Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
07.06.2017

Уголовно-правовая характеристика легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, в соответствии с российским уголовным законодательством

Носов Андрей Алексеевич
Магистрант 2 курса юридического факультета (специализация: юрист в сфере предупреждения экономических преступлений и преступлений в сфере государственной и муниципальной службы) Всероссийский государственный университет юстиции г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности становления в российском законодательстве норм, связанных с легализацией денежных средств, а так же их значение и место в российском законодательстве.
Ключевые слова: Уголовный кодекс, легализация, преступление, денежные средства, имущество
Электронная версия
Скачать (645.5 Kb)

Введение

Актуальность данной темы связана с тем, что, хотя ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем» и появилась в уголовном кодексе Российской Федерации еще в 1996 году, проблемы регулирования легализации (отмывания) денежных до сих пор не решена полностью. Всего через несколько лет после вступления в действие УК РФ появилась насущная необходимость принятия отдельного Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, добытых преступным путем», а также о внесении изменений в ст. 174 УК РФ.

Проблемы законотворчества

А.Ю. Викулин и Г.А. Тосунян убеждены, что «прежде чем принимать федеральный закон, регулирующий осуществление контроля за финансовыми операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения действий, связанных с легализацией преступных доходов, следует решить вопрос об основах уголовного законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов» [8, с. 157]. Тем не менее ряд других практиков и заслуженных ученых предположили, что «к ответственности по ст. 174 УК РФ не может быть привлечено лицо, которое само и получило незаконным путем легализуемое имущество» [10, с. 175].

Учитывая все изложенное выше, 7 августа 2001 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученные преступным путем, и финансированию терроризма». Дополнительно, в соответствии с этим законом в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, появилась ст. 174.1 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления) и были внесены изменения в содержание ст. 174 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем). Однозначную необходимость такого разделения составов подтвердили семьдесят два процента опрошенных юристов и почти шестьдесят пять процентов людей, не имеющих юридического образования. А.Ф. Истомин пишет, что «в развитие этих законов скорейшего принятия требует и ряд других федеральных законов: «О борьбе с организованной преступностью», «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации» [3, с. 53].

Особенности объекта легализации (отмывания)

С начала двухтысячных и до настоящего времени наблюдается перманентное увеличение количества преступлений, квалифицированных по ст. 174 и 174.1 УК РФ. Например, в соответствии со статистическими данными, предоставленными на официальном сайте МВД, в 2003 г. было зарегистрировано 620 случаев совершения данных деяний, в 2004 г. - 1977 случаев, а в январе - апреле 2005 года уже 3023 случае[13]. С одной стороны, наблюдается опасная тенденция к увеличению количества преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1, с другой же стороны, видно, что данные преступления выходят из категории одних из наиболее латентных.

Один из видных ученых, А.А. Ганихин, пишет, что «непосредственным объектом легализации преступно приобретенного имущества выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления экономической деятельности в сфере финансового и имущественного оборота, основанные на добросовестности их участников и контролируемости государством источников владения имуществом» [1, с. 12]. Очевидно, что статьи 174 и 174.1 созданы для защиты стабильности и чистоты российской финансовой системы, нормального функционирования рынка работ, товаров и услуг, и призваны обеспечить противодействие дестабилизирующим российскую экономику факторам. Дополнительным объектом охраны выступают законные права и интересы инвесторов, предпринимателей, иных лиц, занятых на рынке товаров, работ и услуг, а также интересы государства, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции. Финансовая система Российской Федерации, да и аналогичные системы других государств Европы нуждаются в грамотной защите, о чем свидетельствует Директива Совета Европы от 10 июня 1991 г. «О недопущении использования финансовой системы в целях легализации незаконных денежных средств» [9, с. 381].

Общественная опасность легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества

Б.Д. Завидов пишет, что «сферой применения ст. 174 и 1741 являются легальная и нелегальная предпринимательская деятельность различных видов, в которых в силу их характера, наличия объективных и субъективных трудностей осуществления контроля возможно получение преступником имущественных результатов заведомо преступных действий путем придания денежным средствам и (или) иному имуществу действительного или мнимого статуса легитимности (легализация)» [2, с. 67]. Тем не менее В.Д. Ларичев убежден, что «целью ст. 174 и 1741 УК РФ является охрана экономической системы государства от поступления в оборот больших объемов неконтролируемых денежных средств и иного имущества, а также предупреждение незаконных деяний, направленных на извлечение прибыли путем осуществления легальной и нелегальной предпринимательской деятельности» [4, с. 8]. Несомненно, общественная опасность легализации доходов, приобретенных преступным путем, обусловлена не только и не столько степенью противоправности самого их происхождения, сколько непосредственно характером бесконтрольного введения их в законную экономику.

Предмет преступления в ст. ст. 174, 174.1

Предмет преступления в обеих статьях - это денежные средства и/или иное имущество, приобретенное преступным путем. Что касается определения понятия «денежные средства», много вопросов не возникает. Это «металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления» [7, с. 112]. Вопрос с определением понятия имущества гораздо сложнее.

Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. определяет термин «имущество» как имущество любого рода, материальное или нематериальное, движимое или недвижимое, а также юридические акты или документы, дающие право на такое имущество или на получение выгоды от него [12, с. 56]. Аналогичное определение имущества можно встретить в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности [11, с. 54]. Логично будет считать, что данные определения и следует считать применимыми к предмету легализации. Весьма интересной, хотя и дискуссионной, выглядит часто встречающаяся в литературе позиция, в соответствии с которой термин «денежные средства или иное имущество» в диспозициях ст. 174 и ст. 1741 УК РФ следует заменить на понятие «доходы», смысловой объем которого более широк [6, с. 9]. Но все-таки данная позиция неверна, так как употребление в тексте статьи термина, не имеющего определенного уголовно-правового толкования приведет к многочисленным затруднениям правоприменительной практики.

Заключение

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что неоднократно в юридической литературе предпринимались попытки найти более удачное отражение объекта, предмета данных составов [5, с. 95]. Это говорит о том, что несмотря на определенно правильную позицию законодателя проблемы все равно существуют и проблемы как на уровне теоретическом, так и на уровне правоприменения. Но право представляет собой динамически развивающуюся, «живую систему», никогда не стоит на месте, часто сталкивается с проблемами, задача же законодательной власти и юридической доктрины выработать наиболее оптимальные пути их решения.

Список литературы:

1. Ганихин А.А. Легализация (отмывание) имущества, приобретенного преступным путем: финансово-экономические и уголовно-правовые аспекты: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 12.

2. Завидов Б.Д. Уголовно-правовой анализ легализации (отмывания) денежных средств / Под ред. Б.Д. Завидов, Н.М. Андреев // Адвокат. 2003. № 5. С. 67.

3. Истомин А.Ф. Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов // Журнал российского права. 2002. N 3. С. 53.

4. Ларичев В.Д. Правовые меры борьбы с отмыванием незаконных доходов // Законодательство и экономика. 1999. № 11. С. 8.

5. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности (Комментарий к главе 22 УК РФ). Серия «Закон и общество». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. С. 95.

6. Молчанова Т.В. Криминологическая характеристика и профилактика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: Автореф. дис. …канд. юрид. наук / М., 2003, С. 9.

7. Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997, С. 112.

8. Тосунян Г.А. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе: Опыт, проблемы, перспективы: Учеб.–практ. Пособие / Под ред. Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин. М.: Дело, 2001, С. 157.

9. Директива Совета Европы «О недопущении использования финансовой системы в целях легализации незаконных денежных средств» (10 июня 1991 г.) / Вишневский А.А. Банковское право Европейского союза / А. А. Вишневский. М.: «Статут», 2000. С. 381.

10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева / 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательская группа Инфра-М-Норма, 1997, С. 175.

11. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности // Овчинский В.С. XXI век против мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 54.

12. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) // Совет Европы и Россия, 2002. № 2. С. 56.

13. Общие сведения о состоянии преступности в Российской Федерации за 2003-2005 (январь-апрель) гг.