Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.08.2017

Дознание в сокращенной форме

Клещёнок Артём Леонидович
Уголовный процесс и прокурорский надзор Байкальский Государственный Университет г. Иркутск. Российская Федерация
Аннотация: В уголовно-процессуальной науке длительное время активно обсуждалась проблема упрощения процедуры уголовного судопроизводства для обеспечения скорейшего предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Неоправданное усложнение правил досудебного и судебного производства и, как следствие этого, увеличение сроков расследования и рассмотрения уголовных дел по существу обусловило объективную необходимость совершенствования процедуры уголовного преследования за счет разработки оптимальных условий расследования преступлений и передачи дел в суд в разумный срок при неукоснительном соблюдении конституционных прав и свобод граждан, независимо от их процессуального положения.
Ключевые слова: предварительное расследование, разумный срок, судебное разбирательство
Электронная версия
Скачать (728.8 Kb)

Возникший в царской России институт предварительного расследования преступлений прошел сложный и противоречивый путь своего становления и развития.

Первым специализированным органом расследования в истории Русского государства была Боярская дума, которая, согласно Судебнику 1550 года, «по государеву приказу» рассматривала наиболее важные государственные дела. Расследование, судебное рассмотрение и исполнение приговоров по таким делам осуществляла состоящая при ней Расправная палата. А все дела о разбоях, а также о преступлениях, совершаемых судьями, расследовал Разбойный приказ.

При царе Алексее Михайловиче (XVII век) создается специализированный орган расследования государственных преступлений - Тайный приказ.

В ходе петровских реформ губные учреждения были упразднены, а их полномочия переданы воеводам. С появлением коллегий ликвидируется Расправная палата. При этом расследование наиболее важных, в первую очередь политических, преступлений поручалось Тайной канцелярии, переименованной при Петре III в Тайную экспедицию при Сенате.

До 1860 года городская и земская полиция осуществляла расследование всех общеуголовных преступлений. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда, состоявшее из этих должностных лиц. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами.

Однако существующая система не оправдала себя и показала явно неудовлетворительное состояние следствия. Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка в 1837 году Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователь относился к судебной власти.

С целью реализации этой идеи указом от 8 июня 1860 года в 44 губерниях были введены 993 должности судебных следователей. Одновременно были изданы «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве дознания по преступлениям и проступкам».

Должность судебного следователя приравнивалась к должности члена уездного суда. Они пользовались общими со всеми служащими правами государственной службы, и по «Табели о рангах» соответствовали 8 классу (майор). Следователи получали содержание в 800 рублей серебром в год, сверх того- 200 рублей серебром на канцелярские издержки и иные расходы. Квартиры и лошади для разъездов назначались на том же основании, что и становым приставам.

Однако положение следователей оставалось сложным. На учрежденных указом следственных участках осталось большое количество вакантных должностей, на должности назначались лица без юридического образования, годовая нагрузка дел была высокой. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения. Формально подчиняясь министерству юстиции, фактически они в большей степени зависели от губернаторов, так как их назначение, распределение и перемещение по участкам зависело всецело только от них. Еще большее влияние на их деятельность оказывали генерал-губернаторы там, где они имелись.

Судебная реформа 1864 года существенно изменила положение следователей. Они были приравнены к членам окружного суда и состояли при этих же судах. Назначать и смещать их мог только царь по представлению министра юстиции, что создавало условия самостоятельности и независимости их деятельности. Для следователей устанавливалось годовое жалование 1000 рублей (в столице - 1500 рублей), 500 рублей столовых и 500 рублей на ведение канцелярии.

В 1867 году впервые были учреждены должности временных следователей по особо важным делам для расследования дел о подделках царских кредитных билетов. В 1870 году появились должности судебных следователей по важнейшим делам, а в 1875 году учредили постоянные должности следователей по особо важным делам при окружных судах.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года существенных изменений в структуру и деятельность судебно-следственного аппарата не принесла.

Царская судебная система была сломана Октябрьской социалистической революцией 1917 года, когда были изданы Декреты о суде, утвержденные Советом народных комиссаров (№ 1 от 22 декабря 1917 года, № 2 от 07 марта 1918 года и № 3 от 20 июня 1918 года).

Зарождение и формирование органов предварительного следствия в период советской власти проходило в несколько этапов, характеризующихся конкретной исторической обстановкой.

Первый период (1917- 1924 гг.) охватывает время с момента октябрьских событий до принятия УПК РСФСР 1923 года и Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 года.

Первоначально прообразом следственных органов стали следственные комиссии Военно-революционных комитетов при Советах рабочих и солдатских депутатов. В ряде регионов страны наряду с ними расследованием преступлений занимались также штабы Красной армии. Какой-либо законодательной регламентации их деятельности не было. Конкретными законодательными актами, регламентирующими работу следователей, стали указанные декреты о суде.

Все эти годы наряду со следственными комиссиями, состоящими при судах и трибуналах, расследованием определенных видов преступной деятельности занимались также органы милиции, а расследованием государственных преступлений занималось ВЧК.

Инструкцией об организации рабоче-крестьянской милиции, утвержденной НКВД и НКЮ в декабре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска относилось расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для их расследования в аппаратах уголовного розыска были введены должности следователей.

21 октября 1920 года ВЦИК «Положением о народном суде РСФСР» ввел должности народных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов, народных судей, состоящих при Советах, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и наркомате юстиции.

Постановлением третьей сессии ВЦИК 25 мая 1922 года был утвержден первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Указанным кодексом должности следователей в уголовном розыске были упразднены и первый следственный аппарат органов внутренних дел (по общеуголовным преступлениям) ликвидирован.

Принятые в 1924 году Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что «органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следствия и иные должностные лица, коим то предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик».

Второй период (1924-1936 гг.) охватывает время до принятия Конституции СССР 1936 года и характеризуется постепенным выводом следственного аппарата из-под контроля органов юстиции и Советов, централизацией этого аппарата в системе прокуратуры и одновременным существенным расширением подследственности и полномочий органов дознания.

20 октября 1929 года ВЦИК и СНК РСФСР было принято решение о предоставлении прокурорам права поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течении последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, расследовала в полном объеме уголовные дела практически всех категорий.

Третий период (1936-1963 гг.) охватывает время от сосредоточения следственного аппарата в прокуратуре СССР до законодательного предоставления органам МВД права производства предварительного следствия. В организационном плане характерными его чертами явились: наличие единого следственного аппарата по общеуголовным делам в системе прокуратуры; растущая в связи с этим роль органов дознания в расследовании преступлений; фактическое выполнение милицией функций производства предварительного следствия.

Формально следственный аппарат был единым, не считая органов госбезопасности. Фактически же большинство уголовных дел расследовалось милицией. В 1940-1950 годах в милиции ведомственным приказом создавались следственные органы.

В период Великой Отечественной войны характерной особенностью стало развитие уголовно-процессуального законодательства по линии расширения процессуального регламента в отношении некоторых преступлений.

6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, который наделил органы охраны общественного порядка (внутренних дел) наряду с органами прокуратуры и государственной безопасности правом производства предварительного следствия. В системе МВД был создан следственный аппарат, а следователям органов внутренних дел предоставлены права, установленные для следователей других правоохранительных ведомств.

23 ноября 1998 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено «Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Названный нормативно-правовой акт позволил восполнить пробел в правовом регулировании деятельности следственного аппарата органов внутренних дел, укрепить федеральную вертикаль управления организацией предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел, во главе которого стоит Следственный комитет при МВД России.

В 1999 году приказом министра внутренних дел РФ № 1-99 г. органы предварительного следствия вошли в состав вновь образованного Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, который в 2011 году в результате реформирования органов внутренних дел переименован в Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Органами предварительного следствия Приангарья пройден долгий путь, который неразрывно связан с историей страны. В разные годы Главное следственное управление регионального Главка МВД возглавляли: Михаил Мельников, Анатолий Карпов, Геннадий Орешкин, Сергей Радин, Андрей Игнатенко, Владимир Смаколин.

Главное следственное управление Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области является органом, обеспечивающим организационно-методическое руководство, контроль за деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Иркутской области и осуществляющим расследование преступлений особой сложности или особого общественного значения, а также носящих межрегиональный и международный характер.

В 2015 году работа управления велась стабильно, отсутствовала необходимость принятия каких-то резких управленческих мер, чему в первую очередь способствовало приведение в соответствие кадровой составляющей в предыдущие годы.

Штат управления укомплектован, введена серьезнейшая система проверки кандидатов и самое главное – подготовки кандидатов через систему общественных помощников. В результате в настоящее время имеется более чем достаточный кадровый резерв.

В производстве следователей управления в 2015 году находилось 4520 уголовных дел. Их количество снизилось по сравнению с двумя предшествующими годами примерно на 400 или на 10%, что связано с зафиксированным впервые за многие годы существенным снижением тяжких и особо тяжких преступлений. Количество следователей в управлении снизилось за последних 2 года на 10%. Но поскольку значительно улучшились сроки расследования дел, управление получило возможность тщательно отрабатывать наиболее сложные и запущенные направления.

В управление поступило 12236 сообщений о преступлении, 4885 обращений граждан. 21641 дело - повод для работы, или примерно 120 дел на каждого работающего следователя за год. Следователями в 2015 году направлено в суд 2450 уголовных дел, это уровень 2014 года. По этим делам обвиняемых было 2864.

Прокуроры Иркутской области вернули для доследования 21 уголовное дело – 0,8% от числа направленных. В 2012 году их было более 100, в 2013 г. – 73, в 2014 – 57, в 2015 – 21. Снижение в пять раз за 3 года.

Возвращение дел судами. Снижение количества более, чем в 2 раза только за 2015 год – с 69 до 34. По сравнению с 2012 годом снижение кратное.

Возвращение дел руководителями следственных органов следователям. В 2012 году их было более 70. За последние 2 года – ноль.

Если взять общее возвращение уголовных дел по всем категориям в 2011 – 2012 г.г. и в 2015 году – их количество снизилось во много раз и сегодняшние показатели в основном существенно лучше среднероссийских.

Основная задача следствия – устанавливать преступников, проводить расследование в максимально короткие, разумные сроки, выявлять все существенные обстоятельства и направлять дела в суд, когда виновные установлены. В управлении в 2015 году прекращено 333 уголовных дела, это 11,8% от числа возбужденных. Многие из них – именно те дела, где была установлена невиновность людей. Следственный комитет в пределах своей компетенции должен устанавливать справедливость – виновен человек перед законом – должен ответить по закону, не виновен – это должно быть установлено и сообщено людям.

Несколько лет назад раскрываемость таких опасных преступлений, как убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть была существенно ниже среднероссийской и составляла 78 – 82%. И это в условиях, когда абсолютное число этих преступлений было очень значительным – еще 2 года назад управление направило в суд уголовных дел об убийствах больше, чем в каком – либо другом субьекте Российской федерации и на 38% больше, чем управление по г. Москве. Были в области территории, где количество убийств на 100 тысяч населения в десятки раз больше, чем в той же Москве.

Так, в 2015 году раскрываемость убийств составила 91,9%, раскрываемость тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть – 92,4%, изнасилований – 98,2%. Впервые в истории управления количество нераскрытых преступлений подследственности снизилось до 71 – 71 из 4520 дел, находящихся в производстве. Еще два года назад было 262, 3 года назад – многие сотни дел.

Здесь же следует сказать о расследовании преступлений прошлых лет – делах, которые длительное время оставались нераскрытыми и фактически лежали в архивах. Была организована серьезная работа по ним. В результате в последние годы совместно с полицией и УФСБ Иркутской области ежегодно раскрывается более 220 таких преступлений, привлекаются к уголовной ответственности виновные. Это дела 5, 10, 15 – летней давности.

Абсолютный показатель в России - наибольший.

Очень серьезно следственный комитет (СК) Иркутской области работает по преступлениям, связанным с организованной преступностью. Фактически СК констатировал ликвидацию последней организованной группы, терроризировавшей целую территорию – более 10 лет действовавшую в г. Железногорск – Илимский (преступное сообщество Захарова). Многие жители заметили работу в г. Усть–Илимске, где к уголовной ответственности привлечен мэр города. Одновременно там привлечены к уголовной ответственности так называемый «положенец» города и его группа, они арестованы, дело направлено в суд.

Было неожиданно, но комплексная работа всех правоохранительных органов резко изменила криминогенную ситуацию в области – наверное, впервые в истории Иркутской области.

Приведем цифры по наиболее значимым категориям преступлений по всем правоохранительным органам.

Динамика за 2015 год. Сокращение:

- убийств – 13%;

- тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть – 16%;

- изнасилований – 29%;

- грабежей – более 30%;

- разбоев – на четверть;

- квартирных краж – на 33%;

- хищений автомашин – на 30%;

- преступность на улице – на 15%.

В 2016 году имеется динамика еще более существенная. Так, если в январе 2015 года в области было совершено 43 убийства, в январе 2016 – 28.

Правоохранительные органы, в том числе и следственное управление в 2015 году активно вели работу по так называемым преступлениям двойной превенции – известно, что существуют незначительные на первый взгляд преступления, но по ним если вовремя человеку указать на противозаконность его действий, можно избежать совершения им в дальнейшем уже особо тяжких преступлений. Сюда относятся преступления, связанные с преступным противодействиям представителям власти, преступления, связанные с самогоноварением и не качественным алкоголем, так называемое незаконное проникновение в чужое жилище.

Работа по детям. Одно из основных направлений, учитывая сложившуюся ситуацию с детьми в Иркутской области. В тесном взаимодействии СК работает с Уполномоченным по правам ребенка Семеновой С.Н., с органами прокуратуры, полиции. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за 2015 год в области снизилось почти на 1/10. Несовершеннолетние при уходах из дома и соответствующих учреждений совершили преступлений на 15% меньше. Количество преступлений, совершенных воспитанниками детских домов и интернатов, за 2015 год снизилось более, чем на треть. Несовершеннолетние в состоянии алкогольного опьянения совершили преступлений почти в 2 раза меньше, чем годом ранее. Из-за постоянно проводимой разьяснительной работы значительно, за 2 года в полтора раза увеличилось количество заявлений граждан о совершении в отношении детей преступлений сексуального характера. Все преступники этой категории установлены, практически в отношении всех избрана мера пресечения – арест. К концу 2015 года количество заявлений по этим фактам стало существенно снижаться. Учитывая запущенность ситуации по детям в Иркутской области необходимо значительное усиление применяемых мер всеми – обществом, властью, средствами массовой информации. И не в режиме текущей вялой работы, а в режиме адекватном сложившейся ситуации. Пока же наблюдается активный режим применяемых мер только со стороны правоохранительных органов и уполномоченного по правам ребенка.

Работа по налогам, привлечение к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. За три года сумма возмещенных государству укрытых налогов по делам и материалам следователей управления возросла более, чем в 10 раз. Было создано специализированное подразделение. Времена для бизнеса в настоящее время не простые, но те налоги, которые положены по закону, выплачивать необходимо. Время противозаконных схем по уходу от налогообложения прошло. Стоит переходить на нормальные с точки зрения закона режимы налогообложения, иначе риск привлечения к уголовной ответственности с соответствующим возмещением ущерба государству становится крайне высоким.

Здесь же следует сказать о противозаконном возврате НДС. Ежегодно в Иркутской области в лесной сфере возмещается НДС на несколько миллиардов рублей больше, чем его получается. В 2015 году следователями управления возбуждено 17 уголовных дел по незаконному возмещению НДС, фактически только при обкатке технологии расследования – в предыдущие года такие дела в управлении вообще не возбуждались. Почти все эти преступления совершены в лесной сфере. Часть дел направлена в суд, по части расследование ведется или заканчивается. Такое преступление квалифицируется как мошенничество в особо крупных размерах, за которое предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на много лет.

В целом отмечается положительная динамика в организации работы следственных подразделений Иркутской области. Почти 7 тысяч уголовных дел окончены производством, более 90% из них направлены в суд. К уголовной ответственности привлечено свыше 8 тысяч обвиняемых. Улучшилось качество расследования уголовных дел экономической направленности. Нарабатывается следственная практика по делам в отношении таких преступлений, как нарушение авторских и смежных прав, незаконное использование товарного знака.

По-прежнему в числе приоритетных остается вопрос организации расследования уголовных дел с признаками организованной преступной группы. В 2016 году направлено в суд 24 таких уголовных дела по 198 эпизодам преступной деятельности, совершенным в составе ОПГ. При этом стабильно сокращаются сроки расследования уголовных дел.

Руководством ГСУ проводится комплекс мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня кадрового состава. Это и обучение следователей в юридических ВУЗах области, и проведение различных учебно-методических семинаров. Также сотрудники следственного управления выступают с инициативой проведения собеседований с выпускниками и студентами юридических факультетов по вопросам их дальнейшего трудоустройства.

В республике Бурятия, например, в 1 полугодии 2015 года зарегистрировано 14355 преступлений, что на 2300 больше чем в аналогичный период 2014 года. Рост составил 19 %. Из них тяжких и особо тяжких преступлений – 2896 или 20 %. Зарегистрировано 115 убийств и покушений на них, рост составил 2, 7 %. Значительно увеличилось количество изнасилований и покушений на них – на 160 %. Между тем, существенно снизилось количество фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровья, повлекшего смерть потерпевшего с 40 до 29. Раскрыть по всем этим особо тяжким преступлениям составила 97 %. Несовершеннолетними или при их соучастии совершено 573 преступления, что на 7,5 % больше чем за 1 полугодие прошлого года. Больше стало выявляться налоговых преступлений, их количество возросло с 20 до 35.Количество возросшей преступности привело к еще большей нагрузке на следственные подразделения.

Окончено производство по 633 уголовным делам, то есть на 8 % больше чем за аналогичный период прошлого года. Среднемесячная нагрузка на одного работающего следователя в текущем году составила по находящимся в производстве уголовным делам 4,4 дела, по оконченным делам 2 дела.

В целом в сложных условиях 2015 года большинство руководителей следственных подразделений, надлежаще организовав работу, сумели обеспечить выполнение задач, поставленных на 1 полугодие 2015 года Следственным комитетом РФ.

К примеру, сотрудниками следственного отдела по Железнодорожному району в сложных условиях работы городского подразделения, окончено наибольшее количество уголовных дел. В суд направлено 64 дела, нагрузка по оконченным делам составила 2,1 дело. В производстве следователей отдела находилось 161 дело. При этом с нарушенным сроком окончено 36 % дел, что меньше среднереспубликанского показателя на 12,6 %.

Руководством Следственного комитета РФ в 2016 году поставлена задача по сокращению сроков предварительного следствия. С нарушенным сроком, то есть превышающим 2 месяца, должно оканчиваться не более 30 % дел. Пока же следователями следственного управления в срок, превышающий 2 месяца, окончено 48,7 % дел. Если смотреть по районам, то наилучший показатель работы по срокам предварительного следствия в Хоринском и Тункинском межрайонных следственных отделах, где оконченные дела со сроками свыше 2 месяцев составляют 24 и 27 %. Смогли добиться серьезных положительных результатов в этом направлении руководители следственных отделов таких крупных районов, как Железнодорожный - 36 % и Кабанский - 39 %.

Безусловно, есть объективные причины продления сроков предварительного следствия. К ним относятся: большой объем следственных действий, расследование многоэпизодных преступлений и преступлений прошлых лет, проведение сложных экспертных исследований, некоторые другие причины.

Но есть положительные примеры, когда даже по достаточно сложным уголовным делам следствие проводилось быстро и качественно. Так, в производстве следователя Кяхтинского межрайонного следственного отдела Морозовой находилось уголовное дело, возбужденное по факту обнаружения тел двух местных жителей с признаками насильственной смерти. По прибытию на место происшествия Морозова грамотно организовала работу следственно-оперативной группы, качественно провела осмотр места происшествия, обнаружила и изъяла орудие преступления, несмотря на то, что подозреваемой были приняты меры к его сокрытию, а также иные попытки ввести следствие в заблуждение. В кратчайшие сроки по уголовному делу назначены и проведены 8 судебных экспертиз. С подозреваемой был установлен психологический контакт, после чего последней даны признательные показания. Незамедлительно допрошены ключевые свидетели, проведена проверка показаний подозреваемой на месте с применением видеозаписи. В итоге уголовное дело об особо тяжком преступлении, совершенном в условиях неочевидности, направлено в суд в двухмесячный срок.

Еще пример, следственным отделом по Железнодорожному району возбуждено уголовное дело по факту покушения на убийство двухгодовалого ребенка. В совершении данного преступления подозревалась местная жительница. В первые дни старшим следователем Цыдыповой проведен комплекс первоначальных следственных действий: осмотр места происшествия, в ходе которого изъята бельевая веревка, допрошены свидетели, подозреваемая, проведены проверка показаний на месте, назначены судебно-медицинская экспертиза в отношении ребенка, а также комплексная психолого-психиатрическая экспертиза в отношении обвиняемой и 2 психиатрические экспертизы в отношении малолетних свидетелей. Следователем в кратчайшие сроки установлены обстоятельства, позволившие суду принять решение об избрании в отношении подозреваемой меры пресечения в виде заключения под стражу. Оперативность и своевременность проведения всего комплекса первоначальных следственных действий позволит окончить следствие по данному уголовному делу в установленный законом срок – 2 месяца.

В условиях экономического кризиса расследование уголовных дел о налоговых преступлениях приобретает особое значение. В следственном управлении создана специализированная постоянно действующая следственная группа, что позволило существенно увеличить эффективность рассмотрения материалов и расследования уголовных дел о преступлениях налоговой направленности. Значительному увеличению количества уголовных дел и материалов налоговой направленности способствовали изменения законодательства, вступившие в силу с 1 января 2015 года. Как известно, теперь возбуждаются уголовные дела по материалам не только налоговых органов, но и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

За 2014 год в суд направлено 9 уголовных дел, в текущем году - 5 уголовных дел, в аналогичный период прошлого года – 3. При этом создание следственной группы изменило не только количественные показатели по оконченным уголовным делам о налоговых преступлениях, но и повысило уровень сложности оконченных расследованием дел.

К примеру, расследовано уголовное дело в отношении руководителей ООО «СТАМстрой» об уклонении от уплаты налогов и сборов. Группа лиц под руководством бывшего депутата Народного Хурала Республики Бурятия Сергея Цыдыпова действовала на протяжении длительного периода времени (2009-2011гг.), применяла различные способы уклонения от уплаты налогов, основанные на использовании фирм-«однодневок» и множества расчетных счетов различных организаций. Действиями виновных лиц бюджету причинен ущерб на сумму свыше 64 млн. рублей. В рамках уголовного дела по инициативе следствия управлением Федеральной налоговой службы проведено 19 выездных налоговых проверок в отношении различных налогоплательщиков. По результатам указанных налоговых проверок было доначислено налогов на сумму 213 млн. рублей. В результате данных мероприятий имел место так называемый «веерный эффект» когда налогоплательщиками, не связанными с указанным уголовным делом, но использовавшими те же фирмы-«однодневки» что и ООО «СТАМстрой» было добровольно погашено в бюджет 28,4 млн. рублей до направления материалов в следственные органы. Такие обстоятельства существенно повлияли на пополнение бюджета республики.

Активизирована работа, направленная на профилактику налоговых преступлений путем выявления лиц, создающих пресловутые фирмы-«однодневки», обеспечивающих «обналичивание» денежных средств и документальное подтверждение по фиктивным сделкам, имеющим целью только получение незаконной налоговой выгоды.

Важнейшее направление работы Следственного комитета – борьба с коррупцией. За 1 полугодие 2015 года следственными подразделениями разрешено 98 сообщений о преступлениях коррупционной направленности. По результатам доследственных проверок возбуждено 54 дела, 24 дела в отношении 25 обвиняемых направлены в суды.

В работе на данном участке имеются положительные примеры расследования и направления в суды уголовных дела в короткие сроки. К примеру, отделом по расследованию особо важных дел в 2-месячный срок окончено и направлено в суд уголовное дело в отношении главы муниципального образования «Сельское поселение «Хужиры». Он обвиняется в мошенничестве, совершенном с причинением ущерба в особо крупном размере, выразившемся в незаконном приобретении права собственности на имущество муниципального образования рыночной стоимостью 1 765 тыс. рублей. Завершен сбор доказательств по уголовному делу о нецелевом расходовании бюджетных средств в отношении директора государственного казенного учреждения «Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия» Александра Сучкова. В июне 2015 года данное уголовное дело направлено в Советский районный суд г. Улан-Удэ для рассмотрения по существу.

При расследовании уголовных дел указанной категории во взаимодействии с Федеральной службой по финансовому мониторингу будет проводиться усиленная работа по выявлению фактов легализации денежных средств полученных в результате преступных действий.

Вопросы защиты прав социально незащищенных групп граждан, в первую очередь детей, имеют особое значение. И с насилием в отношении подрастающего поколения ведется непримиримая борьба.

Следственным управлением во втором полугодии 2015 года закончено производством два уголовных дела об организации и участие в преступном сообществе. Так, по данным следствия, на протяжении длительного времени на территории республики действовали 2 преступных сообщества, которые систематически совершали тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как организация и вовлечение в занятие проституцией, в том числе несовершеннолетних, а также изнасилования и насильственные действия сексуального характера, грабежи и вымогательства. По одному делу к уголовной ответственности привлечено 36, по другому делу - 26 лиц.

За 6 месяцев 2015 года в производстве следователей следственного управления находилось 215 уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних. Это на 19,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Только погибло от преступных посягательств 19 детей. Если сравнивать цифры в процентном соотношении, то в 2016 году возбуждено на 31 % больше уголовных дел, чем в 2015. 12 детей признаны потерпевшими в возрасте до 1 года; 9 детей, которым исполнилось не больше 5 лет; 14 детей претерпели вред от преступлений в возрасте от 6 до 10 лет; 29 - признаны потерпевшими в возрасте от 11 до 14 лет. Безусловно, эта статистика пугает. Наибольшее количество преступлений в отношении детей носили сексуальный характер.

Криминогенная обстановка с преступностью несовершеннолетних в Республике Бурятия на протяжении ряда лет продолжает оставаться напряженной. В производстве следственного управления в текущем году находилось 518 уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и при их участии. Большую часть этих дел составляют преступления против собственности. Из них подавляющее большинство - кражи с проникновением в жилище. Практически всегда это групповые преступления. Дела становятся многоэпизодными, объемными, потому что группы создаются несовершеннолетними спонтанно, их состав постоянно меняется, точно также как и районы республики, в которых совершаются преступления.

Приоритетными задачами следственного управления в 2016 году остаются:

- качество предварительного следствия, эффективное рассмотрение материалов проверок и расследования уголовных дел по фактам преступных посягательств в отношении несовершеннолетних, а также совершенных несовершеннолетними;

- наращивание усилий по расследованию преступлений коррупционной направленности, о фактах, связанных с невыплатой заработной платы, налоговых преступлений; концентрация особого внимания на вопросах возмещения причиненного ущерба в результате преступлений;

- обеспечение на протяжении всего предварительного следствия защиты законных прав и интересов всех участников уголовного судопроизводства.

Итак, предварительное следствие – это форма предварительного расследования преступлений, осуществляемого следователями прокуратуры, а также следователями органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции по тем уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным. Обязательность предварительного следствия и подследственность уголовных дел определяется ст. 126 УПК. При соединении в одно производство дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия и определяется прокурором.

Основные правила производства предварительного следствия установлены гл. 10-17 УПК. Предварительное следствие производится в том районе, где совершено преступление. В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования оно может производиться по месту обнаружения преступления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в др. районе следователь вправе произвести их лично, либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше 10 суток.

Предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в 2-месячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.

Производство предварительного следствия заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела, либо постановления о прекращении дела с направлением материалов в суд для применения мер административного взыскания. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 УПК, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Список литературы:

1. Курс уголовного процесса. Под ред Л.В.Головко. М.: Статут, 2016. – 442 с.

2. Лебедев В.М. Уголовно-процессуальное право. – М.: Юрайт, 2016. – 1072 с.

3. Мешков В.В. Предварительное следствие. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 559 с.

4. Статистическая информация журнала «Предварительное следствие» http://sledcom.ru/activities/books/item/1094/

5. Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. - СПб.: Питер, 2016. - 1008 с.

6. УПК РФ. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 316 с.