Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
08.06.2017

Институт амнистии и помилования

Луженцева Екатерина Сергеевна
Студент 2 курса магистратуры Байкальского государственного университета г. Иркутск
Аннотация: В статье проведен анализ особенностей закрепления института амнистии и помилования в современном законодательстве Российской Федерации.
Ключевые слова: амнистия, помилование, правовой институт, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Президент Российской Федерации, Надежда Савченко
Электронная версия
Скачать (625.4 Kb)

На протяжении всей истории человечества правовые институты амнистия и поми­лования имели неоднозначное толкование в теории права, не менее спорно отношение общества к их практической реализации. Активное исследование этих правовых институ­тов научным сообществом началось в России лишь в XIX в. под влиянием западной пра­вовой мысли [7, c.34].

Отсутствие единых подходов в определении соотношения понятий амнистии и по­милования среди западноевропейских юристов оказало влияние и на отечественных право­ведов, не сумевших прийти к консенсусу в этом вопросе. Взгляды русских юристов на сущ­ностные характеристики помилования и амнистии складывались преимущественно под влиянием двух наиболее распространенных в то время в Европе доктрин амнистии: фран­цузской и германской. Основные различия этих доктрин можно проследить, например, в работах П.И. Любинского и А.Ф. Кистяковского.

П.И. Люблинский под влиянием французской доктрины считал, что «амнистия есть акт, посредством которого власть запрещает начинать или продолжать какие-либо пресле­дования или приводить в исполнение обвинительные приговоры по отношению к несколь­ким лицам, специально указанным по ряду учиненного ими деяния» [6, c.39]. При этом он выделял следующие признаки, разделяющие понятия помилование и амнистия: помилование персо­нально; в отличие от помилования, амнистия применяется не в отношении конкретных лиц, а в отношении лиц, совершивших определенный вид преступлений [6, c.42].

А.Ф. Кистяковский, следуя традиции германской доктрины, считал родовым поня­тием освобождения от ответственности и наказания понятие помилования, под которым он понимал прощение всей или части вины и отмену или смягчение наказания [4, c.743]. Герман­ская доктрина амнистии отрицала самостоятельность амнистии как правового института, считая ее совокупностью нескольких помилований.

Отсутствие среди русских юристов единого подхода в определении правовых ин­ститутов помилования и амнистии, сложившееся в XIX в., наложило отпечаток на закреп­ление и развитие этих институтов в российском законодательстве с начала двадцатого века вплоть до сегодняшних дней.

Действующий в Российской Федерации порядок осуществления амнистии и поми­лования закреплен в Конституции РФ 1993 г. [1] и Уголовном кодексе РФ 1996 г. [2]

В современной теории права не вызывает сомнения, что амнистия и помилование - это разные понятия, хотя они и имеют общие черты. В отечественной юриспруденции ос­новным отличием амнистии от помилования считается нормативный характер первой. Сама амнистия выступает в виде государственного организационного мероприятия, направленного на реализацию уголовно-правовой политики на основании нормативных положений.

К отличительным чертам этих двух понятий относят также и то, что амнистия рас­пространяется на неограниченное количество индивидуально не определенных лиц. При объявлении амнистии не указываются конкретные лица, а ее действие распространяется на всех, подпадающих под перечисляемые признаки. В отличие от амнистии помилование носит личный характер, основываясь на индивидуальных особенностях данного случая.

Помимо сущностных отличий, амнистия и помилование в современной России раз­личаются друг от друга также процедурой их принятия, субъектами, имеющими право на их издание.

Ст. ст. 71 и 103 Конституции РФ [1], в том числе, определяют предметы ведения в от­ношении объявления амнистии и помилования: объявление амнистии относится к веде­нию Государственной думы, которая принимает решение по этому вопросу в форме по­становления; право помилования в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции России предоставлено Президенту РФ. Президент осуществляет помилование в отношении лиц, осужденных на основании приговоров, вынесенных судами, находящимися на территории республик и других субъектов Российской Федерации [3, c.29].

В современном российском законодательстве определения понятия амнистии не су­ществует. В ст. 84 УК РФ названы лишь лица, к которым она применяется, субъект, прини­мающий акт об амнистии, и последствия ее применения.

Ст. 85 УК РФ, предусматривающая освобождение от наказания или его смягчение актом помилования, также не свободна от аналогичных недостатков. Эта статья определяет, что лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

С момента создания Российской Федерации государство неоднократно прибегало к изданию актов амнистии. Основания амнистий, проведенных в последние годы в РФ, можно условно разделить на амнистии, проведенные: в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях в Южном федеральном округе; в честь празднования знаменательных дат; в целях реформирования уголовно-исполнительной системы.

Первая разновидность амнистий была направлена на стабилизацию обстановки в республиках Северного Кавказа. Предполагалось, что амнистия должна способствовать отказу большинства участников подполья, зачастую не по своей воле втянутых в вооружен­ное противостояние в отношении федеральной власти, от противоправной деятельности. Такие амнистии проводились в 1996 г., 1997 г., 1999 г., 2006 г.

За период после создания Российской Федерации акты амнистии издавались к раз­личным юбилейным датам, например: в связи с 50-, 55-, 60-, 65-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; в связи со 100-летием российского парламентаризма; в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации.

Из всех перечисленных выше, самой масштабной была амнистия от 26 мая 2000 г. в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне, по результатам которой было амнистировано более 700 000 человек [5, c.283]. Около 200 ветеранов войны, тружеников тыла, уз­ников концлагерей и блокадников, осужденных за различные преступления, были амнисти­рованы накануне празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Последней в череде амнистий данного вида была амнистия в связи с 70-лстисм По­беды в Великой Отечественной войне.

Под амнистию попадали участники боевых действий по защите Отечества; лица, проходившие службу за границей в период ведения там боевых действий (в частности, в Афганистане); участники контртеррористических операций на Северном Кавказе; имею­щие госнаграды; ликвидаторы последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы. Также она коснулась осуж­денных на срок до пяти лет за совершения преступлений по неосторожности; несовершен­нолетних и лиц старшего возраста, инвалидов, беременных женщин и др.

По итогам этой амнистии всего было освобождено 231 тыс. 558 человек. Непосред­ственно из самих исправительных учреждений, из мест лишения свободы было освобож­дено 34 тыс. 475 человек, в том числе 2 тыс. 161 женщина и 34 несовершеннолетних.

Кроме того, из следственных изоляторов было освобождено 7 813 человек. Амни­стия была применена к 189 236 осужденным, наказание которых не связано с лишением свободы [8].

Третью разновидность, как было отмечено выше, составляют амнистии в целях ре­формирования уголовно-исполнительной системы. В первую очередь эти амнистии пресле­довали цель резкого сокращения численности лиц, содержащихся в местах лишения сво­боды. По сути, и первые две разновидности амнистий в 1990-е гг. были направлены на уменьшение количества «тюремного населения».

Амнистиями, непосредственно направленными на уменьшение численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы, можно считать амнистии 1994 г., 1997 г., 1999 г., 2001 г.

Только по трем амнистиям (1999, 2000, 2001 гг.) было освобождено от наказания в виде лишения свободы 259 893 человека, в отношении 112 685 - сокращена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы, 772 068 - освобождены от наказаний, не связан­ных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия [3, c.56].

Наряду с актами амнистии в Российской Федерации регулярно издавались и акты о помиловании. С 1992 г. по 2001 г. в России было помиловано 57 тыс. человек, что составляло 0,6 % от числа всех осужденных. Только за 2000 г. Президентом РФ было помиловано 12 856 человек. Половине из них сокращены сроки наказания на 1, на 2, на 3 года, остальные освобождены по отбытии значительной части срока [7, c.35]. В период с 2002 по 2015 г. Президентом РФ было помиловано 778 осужденных. В 2013 г. было помиловано 5 человек, включая М. Ходорковского, в 2014 г. - 2 человека, в 2015 г. - 3 человека. В 2016 г. Указом Президента РФ от 25 мая была помилована печально известная Н. В. Савченко.

Таким образом, гуманизм в уголовной политике государства означает охрану общества от преступных посягательств, неотвратимость справедливого наказания, сочетание карательных элементов наказания с педагогическим воздействием на осужденных, что должно способствовать их исправлению и перевоспитанию и предупреждению совершения ими новых преступлений. Именно с целью стимулирования положительных изменений в поведении осужденных в период отбывания наказания и применяются институты помилования и амнистии. В российской правовой традиции практика их изучения и применения сложилась позже, чем в европейских странах, лишь в XIX в. Несмотря на это, весь период их развития можно считать продуктивным. Хотя в научной среде, как и ранее, существует широкая палитра мнений по определению их правовой природы, отраслевой принадлежности. Рассматриваемые институты сегодня регламентируются различными отраслями права - конституционным, уголовным, уголовно­исполнительным и т. д. К сожалению, в этой сфере есть ряд проблемных аспектов. Так, источники российского законодательства не лишены пробелов в регулировании указанных институтов, отдельные нормы носят коллизионный характер. Ввиду большого числа субъектов, участвующих в реализации Указа Президента РФ о помиловании, актов амнистии имеет место проблема достижения единообразия в применении этих институтов.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2014. -№ 31. - Ст. 4398.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 295.

3. Гришко А.Я. Амнистия. Помилование. Судимость. /А.Я. Гришко. - М.: Проспект, 2016. – 228с.

4. Кистяковский А.Ф. Элементарный учебник общего уголовного права с подробным изложением начал русского уго­ловного законодательства. Часть общая. /А.Ф. Кистяковский. - Киев: Типография И.А. Давидснко, 1882. – 865с.

5. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: Норма, 2016, - 773с.

6. Люблинский П.И. Право амнистии: историко-догматическое и политическое исследование /П.И. Люблинский. - СПб.: Сенатская типо­графия, 1907. - 192с.

7. Раздрогин В.В. Президент помиловал, чиновник отказал / А.И. Приставкии // Московские новости. - 2015. - № 22. – С.34.

8. Итоги амнистии: на свободу вышли более 231 тысячи человек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2679977 (дата обращения: 07.06.2017).