Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.06.2017

Роль закупочной логистики в повышении эффективности снабженческой деятельности

Чирков Андрей Николаевич
студент 2 курса (магистратура) факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматривается роль закупочной логистики в современных условиях, основные этапы процесса закупочной логистики,
проблемы повышения эффективности закупочной деятельности организации, как важного элемента товаропроводящих систем логистики, определены ключевые факторы и направления организации устойчивого снабжения предприятий в условиях неопределенности внешней среды.
Ключевые слова: логистика, закупки, процесс, эффективность
Электронная версия
Скачать (664.3 Kb)

На сегодняшний день планирование закупок имеет такое же большое значение для успешной работы предприятия, как и планирование рынков сбыта [4].

Закупочную логистику можно определить процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство с целью удовлетворения потребностей производства в сырье и материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

В настоящее время роль закупочной логистики возрастает, что обусловлено следующими причинами:

  • потребители требуют все большего разнообразия продуктов, что формирует необходимость постоянного расширения ассортимента;
  • высокая скорость внедрения в ассортимент новых продуктов и услуг порождает необходимость ускорения производственных процессов;
  • длительность производственного цикла сокращается;
  • конкуренция между производителями обостряется, так как рынок перенасыщен товарами и услугами.

Процесс закупочной логистики осуществляется в определенной последовательности (таблица 1)

Таблица 1 - Процесс закупочной логистики

Этап

Содержание этапа

Результат

Составление заявок

сроки поставки материалов должны устанавливаться с минимальным опережением, учитывая возможности поставщика и потребности потребителя материалов.

Составленная заявка с учетом времени опережения

Анализ заявок

Цель - обеспечение минимальных издержек по каждому виду материалов, конкретные потребительские свойства которых предполагается использовать в производстве продукции.

Методы: функционально-стоимостной анализ и конструирование стоимости

Варианты приобретения материалов, которые могут привести к снижению стоимости заказов

Выбор поставщиков

Критерии выбора: надежность поставщика, его способность поставлять необходимые ресурсы должного качества и в нужные сроки, поставка материальных ресурсов по минимально возможным ценам, удаленности поставщика от потребителя, наличие у поставщика свободных мощностей и т.д.

Список поставщиков

Размещение заказов

Методы закупок:

- единоразовое приобретение крупной партии товара сразу;

- регулярные закупки мелких партий товаров с определенной периодичностью;

- ежемесячные / ежеквартальные / еженедельные закупки;

- закупка товара с немедленной отдачей.

Составление и заключение контракта

Контроль за выполнением заказов

Размеры заказов и продолжительность периода, в течение которого эти заказы выполняются, контролируются отделом материально-технического снабжения

График поставки сырья и материалов

Завершение процесса приобретения

Процесс приемки товара.

Оформление накладных.

Уведомление от поставщика об отгрузке и сопроводительного письма с указанием количества товаров и времени поставки

Значимость закупочной логистики определяется еще и тем, что такие критерии как «ценовая политика» и «срок изготовления» попадают в категорию наиболее важных для покупателя, а они во многом определяются организацией и управлением материальными потоками «на входе» [2].

В некоторых случаях предприниматели объясняют отсутствие работы над повышением эффективности закупок тем обстоятельством, что хозяйствующий субъект достаточно мал, не имеет своей службы снабжения, и поэтому нет необходимости вводить дополнительные регуляторы. Это ошибочное мнение, поскольку как раз те предприятия, в которых отсутствуют службы, отвечающие за снабжение, более других страдают от отсутствия системного подхода к закупкам.

Обязательным условием построения эффективной системы закупок является создание эффективного механизма сквозного планирования потребностей в материалах. Логика построения плана подобна широко распространенной в логистике концепции тянущей системы. Сначала прогнозируется и планируется объем продаж, затем на его основе составляется план производства, и в последнюю очередь план закупок.

Не менее сложно организовать взаимодействие с поставщиками.

Приоритетную роль при выборе поставщика во многих российских компаниях зачастую играет цена. Закупочная работа при этом не считается стратегической задачей и имеет высокий уровень централизации. В то же время, оптимизация закупок по оценкам практиков и экспертов может сэкономить до 20% оборотных средств.

При традиционной модели сотрудник службы снабжения пытается купить дешевле, поставщик продать дороже, то есть интересы обеих сторон противопоставлены друг другу. Серьезные стимулы для оптимизации процессов производства и снижения себестоимости продукта в этой ситуации просто отсутствуют.

Идея интеграции процессов определяет всю методологию логистики [3]. Так, модель работы компании Honda строится на взаимном обмене информацией с поставщиком и доверии. Это позволяет перейти на долгосрочные взаимовыгодные контракты, сократить сроки поставки и исключить неэффективные затраты ресурсов и усилий. Японские компании пропагандируют идею информационного обмена ради преимуществ делового сотрудничества вместо давления на поставщиков. В итоге растет качество поставляемой продукции и снижается её себестоимость, поставщик более ориентирован на запросы потребителя, уменьшается объем договорной работы и штат службы снабжения.

В то же время, нужно иметь ввиду, что копирование опыта Honda и Toyota в российской практике полностью, а может быть и вовсе, невозможно в силу особого менталитета и низкой бизнес-этики российского предпринимательства [1].

Основная задача специалиста по закупкам сформировать пул проверенных поставщиков, сократив их количество. Целесообразно разделить их на основных и альтернативных. Основные обеспечивают до 90% поставок, альтернативные - оставшуюся часть. В этом случае альтернативные поставщики выполняют роль буфера безопасности на случай сбоев в поставках, и, в то же время, предварительно проверяются и апробируются на перспективу использования их в качестве основных, а также для поддержания конкуренции.

Для оценки деятельности поставщиков предлагается вести контроль их поставок через оценочную карточку, где будут фиксироваться результаты работы. Форма карточки может иметь следующий вид.

Таблица 2 – Фрагмент карточки поставщика

Критерии оценки

Дата поставки

14.10.16

25.11.16

06.12.16

28.12.16

Качество

+

+

+/-

+

Сроки поставки

+

-

+

+

Цена

+/-

+

+

+/-

Плюс ставится, если отклонений нет, плюс/минус в случае некритического отклонения, минус – если отклонения влекут за собой сбои в поставках, характеризующиеся серьезными потерями.

При определении типа поставщика возможны к применению следующие критерии: удаленность поставщика; качество, цена, форма оплаты товаров, подходящая для предприятия партия поставки и периодичность, информационное сопровождение заказчика о статусе заказа, соответствующая требованиям упаковка, доставка товара, репутация поставщика и его финансовое состояние. Критерии необходимо сгруппировать на основные и второстепенные, а также присвоить удельные веса каждому из них.

Таким образом, для определения эффективности закупочной деятельности следует провести комплексную оценку работы службы закупок. Проанализировав этим способом деятельность отдела закупок товара, можно сделать вывод об эффективности его функционирования и определить имеющиеся проблемные моменты в логистике закупок, а также направить усилия на выработку интеграционного механизма согласования снабженческой работы с поставщиками [4].

Список литературы:

1. Джэксон, Б. Взаимовыгодная модель закупок [Электронный ресурс] /Билл Джэксон, Майкл Фицманн // Электронный журнал «Кейс» №12 – URL: http://www.dalremdiesel.ru/vzaimovygodnaya-modely-zakupok=-vzaimnoe-doverie+obmen- informatsiey.html (дата обращения 20.04.2017).

2. Катаева, Н.Н. Маркетинговые исследования конкурентоспособности предприятия на рынке строительных услуг [Текст] // Nauka-Rastudent.ru. - 2015. - № 1 (13). - С. 56.

3. Носов, А.Л. Экономическая необходимость системной интеграции участников логистической деятельности [Текст] // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2013. - № 15 (116). - С. 78-87.

4. Сысолятин, А.В. Оценка эффективности закупочной деятельности [Текст] // Nauka- Rastudent.ru. - 2015. - № 1 (13). - С. 15.