Экономика знаний в Китае и России: проблемы и перспективы. Пространственная экономика (4), 88-105.
  5. Шумпетер, Й. А. (1995). Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика.
  6. Эскиндаров, М. А. (1999). Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. - М.: Республика.
  7. www.heritage.org
  8. www.gtmarket.ru
  9. Democracy_Index_2010_web.pdf
  10. www.globalinnovationindex.org
  11. www.worldbank.org 

Приложение №1

Страна

Режим по Конституции

Индекс демократии

Место в рейтинге

Экономической свободы

Экономической конкурентоспособности

Инвест. климата

Япония

Демократия

Демократия

19

6

27

Сингапур

Авторитаризм

Гибридный режим

2

3

1

Кот-д’Ивуар

Демократия

Авторитаризм

123

129

167

Венесуэла

Тоталитаризм

Гибридный режим

174

122

181

Германия

Демократия

Демократия

3

5

21

Россия

Демократия

Гибридный режим

143

63

92

США

Демократия

Демократия

8

4

4

Саудовская Аравия

Авторитаризм

Авторитаризм

65

21

26

Куба

Тоталитаризм

Авторитаризм

177

-

-

Норвегия

Демократия

Демократия

37

14

9

Китай

Авторитаризм

Авторитаризм

140

27

96

Великобритания

Демократия

Демократия

11

12

10


Приложение №2 

Rank

Country

KEI

KI

Economic Incentive Regime

Innovation

Education

ICT

5

Norway

9.11

8.99

9.47

9.01

9.43

8.53

8

Germany

8.90

8.83

9.10

9.11

8.20

9.17

12

US

8.77

8.89

8.41

9.46

8.70

8.51

14

UK

8.76

8.61

9.20

9.12

7.27

9.45

22

Japan

8.28

8.53

7.55

9.08

8.43

8.07

23

Singapore

8.26

7.79

9.66

9.49

5.09

8.78

50

Saudi Arabia

5.96

6.05

5.68

4.14

5.65

8.37

55

Russia

5.78

6.96

2.23

6.93

6.79

7.16

84

China

4.37

4.57

3.79

5.99

3.93

3.79

86

Venezuela

4.20

5.47

0.42

5.33

5.36

5.71

87

Cuba

4.19

5.10

1.44

5.05

7.93

2.34

135

Cote d’Ivoire

1.54

1.54

1.53

1.62

0.91

2.09


Приложение №3


 

Страна

Место по индексу инновационного потенциала (из 139 стран)

Индекс демократии

Япония

13

Демократия

Сингапур

7

Гибридный режим

Кот-д’Ивуар

89

Авторитаризм

Венесуэла

124

Гибридный режим

Германия

16

Демократия

Россия

64

Гибридный режим

США

11

Демократия

Саудовская Аравия

54

Авторитаризм

Куба

-

Авторитаризм

Норвегия

10

Демократия

Китай

43

Авторитаризм

Великобритания

14

Демократия