Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.06.2017

Стратегия формирования имиджа организации

Чирков Андрей Николаевич
студент 2 курса (магистратура) факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Российская Федерация
Аннотация: В современных рыночных условиях значительно трансформируется содержание организационных, управленческих и социально-экономических взаимоотношений. Имидж несет в себе оценочную и мотивационную нагрузку, являясь балансом между внешним проявлением корпоративной культуры и внутренним содержанием. Имидж компании формирует в большей степени символический капитал, образованный на признании компетенции, респектабельности, надежности своих носителей и самой компании.
Ключевые слова: стратегия, имидж, организация, процесс формирования
Электронная версия
Скачать (674.6 Kb)

Процесс стратегического управления имиджем организации осуществляется в несколько этапов.

Реализация стратегии подразумевает эффективные коммуникации между уровнями управления в целях обеспечения реальности и содержательности стратегии (рисунок 1).

Имидж-стратегия включает предусматривает проработку элементов, оказывающих влияние на положение компании на рынке и общественное мнение о ней.

Рисунок 1 - Элементы и этапы стратегии формирования имиджа организации
Рисунок 1 - Элементы и этапы стратегии формирования имиджа организации

Рассмотрим основные элементы стратегии формирования имиджа.

1. Корпоративная миссия необходима для того, чтобы раскрыть смысл существования организации и отражает отличие данной компании от конкурентов. Именно на уровне корпоративной миссии первоначально определяется желаемый имидж организации, так как именно миссия отражает существующую на рынке возможность удовлетворения конкретных видов потребностей путем предоставления потребителям необходимых продуктов и оказания соответствующих услуг [2].

2. Позиционирование. Позицию организации можно рассматривать как определенный комплекс, связанных с организацией ассоциаций, которые на протяжении длительного времени формируют в сознании потребителя особое место, которое отличает данную организацию от конкурентов [3].

Концепция развития определяется на основании соотнесения конкурентоспособности фирмы и привлекательности рынка. Расширение рынка может осуществляться по следующим направлениям: увеличение рыночной доли обслуживаемых сегментов, выход на новые рынки сбыта, оказание качественно новых услуг.

3. Услуга - это понятие, которое объединяет все производимые товары или оказываемые услуги, идентифицируемые в соответствии со структурой запросов потребителей. Нужды потребителей связаны с дифференциацией услуги, то есть с использованием отличительных преимуществ при проектировании услуги с целью удовлетворения конкретных нужд потребителей либо с позицией услуги.

4. Рынки - границы рынка определяются особенностями применения или использования продукции/услуги. При разработке стратегии имиджа необходимо сконцентрировать внимание на тех потребительских сегментах, которые являются наиболее перспективными. Выделение приоритетных рыночных сегментов осуществляется с помощью методов сегментирования.

5. Структурные изменения. Философия стратегического планирования проявляется в расширении или сужении структуры самой организации и определяет ее имидж: внешний и внутренний.

6. Организация бизнеса - характеризуется способом деления предприятия на отделы и подразделения. Организационная структура организации определяет не только экономическую эффективность ее деятельности, но и моральную и трудовую удовлетворенность персонала. В связи с этим для эффективной организации бизнеса необходимо грамотно разрабатывать и закреплять за каждым конкретным работником должностные инструкции, определять и неукоснительно соблюдать стандарты поведения и внешнего вида.

7. Культура и компетентность управления. Культуру управления определяют ряд показателей [4]:

методы управления и стиль руководства: организация работы и дисциплина;

- восприятие персонала как основного достояния фирмы, гуманизм, индивидуальный подход;

- профессионализм управленцев, включая коммуникативная компетентность;

- применяемые методы стимулирования повышения удовлетворенности трудом, оценка эффективности работы;

- отождествление с организацией (лояльность и целостность, эмоциональная окраска сотрудничества, дух единства, удовольствие работы в организации).

8. Конкурентные преимущества - это преимущества организации, приобретаемые за счет создания для потребителей по сравнению с конкурентами большей материальной или стоимостной ценности товара или услуги.

Для формирования имиджи используется ряд методов, основными из которых являются следующие: метод символизации, метод создания мифоконструкции, метод гиперболизации, метод метафоризации, метод визуализации, метод вербализации, метод рекурсии, метод влияния, метод внушения, метод отзеркаливания, метод якорения, метод рефрейминга, метод импрининга, метод экранирования, метод позиционирования и др.

Основные мероприятия, используемые в процессе реализации стратегии формирования имиджа организации в зависимости от восприятия приведены в таблице 1 [1].

Таблица 1 - Мероприятия стратегии формирования имиджа организации

Группы восприятия

Мероприятия реализации стратегии формирования имиджа

1. Потребители

Проведение кампании по продвижению.

Создание и развитие системы сервисного обслуживания.

Распространение информации о разнообразии, технологичности, дизайне выпускаемой продукции.

Позиционирование.

2. Общественность

Проведение PR-кампании.

Участие предприятия в различных социальных программах.

Спонсоринг.

3. Партнеры

Формирование высокой деловой репутации организации путем обеспечения выполнения договорных обязательств.

Обеспечение партнеров полной информации о миссии и стратегических целях организации.

4. Персонал

Внутренний PR.

Внедрение системы обучения, информирования и оценки персонала.

5. Государственные структуры

Формирование неформальных отношений с представителями власти через участие в политической жизни.

Поддержка политических общественных движений.

Участие в решении региональных проблем экологии, занятости, здравоохранения.

Работа по формированию имиджа ведется целенаправленно для каждой группы маркетинговой среды и различными средствами. Для формирования и поддержания имиджа крупных публичных организаций существенную роль играет работа со средствами массовой информации, для небольших фирм незаменимым может оказаться канал молвы, помимо PR.

В целом, можно сделать следующий вывод: процесс формирования имиджа организации - это субъективно воспринимаемые действия по изучению факторов, механизмов его функционирования, трансформации, восприятия особенностей имиджа организации у разных целевых групп: социальных групп, культур, групп общественности.

Список литературы:

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник - М.: Изд-во МГУ, 2010.

2. Герчикова И.Н. Маркетинг. Система показателей для проведения маркетинговых исследований, М.: Экономика, 2013. – 451 с.

3. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы - М.: Ось-89, 2010. - 280 стр.

4. Титаренко Г.Д. Информационные технологии в маркетинге / Г.Д. Титаренко. – М.: Эра, 2006. – 294 с.