Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
28.04.2014

Краткая характеристика творчества композиторов Адыгеи

Тхагапсо Зарема Арамбиевна
Выпускница Института Искусств Адыгейского государственного университета г. Майкоп, Россия
Аннотация: Статья знакомит с композиторами Республики Адыгея. Автор в работе касается основных направлений деятельности композиторов разных поколений, обращавшихся в своем творчестве к созданию педагогического репертуара.
Ключевые слова: композиторы Адыгеи, фольклор, жанры, творчество, педагогический репертуар
Электронная версия
Скачать (417.5 Kb)

В ноябре 2014 года исполнится 22 года Союзу композиторов Республики Адыгея. Создание Союза композиторов Адыгеи – это историческое культурное завоевание. В нем отразились многовековые глубинные культурные тради­ции адыгов. Исторически возникновение профессионального композитор­ского творчества связано многочисленными нитями с этими замечатель­ными традициями, эпосом, богатым музыкальным наследием народа. Ве­ликолепные напевы и наигрыши, своеобразный ритм, пластика танца – все это является самобытной частицей мировой музыкальной культуры. Как и в любом народе, на адыгской земле всегда существовали создатели мело­дий. Именно эти музыканты были предшественниками профессиональных композиторов.

С появлением танцевальных и хоровых коллективов композиторское искусство Адыгеи переживает уникальный период развития, для которого характерно слияние народной и профессиональной музыки. В дальнейшем появляются произведения для симфонического и духового оркестров, камерных ансамблей различных составов, вокальная музыка, произведения в кантатно-ораториальном жанре, музыка для детей.

Большой вклад в создание Союза композиторов внесли У. Тхабисимов, Ш. Шу, К. Туко, Ч. Анзароков, Г. Чич, А. Нехай, творческая молодежь.

Становление Каплана Сагидовича Туко как профессионального композитора начиналось с Кабардино-Балкарской композиторской организации. Его натуре было свойственно необходимое настоящему композитору благотворное сочетание таланта с уди­вительной работоспособностью. Он фанатически был влюблен в свой народ и беззаветно предан его мудрым вековым духов­ным традициям. Отсюда и творческий результат. Из под пера К. Туко вышло немалое количество музыкальных произведений различных жанров, в которых он пред­стает художником самобытных творческих воззрений, единствен­ным в своем роде, неповторимым мастером духовой музыки современной Адыгеи. Кроме множества произведений для духового оркестра, среди композиторов своей республики, он заметно выделялся как создатель целого направления современной на­циональной хоровой музыки, характерной чертой которой явля­ется сочность гармонических красок и глубокое проникновение автора в мир духовных чувств адыгского народа. Большой интерес представляют его фортепианные произведения, наполненные душевной откровен­ностью и сердечной теплотой народных песен, ритмической остротой неповторимого горского танца.

Из года в год рождались пьесы для фортепиано, произведения для духовых инструментов, сочинения для детских хоров и обработ­ки национальных мелодий для ансамбля гармошек. Многие работы К. Туко, адре­сованные юным музыкантам, регулярно публи­ковались в различных нотных сборниках, выпускаемых в свет Всесоюзным издательством «Советский композитор». Это обработ­ки адыгских народных песен в переложении для фортепиано, ак­кордеона или гармоники «Юрина мама», «Мой Аюб», «Краса моя», «Мура», «Боря», «Эхо войны»; обработки танцевальных мело­дий «Исламей», «Кафа», «Зафак»; такие авторские сочинения, как «Адыгейская танцевальная сюита», куда вошли «Шуточный танец», «Кафа» и «Хоровод», а также другие произведения композитора – «Адыгский марш» и песня «Мой папа шофер» на слова К. Жанэ.

Гисса Карович Чич – музыкант редкого дарования, который снискал к себе уважение и признание не только в родной Адыгее, но и за ее пределами.

Отмеченное несомненной самобытностью и профессионализмом, композиторское творчество Г. Чича по праву занимает достойное место в адыгском музыкальном искусстве и пользуется заслуженным успехом. Из-под его пера вышли оратории и кантаты, хоры, камерно-инструментальная музыка, музыка к театральным постановкам, обработки старинных народных песен. Народная музыка во все времена была питающей почвой, вечно живым источником для композитора, она играла и продолжает играть решающую роль в его творчестве.

Сочинения Г. К. Чича позволяют вести ученика по нескольким параллельным жанровым линиям. Композитору свойственно углубленное проникновение в сущность народного искусства, подлинное увлечение фольклором. Зачастую сложно определить, где имеет место цитирование, а где звучит оригинальная мелодия. При этом сочинения композитора написаны с учетом технических возможностей как юных музыкантов, так и более подготовленных исполнителей.

Творческая работа Чеслава Магомедовича Анзарокова активно развернулась в трех направлениях: певец, педагог и композитор. Весь свой талант, силы и энергию он отдает делу развития музыкальной культуры своего народа.

Потребность сочинять музыку была вызвана тем, что музыкант незаурядный, талантливый, беспокойный хочет поведать людям о своем сокровенном, раскрыть им душу и сердце. Ч. Анзароковым написано большое количество песен и вокальных циклов, а также инструментальной музыки (Соната для виолончели и фортепиано, фортепианные произведения и др.).

Особое место в композиторском творчестве Ч. Анзарокова занимает жанр детского фортепианного цикла. Первый фортепианный цикл «Сонный мальчишка», снискавший огромную популярность у юных музыкантов и любителей музыки, был создан композитором в 1991 году и посвящен своим детям. В 2008 году композитор написал для своей внучки цикл пьес для фортепиано «Мои внучата». Несомненно, появление этого цикла является событием, внесшим заметный вклад в развитие профессиональной адыгейской фортепианной музыки для детей. В фортепианных циклах Ч. Анзарокова народные интонации сочетаются с интонациями современного музыкального языка. Небольшие по объему пьесы написаны в ясной, доступной детям форме, фактура рассчитана на детские руки.

Виталий Александрович Бурдеев – композитор, дирижер, педагог и блестящий исполнитель. В. Бурдеев вдумчиво и кропотливо изучал фольклор адыгов, интонациями которого он изъяснялся как родными. Виталий Бурдеев стал одним из тех, кто формировал композиторскую школу в Адыгее.

Творчество композитора разнопланово: он оставил след почти во всех жанрах и формах как академической музыки, так и в «легком жанре» (симфонические увертюры, фантазии, камерная музыка для различных инструментальных составов, песни, хоровые сочинения, детские оперы и др.). Виталий Бурдеев умело синтезировал особенности музыкального языка адыгов с композиторскими приемами классических жанров музыки. Композитор мог уловить те неповторимые стилистические черты национальной музыки, которые делают ее узнаваемой даже в более завуалированном виде в произведениях, названия которых прямо не указывают на адыгскую тематику (Токката, Прелюдия, Рондо, Соната и др.). Фортепианные произведения В. Бурдеева заняли достойнее место в педагогическом репертуаре музыкальных школ.

Аслан Касимович Нехай – первый дипломированный композитор Адыгеи, первый Председатель Союза композиторов Адыгеи, автор первой адыгейской оперы.

Музыковеды отмечают три основных периода в его творчестве – ранний (консерваторский) – 1978-1983; «академический» – период, определяемый сочинениями в академических жанрах – 1983-1990; «исламеевский» – длительный период работы с ансамблем «Исламей» – с 1991 года по настоящее время [1].

В творческом портфеле А. Нехая находятся трехактная опера «Раскаты далекого грома» по роману И. Машбаша, симфонические, вокально-хоровые, камерно-инструментальные сочинения, а также многочисленные разножанровые произведения для ансамбля «Исламей».

Для детей были изданы «Сборник фортепианных произведений» для учащихся ДШИ и студентов училищ искусств (2005 г.), «Детские песни».

Композитор и аранжировщик, член Союза композиторов Адыгеи с 1997 года, Аслан Хусинович Готов много лет жил и работал в Адыгее.

В 1990-е года А. Готов получил известность как основатель и художественный руководитель эстрадного ансамбля «Оштен», в репертуар которого вошли обработки адыгских народных песен и танцев, популярные песни народов Северного Кавказа и, конечно, сочинения самого Аслана Готова, написанные специально для этого ансамбля.

Творчество композитора А. Готова интересно своим разнообразием. Среди его сочинений – произведения симфонической, камерной, вокальной, инструментальной музыки как в академических, так и в джазово-эстрадных жанрах. Композитор смело сочетает элементы адыгского фольклора с лучшими достижениями электронной и эстрадной музыки. Сюита для джаз-ансамбля «Кавказ», «Посвящение» для струнного оркестра, Симфоническая баллада для джаз-ансамбля и симфонического оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром, «Романтическая прелюдия» и «Свободные вариации на народную тему» для фортепиано – вот лишь некоторые из работ композитора.

Среди композиторских достижений А. Готова и музыка для театров Москвы и Адыгеи, оркестровки в таких больших музыкальных проектах, как «Музыка для фронта» Д. Кабалевского, «Как упоительны в России вечера» А. Добронравова, сотрудничество с такими известными исполнителями как И. Кобзон, Л. Рюмина, З. Тутов, Р. Ибрагимов.

Мурад Кажлаев отмечал, что Аслан Готов «несмотря на все варварские течения в современной музыке, наличие в культуре необразованных, полуграмотных «музыкантов», продолжает держать знамя большой музыки, культуры, основанной на великих национальных традициях».

Хупов Мурат Аскарбиевич в настоящее время живет и работает в городе Барселона (Испания). Музыка М. Хупова очень разнообразна – это произведения для симфонического оркестра, для хора, это и музыка к сказкам, фортепианные сочинения, которые носят лирико-философский характер (Прелюдия-монолог, Фортепианная фреска и др.).

Профессиональное музыкальное образование в Адыгее стало возможным с 30-х годов XX столетия. В разное время в Майкопе открылись среднее специальное и высшее учебные заведения, способствовавшие росту профессионализма музыкантов. Появлялись сначала вокальные, а затем и инструментальные музыкальные произведения У. Тхабисимова, М. Бесиджева, К. Туко, Ч. Анзарокова, Г. Чича и других, позже А. Нехая, а затем и произведения плеяды молодых композиторов Адыгеи – М. Хупова, А. Готова, Д. Анзарокова.

Создан богатый педагогический репертуар, который пользуется популярностью в музыкальных учебных заведениях. 

Список литературы:

1. Музыкальная культура Адыгеи. Выпуск 1. Творчество композиторов Республики Адыгея. Учебное пособие/ Под общей ред. А. Н. Соколовой. – Майкоп, 2011. – 144 с.