Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.08.2017

Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних

Манькова Александра Юрьевна
студент, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье рассмотрены понятие и причинный комплекс преступности несовершеннолетних. На их основе рассматриваются и анализируются основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних, результативности и перспективности которым дается оценка и определяются перспективы. Большое внимание в статье уделяется предупреждению преступности несовершеннолетних осужденных и их ресоциализации.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, уголовная ответственность, предупреждение преступности, рецидив преступности несовершеннолетних, ресоциализация
Электронная версия
Скачать (677.1 Kb)

В настоящие время преступность несовершеннолетних становится определенной, отображающей социальное настроение граждан, совершенство законодательных инициатив и проводимой перспективной политики государства. Участие государства в жизни молодежи есть неотъемлемый постулат политики, который мы наблюдаем во многих принятых законах, ведь рассматриваемые вопросы касаются будущего страны в целом.

Несовершеннолетними и при их участии совершено каждое десятое преступление, а их общее число в настоящее время постоянно увеличивается. В целом преступления, связанные с несовершеннолетними, составляют 10 - 12% в структуре преступности [13; с. 30].

В качестве характеризующего состояния преступности среди несовершеннолетних следует отметить рост корыстно-насильственных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность.

В результате изучения правонарушений несовершеннолетних ученые выяснили, что чаще всего подростки совершают противоправные деяния под непосредственным влиянием сверстников, а также их вовлекают в совершение преступлений взрослые лица. Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т.д. Однако можно отметить, что и в благополучных семьях, где вокруг несовершеннолетнего создается любящая атмосфера, невнимание не обладающих достаточной педагогической культурой родителей приводит к формированию личности с негативными последствиями.

Следовало бы отметить, что выработанные меры контроля над преступностью, а также предупреждения правонарушений в целом и отдельных ее видов становятся невозможными без изучения особенностей личности несовершеннолетнего преступника, поскольку именно личность является носителем причин преступности, в ней отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, она является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения [5; с. 50].

На наш взгляд, в настоящее время, как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ создана достаточная правовая база в целях противодействия несовершеннолетней преступности. Кроме того, этому явлению уделяется существенное внимание властных органов. Однако, данные меры являются явно недостаточными.

В связи с чем необходим более внимательный и взвешенный подход к разрешению данной проблемы [8; с. 62].

Во-первых, необходимо совершенствование действующего уголовного законодательства в части регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних.

Применение наказания к несовершеннолетним за совершение ими преступлений основывается на идее приоритета установления минимальных репрессивных мер в отношении этой возрастной группы и максимальной ориентации на исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет [15; с. 102].

Уголовное наказание несовершеннолетних имеет свои специфические черты:

— наказание несовершеннолетним рассматривается как крайняя вынужденная мера воздействия со стороны государства на несовершеннолетнего правонарушителя;

— несовершеннолетним назначаются не все виды уголовных наказаний (6 из 13);

— в наказаниях, применяемых к несовершеннолетним, заложен значительно меньший объем карательного воздействия, чем в однородных наказаниях взрослых;

— закрепление в законе альтернативы наказанию — принудительных мер воспитательного воздействия, а также дополнительных возможностей по дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности несовершеннолетних путем возложения на суды обязанности при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего решать вопрос о возможности применения условного осуждения (ч. 1 ст. 430 УПК РФ [2]).

При назначении наказания несовершеннолетнему должны учитываться не только ст. 60 УК РФ [3], но и условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту. По существу, эти требования дополняют, детализируют положения ст. 60 УК РФ.

При определении видов наказания несовершеннолетних или мер, альтернативных наказанию, целесообразно руководствоваться их педагогическими перспективами. Именно усиление педагогического потенциала уголовного закона может способствовать активизации его превентивного воздействия.

Полагаем, что глава 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» УК РФ нуждается в серьезной доработке.

Необходимо легальное закрепление понятия уголовной ответственности несовершеннолетних, целей, которые она преследует, цели наказания несовершеннолетних, а также иных уголовно-правовых понятий [17; с. 147].

Во-вторых, обратившись к криминологической составляющей деятельности в направлении предупреждения преступности несовершеннолетних, в литературе отмечается, что в криминологии меры предупреждения преступности принято подразделять на общесоциальные и специально-криминологические [10; с. 122].

Первые представляют собой мероприятия, которые обеспечивают позитивное воздействие на социальные процессы. Это необходимый элемент социально-экономической деятельности по устранению недостатков в политической, социальной, нравственно-психологической и духовной сфере общества. Как правило, данные меры связаны с повышением материального благосостояния людей, улучшением качества условий труда и отдыха, ростом общей культуры.

Общесоциальное предупреждение преступности, по сути, есть такое управление социальными процессами, которое искореняет собственно предпосылки антиобщественного поведения в целом и преступного поведения в частности. Причем такую деятельность осуществляют органы государственной власти и общественные формирования, для которых функция предупреждения преступности вовсе не является главной или профессиональной [12; с. 163].

Относительно специально-криминологических мер предупреждения преступности в науке не сложилось единого понимания их сущности. Одни ученые специальным предупреждением называют деятельность, направленную на устранение причин совершения преступлений и условий, им способствующих. Другие же считают, что специальное предупреждение включает меры, направленные только на нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, которые могут либо уже совершили преступления.

Есть и третья группа ученых, по мнению которых, термином «специальное предупреждение» охватывается деятельность специальных органов борьбы с преступностью, обеспечивающих превентивные меры в отношении совершения конкретных преступлений [20].

Сфера предупреждения преступности несовершеннолетних характеризуется следующими особенностями:

— сочетанием государственных и общественных ресурсов;

— направленностью на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;

— специализацией информационного фонда, методик, организационных форм и управления, кадров;

— распределением полномочий между Федерацией и ее субъектами, широкими правами органов местного самоуправления в соответствующем сегменте профилактики преступности;

— распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности;

— определением сферы применения мер воспитания, обеспечением нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики преступности, включая правовые ее формы;

— переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных мер воздействия к правовым, обеспечением достаточности и своевременности этих мер [18; с. 12].

Система предупреждения преступности несовершеннолетних должна базироваться на принципах законности, справедливости, демократизма.

Еще одной сферой интересов государства, к которой должно быть приковано самое пристальное внимание – это предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних. В силу определенных обстоятельств, а именно отсутствия понятия рецидива для несовершеннолетних в уголовно-правовом (не криминологическом) смысле, направления деятельности здесь должны касаться следующих аспектов [16; с. 74]:

1. Создание структуры воспитательного центра, позволяющего обеспечить непрерывность и преемственность социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними, оградить их от влияния со стороны взрослых преступников, воспрепятствовать распространению криминальной субкультуры.

2. Обеспечение раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, имеющих наибольшую степень криминальной зараженности, и остальной части воспитанников.

3. Обеспечение условий отбывания наказания, позволяющих стимулировать правопослушное поведение несовершеннолетних путем последовательного снижения уровня правоограничений (система так называемых социальных лифтов).

Перемещение осужденного из одних условий в другие должно происходить по решению комиссии, состоящей из сотрудников воспитательного центра, представляющих различные службы. Таким образом, система социальных лифтов, реализованная в воспитательном центре, позволит увеличить эффективность отбывания наказания, создаст предпосылки для непрерывного исправительно-реабилитационного процесса в отношении несовершеннолетних в целях их подготовки к освобождению и предупреждению совершения с их стороны рецидивных преступлений [9; с. 114-117].

4. Оптимизацию численности несовершеннолетних осужденных в коллективах, создание мультидисциплинарных групп осужденных (вместо отрядов), что обеспечит индивидуализацию исправительного воздействия.

5. Приоритет в работе психолого-педагогических и социальных методов и форм воздействия на осужденных. Необходимым условием успешной ресоциализации несовершеннолетних является формирование в воспитательном центре особой социально-педагогической среды, которая бы способствовала социальной реабилитации лиц, содержащихся в воспитательном центре, и восстановлению их социального статуса в ситуациях ограничения свободы и исполнения в отношении них уголовного наказания. Для этого следует изменить вектор работы с воспитательной на социально-педагогическую, направленную не только на выработку у несовершеннолетних элементарных навыков социально одобряемого поведения, но прежде всего на формирование самостоятельно действующей личности, отвечающей за выбор жизненного пути и реализацию своих устремлений в общественных отношениях [7; с. 166].

6. Специализированную подготовку основных категорий сотрудников по работе с несовершеннолетними осужденными, в том числе на базе высших образовательных учреждений ФСИН России.

Важным направлением работы по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области работы с несовершеннолетними осужденными. Это обусловлено прежде всего тем, что современные международные стандарты (Пекинские правила, Европейские пенитенциарные правила [1]) предъявляют к персоналу исправительных учреждений для несовершеннолетнего высокого требования в части знания основ юриспруденции, возрастной педагогики, психологии, социологии, социальной работы, медицины и др. [11; 18]

Например, преамбула Европейских пенитенциарных правил гласит, что в этих правилах особый упор делается на понятии человеческого достоинства, на стремлении администрации мест лишения свободы действовать гуманно и эффективно, на значимости роли, которую играет персонал этих учреждений, и на внедрении современных методов управления.

В соответствии с современным пониманием задач исправления преступников пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних осужденных должны быть организованы в виде реабилитационных центров, выполняющих функции как исполнения наказания, так и ресоциализации несовершеннолетних, подготовки их к законопослушной жизни после освобождения.

Реабилитационные центры необходимы по месту жительства несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний. В таких центрах должно быть предусмотрено длительное пребывание несовершеннолетних с предоставлением им питания, необходимой помощи в трудоустройстве, поиске постоянного места проживания. И мы говорим об этом в контексте общих вопросов предупреждения преступности несовершеннолетних также еще и потому, что данные меры позволят не только не совершить новое преступление несовершеннолетним преступником, но и позволят не допустить совершение преступления несовершеннолетними, которые ранее не были втянуты в преступную среду.

Необходимо создание службы пробации по опыту зарубежных стран. Служба пробации осуществляет контроль за осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, условно осужденными, а также возвратившимися из мест лишения свободы. Проект Федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих» был подготовлен, но, учитывая его затратность, Минфин России эту инициативу не поддержал [14; с. 5].

С учетом отечественного и зарубежного опыта требуется повсеместная специализация судей — создание ювенальных судов. Затянувшееся решение вопроса о создании таких судов в России отрицательно сказывается на судьбе несовершеннолетних преступников [6; с. 65].

Особый комплекс причин, способствующих совершению рецидивных преступлений несовершеннолетними, связан с нахождением их в воспитательных колониях. Для настоящего исследования этот вопрос является актуальным, поскольку, будучи помещенными в колонии и совершая там преступления, они в криминологическом плане должны считаться рецидивистами.

Как известно, уголовно-исполнительная система, неотъемлемой частью которой являются учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе и воспитательные колонии, представляет собой сложный противоречивый организм, не подлежащий однозначной оценке. Государственные органы, осуществляющие исполнение наказаний в условиях изоляции осужденных от общества, криминальная субкультура, состав осужденных, их взаимоотношения друг с другом и с администрацией учреждений — это специфичные феномены, нуждающиеся в тщательном исследовании с позиций криминологической профилактики преступлений [19; с. 24-25].

Одной из задач, определенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р[4], является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.

Проблемой предупреждения преступности несовершеннолетних является проблема в их приобщения к неформальным объединениям, в основе которой лежит возрастная потребность в общении со сверстниками, группировании. В подростковом возрасте человек ощущает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков «Я»? Я такой как все? Я не такой как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости».

Именно в подростковом возрасте резко проявляется потребность в дружбе, в ощущении своей нужности другому, защищенности, понимании, сочувствии, сопереживании, уважении со стороны равных себе сверстников, в их положительной оценке. Подростку необходима среда, где есть возможность быть принятым таким, каков он есть, возможность «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры (или псевдокультуры) – в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д. И трудно приходится подростку, который к этому времени не чувствует себя полноправным членом классного коллектива, детского коллектива по интересам, не имеет возможности в завоевании популярности, признания. Жизнь его не наполнена яркими событиями и впечатлениями, или подросток находится в позиции изгоя среди сверстников, нелюбимого среди учителей и дома (причем, не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта).

И тогда неформальные группы становятся той средой, где подросток может реализовать свои индивидуальные притязания, например, на лидерство или конформное подчинение, на самореализацию в определенных видах деятельности, получить ответы на те вопросы, на которые он не получает ответа ни в школе, ни в семье.

Таким образом, изучив природу приобщения подростков к неформальным группам, исследовав возможные причины экстремистских проявлений в подростково-молодежной среде, учитывая возрастные потребности этой категории молодежи, образовательное учреждение, являясь центром многонациональных культур, может определить систему мер по формированию у учащихся социально-психологической устойчивости, толерантного сознания, предупреждению подросткового экстремизма.

Еще одной проблемой предупреждения преступности является тот факт, что преступность несовершеннолетних – это, как правило, уличная преступность. И в связи с этим задача состоит не только в том, чтобы убрать с улиц подростков, но и сделать все для того, чтобы они там не оказывались. Необходимо использовать не только фискальные меры, но и создавать побудительные условия для единственного выбора - здорового образа жизни.

В работе с детьми не должно быть места кампанейщине и формализму, общий результат может быть достигнут только тогда, когда мы достучимся до конкретного ребенка и при необходимости заставим каждого родителя выполнять свои обязанности.

Органы системы профилактики должны адекватно реагировать на факты жестокого обращения с детьми, вовлечения их в преступную среду, безразличного отношения родителей к вопросам воспитания и содержания детей. Мы должны помнить, что каждый предоставленный себе ребенок сегодня, завтра может оказаться либо потенциальной жертвой преступления, либо преступником.

Государство создало мощный механизм органов профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Многие проблемы обусловлены неумением либо нежеланием руководителей и рядовых работников работать, отсутствием творческого подхода. Здесь неприменим кабинетный стиль.

Необходимо обеспечить взаимодействие в данной работе сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных полиции, школьных участковых, оперуполномоченных уголовного розыска. Активней участвовать в родительских собраниях, собраниях по месту жительства подростков.

Не помогают общественные меры воздействия, значит надо принимать более кардинальные меры, вплоть до привлечения к уголовной ответственности и лишения родительских прав.

Должна проводиться постоянная работа по предупреждению пьянства и наркомании, профилактике противоправного поведения в общественных местах. Более пристальное внимание следует уделить этому в период летних каникул.

Необходимо бескомпромиссно пресекать деятельность торговых предприятий, реализующих пиво и алкогольную продукцию подросткам.

В профилактике должен быть обеспечен комплексный подход и взаимодействие всех заинтересованных органов, в том числе органов местного самоуправления, к компетенции которых относится разработка муниципальных программ с учетом потребностей в обеспечении здорового образа детей, их занятости.

Убирая подростков с улиц, мы должны создать для них условия для полноценного отдыха, спорта.

Прокурорам городов и районов необходимо ужесточить надзор за соблюдением законодательства в указанной сфере. На системной основе проводить проверки исполнения законодательства органами системы профилактики, обсуждать проблемные вопросы на межведомственных и координационных совещаниях, активней участвовать в проведении разъяснительной работы в учебных заведениях среди учащихся и родителей. Под особый контроль взять реализацию закона края о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Насколько эффективно будет работать закон, решения, которые мы принимаем, будет зависеть от каждого из нас.

Главное, что есть понимание важности и необходимости проводимой работы.

Список литературы:

1. Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила» (принята 11.01.2006 на 952-м заседании представителей министров) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=33928#0 (дата обращения: 20.03.2017).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

4. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

5. Бельский А.И., Ягодин Р.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Российский следователь. 2015. N 15. С. 48 - 50.

6. Давыденко А. В. Перспектива введения в Российской Федерации института ювенальной юстиции // Законодательство и экономика. 2015. № 10. С. 64—68.

7. Забрянский Г. И. Несовершеннолетние: лишение свободы в механизме социального контроля над преступностью // Глобальные риски — локальные решения: сб. мат-лов международ. междисциплин. науч.-практ. конференции / Балтийский институт экологии, политики и права; ред. совет: А. Е.Рейфе [и др.]. СПб., 2014.

8. Калмыкова Е.А., Шайкова М.В. Психолого-педагогические основы профилактики преступности несовершеннолетних (на примере Курской области) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2015. — № 1. — С. 61–68.

9. Криволапова Е.Е., Попова И.И. «Несовершеннолетняя преступность»: причины возникновения, профилактические меры и способы борьбы // Семья. Общество. Государство: история и современность — II: мат-лы международ. науч.-практ. конференции (21 декабря 2012 г.) / под ред. Р.Ф. Гударенко, Н. А. Ряснянской. Ставрополь, 2014.

10. Криминология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [А.В. Симоненко и др.]; под ред. CM. Иншакова, А.В. Симоненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — M.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 215 с.

11. Крымов А. А., Попов В. В. Теоретико-методологический анализ социально-правовых и социально-психологических функций воспитательного центра в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних и лиц молодежного возраста// Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 8—25.

12. Леготин М.П., Голубых Н.В., Алимпиев С.А. Вопросы общесоциального предупреждения экстремизма в молодежной среде // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 3. С. 161 - 167.

13. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Криминологический анализ преступлений несовершеннолетних против собственности // Российский следователь. 2015. N 13. С. 29 - 32.

14. Поздняков В. М. Актуальные проблемы пенитенциарной психологии как науки и области психопрактики // Юридическая психология. 2015. № 2. С. 3—8.

15. Популярная криминология. Очерки общей части: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / ГА. Аванесов. — M.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. — 159 с.

16. Рихтер Ю. В., Тепляшин П. В. К вопросу понятия повторной преступности несовершеннолетних // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: мат-лы Всерос. науч.-практ. конференции для студентов, магистрантов и преподавателей : в 2 т. / отв. за выпуск: А. В. Асессорова. Пермь, 2014.

17. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: курс лекций / под ред. А. И. Рарога. М.: Велби. Проспект, 2014.

18. Ханова З.Р. Социально-экономические меры профилактики антисоциального поведения несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. N 5. С. 11 - 13.

19. Шапоренко А.А. Профилактический учет как средство предупреждения правонарушений в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. N 3. С. 24 - 25.

20. Шуклина Е. А. Специально-криминологическое предупреждение преступности в сельской местности // Бизнес в законе. 2014. № 1.