Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
07.06.2017

Реализация норм права

Савчук Юлия Николаевна
Магистрант 2 курса юридического факультета (государственно-правовой специализации) Российский государственный социальный университет г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье рассматриваются и раскрываются требования обеспечения правильного понимания норм права, выясняется, в чем выражается законность и обоснованность процесса реализации норм права, рассматриваются основные стадии реализации норм права. Рассматривается и анализируется процесс толкования нормативных правовых актов. Особое внимание уделяется вопросам правоприменения в этой связи. Немаловажным является то, что затронута проблема пробелов в праве. А именно - вопросы аналогии права или аналогии законов (применение норм права по аналогии).
Ключевые слова: Общество, норма права, реализация норм права, правоприменение, толкование норм права, законность
Электронная версия
Скачать (675.1 Kb)

Введение

Актуальность темы данной статьи связана с тем, что проблема реализации права является краеугольным камнем всей юридической науки. Ведь право, нереализованное в жизни общества является практически бессмысленным. Поэтому теория государства и права уделяет большое внимание проблемам реализации норм права. А проблемы эти весьма сложны.

Не только юристы знают, что Конституция РФ (Российской Федерации) гласит: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1, с. 1]. А ведь правовое государство должно особенно трепетно относиться к закону и строгому соблюдению норм права. В связи с этим изучение проблем реализации норм права приобретает еще большее значение. Деятельность, реализующую нормы права необходимо рассмотреть с самых разных сторон и очень внимательно. Ведь дорога от создания закона до воплощения его норм в реальной жизни весьма длинна и извилиста, и зависит от множества обстоятельств.

Понятие и формы реализации норм права

Итак, для начала определимся с самим понятием реализации норм прав. Не секрет, что право реализуется только тогда, когда правовые нормы, вернее их требования, воплощаются в публичной жизни общества. То есть под реализацией правовых норм принято понимать определенное поведение субъектов правоотношений, которое исходит из закона и с законом полностью согласуется, то есть правомерное поведение или еще, можно сказать, деятельность по приобретению или же использованию своего права, а так же по приобретению и выполнению юридических обязанностей.

Иными словами, реализация норм права – это итог всего правового регулирования, конкретное проявление права. Про это писал выдающийся советский ученый-юрист, доктор юридических наук, О. Э. Лейст. Он говорил «Права нет, если его положения не находят собственной реализации в деятельности людей и их организаций, в публичных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества» [2, с. 47]. То есть Лев Самойлович совершенно правильно полагал, что нормы права, без выполнения, мертвы или, во всяком случае, не имеют социальной значимости.

Таким образом, обычно под реализацией норм права понимают воплощение этих самых норм (предписаний права) в жизни, путем правомерного поведения субъектов публичных отношений, таких как публичные органы, государственные организации, должностные лица и так далее.

В этой связи заметим, что реализация норм права неразрывно связана лишь с правомерным поведением субъектов правоотношений, а именно с таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. Это может быть активная деятельность людей по выполнению своих обязанностей или вообще бездействие (воздержание от совершения правонарушений). Отсюда следует вывод, что реализует норму права только правомерное поведение, а не правомерное только нарушает.

Теперь логично будет поговорить о формах реализации норм права.

Различают такие формы, как использование, исполнение, соблюдение и особую форму - применение. О ней мы поговорим позже.

Осуществление или исполнение права видно в предоставляющихся участникам общественных отношений возможностях участвовать в выборах, владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом и так далее. Суть формы состоит в том, что совершаются действия, дозволенные законом (нормами права).

Исполнение обязанностей - это обязательное активное исполнение действий, предписанных нормами права. По сути, это юридические обязанности государственных и общественных организаций, должностных лиц, граждан. Например, обязанность поставщика по доставке продукции в определенный срок, обязанность по возврату долга должником, обязанность свидетелей давать показания. То есть субъекты правоотношений должны совершать действия, предусмотренные нормами права независимо от собственного желания.

Не менее интересна и такая форма реализации норм права, как их соблюдение. Ее суть в соблюдении запретов. То есть в несовершении действий, если эти действия наносят вред государству, обществу, личности. Или просто противоречат духу и букве закона. Суть в том, что не совершая запрещенных в норме права действий, граждане реализуют действие этой нормы. В отличие от остальных эта норма носит пассивный характер.

Три вышеперечисленные формы реализации права считаются непосредственными. То есть непосредственно сами участники правовых отношений реализуют предписание норм права.

Применение норм права

Для начала стоит разобраться, что же такое есть применение норм права. Итак, применение права – это одна из форм реализации права. Только субъектами правоотношений тут выступают компетентные органы, за которыми закреплены специальные властные полномочия. То есть применение права обеспечивается принудительной силой государства. Характерной чертой правоприменения является то, что тут немыслимо бездействие. Право на правоприменительную деятельность неразрывно связано с обязанностью ее выполнить.

Выделяют еще такую особенность применения, как производный характер. Так как применение одних норм сразу ставит вопрос о использовании, соблюдении и выполнении остальных.

Отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность [3, c. 36].

Правоприменение - это деятельность власти. Это решение определенного дела, конкретной правовой ситуации. Приложение закона, норм права к определенным лицам и происшествиям. Применением норм права занимаются специальные государственные органы и только в рамках закона. Применение права - второй по значимости фактор правового регулирования (после правотворчества), влияющий на правовое регулирование в самом его процессе, можно сказать на полном ходу.

В литературе обычно выделяют две формы внедрения права: правоохранительную и оперативно-исполнительную.

Оперативно-исполнительная форма - это динамичная деятельность органов государства по реализации норм права при помощи сотворения, конфигурации, вообще прекращения конкретных правоотношений на базе определенной нормы права.

В качестве примеров оперативно-исполнительной формы можно привести приказ о приеме на работу, решение о постройке многоэтажного здания и так далее. При этом применяются нормы права с диспозицией, имеющей не отрицательное, а положительное направление. Это сложная творческая работа по отражению в праве политики социальных сил. Для современной развитой страны подобная форма внедрения права является основной, так как через нее осуществляется деятельность компаний и ведомств, министерств и учреждений. Так же через нее подбираются кадры, обеспечиваются права личности и тому подобное.

Правоохранительная деятельность очень важный элемент в жизни общества. Она представляет собой деятельность по охране норм права от посягательств и нарушений. Суть и смысл правоохраны в контроле и надзоре за тем, чтобы деятельность субъектов права отвечала юридическим предписаниям. За то, чтобы она была правомерна, а в случае выявления нарушений права принимала бы необходимые меры для восстановления нарушенного правопорядка.

Правда вышеуказанная деятельность более характерна для юридических органов (арбитража и контроля), таких как прокуратура, трибунал, инспекция. Но и органы управления компаний и учреждений тоже склонны заниматься данной деятельностью (выговоры сотрудникам и тому подобное). Понятно, что граждане не являются субъектами правоприменения, ведь они не уполномочены на эту деятельность. Но граждане все равно участвуют в юридической деятельности. Регулярно именно по их инициативе происходит принятие гражданина на работу назначается или назначении пенсии.

Подобная новая позиция толкования применения норм права немного расходится с той, которая развивалась немного раньше. Например Г. Ф. Шершеневич писал, что применение права - это ни что иное как «подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права » [8, c. 53].

Существенным фактором, влияющим на правоприменение является то, что оно происходит в согласовании с определенными, общепризнанными мировым сообществом принципами, такими как принцип законности, целесообразности, справедливости, обоснованности используемых в процессе правоприменения решений.

Эти принципы очень важны. Принцип законности означает, что право должно применяться только в соответствии с законом. Вопрос законности правоприменения не обошел в своих трудах и Шершеневич. Он писал, что применение норм права «по чёткому их смыслу, невзирая на результаты внедрения в тех либо других конкретных случаях» - и есть именно тот принцип законности, о котором идет речь при составлении правового порядка.

Так же не обойдем мы вниманием и принцип социальной справедливости, который означает действие правоприменительного органа не в интересах самого себя или какой-то другой группы лиц или класса, а в интересах всего общества в целом. Ведь нельзя не считаться со словами Шершеневича о том, что «нормы права, являющиеся в итоге классовой борьбы, отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы остальных классов» и что применение норм права «агентами власти, судебной и административной еще более наклоняет действие законов в этом направлении (достижении социальной справедливости)» [7, c. 16].

Понятие и цели толкования

Толкование права – важная часть процесса реализации правовых норм в жизни людей. Ведь чтобы применить ту или иную норму права надо хотя бы самому понять ее истинный смысл, да еще и разъяснить его другим людям.

Отсюда следует, что толкование права состоит из двух частей - уяснения и разъяснения.
Уяснение - первая стадия толкования норм права, суть которой заключается в том, чтобы понять ту или иную норму права «для себя». То есть уяснение представляет собой гносеологическую, сторону толкования. Иными словами – внутренний, исключительно мыслительный процесс в сознании человека, толкующего (возможно и реализующего) норму права. Так как это уяснение внутри себя и исключительно для себя - оно не имеет внешних форм выражения.

Но уяснение, как процесс познания, использует различные способы и приемы, которые облегчают познание. Тут можно выделить грамматический, логический, историко-политический и систематический способ толкования.

Излишне говорить, что уяснение правовой нормы всегда является необходимым условием ее реализации во всех формах, как-то при соблюдении, исполнении или использовании. Уяснение всегда предшествует разъяснению.

Разъяснение - вторая стадия. Ее суть заключается в том, чтобы изложить понятую норму для других. Разъяснение всегда следует за уяснением и является прямым продолжением мыслительной деятельности на первом этапе. В результате разъяснения результаты уяснения, так сказать, объективизируются, находя выражение на бумаге (правовой акт, документ) или в устной форме (совет, консультация, рекомендация).

Словом, разъяснение норм права - ни что иное, как объяснение и изложение смысла воли государства, выраженной в нормативно-правовых актах.

Два этих процесса (уяснение и разъяснение) тесно взаимосвязаны. Можно сказать, они представляют собой две части диалектического единства процесса толкования. Чем лучше мы понимаем право, тем легче нам разъяснять его другим людям, а чем больше мы разъясняем другим, тем лучше понимаем его для себя.

Теперь, что касается непосредственно определения понятия «толкование норм права».

Толкование норм права - это сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на выяснение точного и ясного смысла, содержащегося в норме права, а также в обнародовании этого смысла для всеобщего сведения и обозрения.

Хотя толкование очень важный элемент юридической деятельности, во многих случаях оно совсем незаметно, так как происходит автоматически, без четко выраженной цели истолковать само словесное выражение правовой нормы. Очень яркие примеры такого толкования можно видеть на обыденные уровни жизни общества (обыденное толкование).

Вероятно, это связано с тем, что толкование, как правило, является не самоцелью, а средством к достижению той или иной цели. К тому, чтобы верно и точно осуществить действие правовых норм в реальной жизни, а так же к тому, чтобы верно издавать подзаконные акты, дополняющие тот или иной закон. 

«Толкование в своем первом значении, внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании лица, применяющего правовую норму, - это необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения конкретного дела, проведения кодификационной работы, составления собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов» [4, c. 271] .

В качестве основной цели толкования можно назвать единообразное и, что куда более важно, правильное осуществление (реализацию) правовой нормы во всех случаях, на которые распространено ее действие. Устранение неясностей и возможных ошибок при реализации норм права. Особенно это важно при официальном толковании, когда речь идет о такой форме реализации норм права, как их применение. Лицо или орган, применяющие юридическую норму, должны очень ясно представлять себе ее смысл, а так же знать разъяснения, даваемые этой норме официально уполномоченными на то органами, самой наукой права.

«Уяснение норм предусматривает цель установить ее смысл в полном объеме, в тоже время разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или иного термина, объяснить на кого распространяет свое действие толкуемая норма» [4, c. 276]
Следует сказать немного и о необходимости толкования норм права. Необходимость толкования норм права обусловлена такими факторами, как особенности функционирования данных норм и их выражения вовне. В чем же может проявляться неясность правовой нормы?

1) Недостаточная определенность

2) Недостаточная точность тех или иных слов и выражений в нормативном акте

3) Неполнота нормы, когда законодатель не принял во внимание некоторые стороны общественного отношения, которые он хотел урегулировать

4) Внутреннее противоречие самой правовой нормы.

Важной чертой правовых норм является их общий, абстрактный характер (нормативность). То есть распространение их действия не на одну, а на широкий круг субъектов и ситуаций. Но вот непосредственно реализуются нормы права в каком-то одном, отдельном случае. В конкретных действиях субъектов. Поэтому в ходе их реализации в общем и правоприменения в частности возникает живая необходимость уточнить те или иные содержательные моменты, выраженные в абстрактной, общей форме, и таким образом приблизить к конкретным ситуациям содержание правовых норм.

В процессе толкования норм права абстрактные и обобщенные нормы переводятся на язык таких высказываний которые, благодаря своей конкретности и точности, не вызывают сомнения об отношении данной толкуемой нормы именно к этой ситуации, которая подлежит юридическому разрешению. Только путем толкования можно получить ответы на те вопросы, которые возникают в связи с индивидуальностью отношений внутри той группы общественных отношений, которую регулируют те или иные правовые нормы.

Так же возможно (вернее неотвратимо) появление в жизни новых общественных отношений, которые ни коем образом не были предусмотрены законодательством (например не существовали в момент принятия закона или не находились на слишком низком уровне развития). Возникновение таких жизненных ситуаций тоже порождает массу вопросов, ответить на которые помогает правильное толкование норм права. 

Следует отметить, что в толковании правовых норм нельзя переступать тонкую черту, отделяющую интерпретатора (толкователя) от субъекта правотворчества. Ведь интерпретатор не может создавать новые нормы права, он только устанавливает и утверждает народную волю, закрепленную в праве. Правовая норма при толковании - лишь предмет исследования, за рамки которого, естественно при режиме соблюдения законности, выходить не должно.

Новую окраску толкование ном права принимает, когда норма права, в виду своей обобщенности, учитывает не только те общественные отношения, которые предполагал законодатель, но и вновь появившиеся ситуации и факты, непредвиденные законодателем. В таком случае следует не только уточнить в толковании особенности реализации права в новой конкретной ситуации, но и приспособить общую, абстрактную норму к новым факторам. Такое приспособление в некотором плане даже способствует обогащению, развитию, развертыванию содержания нормы права. Изменение и склонность к развитию особенно ясно прослеживается в нормах, в формулировках которых содержатся оценочные термины. Ведь при изменении социально-экономической и политической ситуации меняется и само содержание понятий, обозначенных оценочными терминами.  

Интересно будет подчеркнуть, что при толковании нормативно-правовых актов процесс познания довольно сильно облегчен тем, что и сам по себе предмет толкования является объективным результатом мысли законодателя. А так как сознание и цели интерпретатора также являются объективным результатом мысли, крайне редко случается, что интерпретатор вообще оказывается полностью неспособен выяснить смысл исследуемого им нормативного акта. Эти слова вовсе не означают, что интерпретатор толкует нормы права чисто машинально, лучше даже сказать «механически». Ведь толкование всегда останется активной, прежде всего творческой, деятельностью, даже своего рода искусством (ведь искусство появляется там, где велик простор для творчества) в котором большую роль играют опыт и знание интерпретатора. Просто важно еще раз подчеркнуть, что интерпретация норм права категорически не должна быть направлена на то, чтобы обойти закон, расширить или сузить смысл нормы права, изменить ее. Только проведение правильного и всестороннего исследования и выяснения смысла, вложенного законодателем в толкуемую норму. Поэтому человек, занявшийся толкованием норм права должен хорошо знать разнообразные стороны жизни общества, глубоко разбираться если не в специфики каждого рода общественных отношений, то хотя бы только в тех, с которыми непосредственно он работает. И естественно интерпретатору необходимы фундаментальные знания в области логики, грамматики, психологии, истории, философии и так далее. Не даром в свое время русско-польский цивилист Е. В. Васьковский правильно указывал, что каждая правовая норма «представляет собой выраженную в словах мысль законодателя. Следовательно, искусство толкования законов сводится к умению понимать человеческую речь» [6, c. 53]. 

Таким образом немного подытожим. Целью толкования норм права как такового является не столько абстрактное понимание смысла правовой нормы ради чисто академических целей, а изучение ее для того, чтобы на ее основе правильно решать конкретные жизненные ситуации.
Правильное и честное толкование законов и других нормативно-правовых актов является одним из рычагов укрепления законности, а также ее обеспечения. Ведь как бы не был хорош закон, без правильного его толкования (а так же реализации) невозможно укрепление законности, ведь как известно, законность - это неукоснительное соблюдение закона в обществе. А как можно соблюдать закон, не понимая его? Недостаточно глубокое и правильное толкование норм права, и, следовательно, неправильное их применение способно привести к очень серьезным ошибкам при проведении закона в жизнь. Правильные акты толкования как раз предусматривают устранение ошибок понимания, создание условий надлежащей реализации права. Толкование права в правовом государстве должно служить цели единообразного, правильного, точного понимания и применения законов, цели познания той сути закона, которую законодатель вложил в словесную формулу. Также толкование должно противодействовать любым попыткам выйти за рамки точного смысла норм права, противопоставлять «буквальный» и «действительный» смысл норм. Только верховенство идей укрепления и охраны законности должно быть должно стать стержнем толкования норм права.

Заключение

В процессе работы над статьей были рассмотрены такие аспекты реализации норм права, как:

1) Понятие, общая характеристика и формы реализации норм права.

2) Основные стадии применения норм права.

3) А также некоторые особенности толкования норм права, как части их реализации.

В результате проведенного исследования можно сделать однозначный вывод, что именно с помощью реализации норм права достигается непосредственно тот результат, к которому стремиться сам законодатель.

Что же касается форм реализации норм права, то ознакомившись с ними можно заметить, что их классификация неразрывно связана с методами обеспечения самого процесса реализации норм права и достижения запланированных законодателем целей и результатов.

Так же следует отметить, что успех воплощения требований правовых норм в реальную жизнь, в поведение людей тесно связан с созданием надлежащей научно-технической базы, также с обеспечением благоприятного морально-нравственного климата и продуманными организационными мерами. Возможно именно научно-технической азы и умения создать и поддерживать положительный морально-нравственный климат и не хватает нашей стране.

Нельзя также не учитывать и того факта, что большое значение в реализации норм права играет субъективная сторона. Немаловажным является вывод о том, что если люди категорически откажутся повиноваться, то есть соблюдать, исполнять или использовать ту или иную норму права, то она никогда не будет воплощена в их поведении. Исходя из понимания этой ситуации государство вынуждено использовать набор методов для того, чтобы сформировать у лиц, обладающих правоспособностью желание или потребность в совершении тех действий, которые предусмотрены законодателем.

Как известно, испокон века применяется два основных метода подталкивания воли людей к воплощению в жизнь государственных требований. Это методы «кнута» и «пряника». То есть обещание какой-либо награды или угроза физическим насилием, а также лишением каких-либо благ.

Принято считать, что в государстве, стремящимся стать правовым, происходит перенос центра тяжести от мер принудительного характера к поощрительным. И соответственно противоположные тенденции можно наблюдать в государствах, тяготеющих к абсолютизму. Но в том или ином случае методы побуждения и принуждения всегда тесно связаны и дополняют один другой в любом государстве. И хотя считается, что в правовом государстве со временем должна отпасть необходимость в государственном принуждении к соблюдению законности все же всегда могут найтись девиантные личности, требующие применения этого самого принуждения.

Но важно понять, что нельзя понимать упрощенно методы побуждения и принуждения. Государство, например, не обещает наград за соблюдение и реализацию управомочивающих норм, как и не грозит лишениями в случае отказа от реализации гражданином собственных прав. Теоретически, содержание правовых норм должно само по себе удовлетворять волю тех, кому они адресованы и служить им на благо. А нарушение правовых норм должно влечь за собой отрицательные последствия даже без воздействия государства.

В этой связи важную роль играет толкование норм права, которое позволяет правильно донести до адресата норм права волю законодателя и его идеи.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ

2. Лейст О.Э. Сущность права. - М.: Зерцало-М, 2011. - 352 с

3. Основные характеристики российской правовой действительности // Под науч. ред. Ю.С. Решетова. - Казань: Казан. ун-т, 2010. - 172 с.

4. Пиголкин А.С. Теория государства и права. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 613 с.

5. Теория государства и права // Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2011. - 752 с.

6. Фурсов Д. А., Харламова И. В. Васьковский Е. В.// Теория правосудия в кратком трёхтомном изложении по гражданским делам. - М.: Статут, 2009. - Т. 3. История развития отечественной цивилистической процессуальной и административной процессуальной мысли в персоналиях. - С. 53-57. - 404 с

7. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права. - М.,1910. Вып.1. - C.16;

8. Шершеневич, Г. Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. - C. 53.