Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.08.2017

Профилактика несовершеннолетней преступности

Черненко Екатерина Олеговна
Студентка Байкальского государственного университета, г. Иркутск, Российская Федерация
Аннотация: В статье изложена структура подростковой преступности, краткая характеристика преступности Иркутской области, анализируются меры профилактики, организация работы по профилактике преступности несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетние, подросток, преступления, профилактика преступности, преступность Иркутской области
Электронная версия
Скачать (633.8 Kb)

Преступность несовершеннолетних, включает в себя два термина, во-первых, это понятие преступности и, во-вторых, это понятие несовершеннолетнего преступника. В преступность несовершеннолетних входит вся совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет вне зависимости от вида преступления. Именно возраст преступника определяет отнесение преступления к этой категории, поэтому из общей массы выведены воинские, должностные и некоторые другие преступления, ответственность за которые наступает только с 18 лет.

Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних, анализ причин и условий их совершения, организация индивидуальной профилактической работы с подростками-правонарушителями, профилактика социально-негативных тенденций в детской среде являются основными в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Иркутской области.

Существующая система деятельности субъектов системы профилактики позволяет говорить о планомерной деятельности в указанной сфере и большом объеме общепрофилактических мероприятий.

Между тем, в рамках анализа данных, представленных правоохранительными органами и иными субъектами системы профилактики правонарушений, следует отметить ряд серьезных проблем, представляющих новые тенденции (угрозы), требующие формирования новых подходов к организации работы по профилактике преступности несовершеннолетних и принятия дополнительных мер по стабилизации ситуации в данной сфере.

К ним относятся рост криминальной субкультуры среди несовершеннолетних, числа лиц, употребляющих наркотические вещества, девочек, значительный удельный вес несовершеннолетних, совершающих преступления из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стабильно высокое число групповых и повторных преступлений, преступлений в сфере информационной безопасности.

В 2016 году несовершеннолетними и при их соучастии на территории региона совершено 1605 преступлений. Всего участниками преступлений стали 1667 человек. Снижение подростковой преступности составило 17,5% (2015 год – 1946 преступлений).

Структуру подростковой преступности составили два значительных блока противоправных деяний: 36,0 % - преступления против собственности (6 фактов); 36,0% - преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ.

В числе преступлений против собственности преобладают кражи сотовых телефонов (43,0%), хищение личных вещей и материально-технических ценностей предприятий (29,0%). Преступления, квалифицированные по ст. 228 УК РФ, во всех случаях касаются перевозки растительной массы дикорастущей конопли из мест ее произрастания для собственного изготовления и употребления.

4 преступления несовершеннолетних, или 30,8%, носят групповой характер (2015 год – 9, или 33,3%), при этом в состав 3 из 4 преступных групп входили взрослые лица.

2 противоправных деяния (15,4%) совершены подростками под воздействием наркотических веществ (2015 год – 9, или 33,3%), деяний в состоянии алкогольного опьянения совершено не было (2015 год – 1).

Все преступления совершены подростками в дневное время.

К категории тяжких отнесено 6 подростковых преступлений, или 46,2 % (2015 год – 4, 14,8 %).

Особо тяжких, а также преступлений против жизни и здоровья со стороны несовершеннолетних в 2016 году в зоне обслуживания Управления не зарегистрировано.

Подавляющее большинство несовершеннолетних лиц, привлеченных к уголовной ответственности, являются местными жителями (84,6 %). Все обучаются в общеобразовательных учреждениях области: в средних профессиональных училищах (61,5%); в средних общеобразовательных школах – (38,5%); воспитываются во внешне благополучных, не состоящих на учете семьях (92,3%). [1]

Анализируя подростковую преступность в регионе и рост ее отдельных индикаторов, следует отметить следующие факторы, также оказывающие влияние на криминальную ситуацию.

Социально-экономические причины (низкий уровень жизни, бытовое неблагополучие, пьянство, наркомания), как следствие, мотивация большинства совершенных преступлений корыстная или корыстно-насильственная.

Наличие на территории Иркутской области 26 пенитенциарных учреждений. В ежегодном режиме из исправительных учреждений ГУФСИН региона по отбытию наказания освобождается до 4 тыс. человек, до 70% которых "оседает" на территории Иркутской области.

На сегодняшний день в области проживает порядка 370 тыс. граждан, ранее совершивших преступления, или каждый седьмой житель региона.

Ассимиляция в жилом секторе лиц, отбывших наказание в учреждениях системы наказания, создание ими семей или пребывание в гражданском браке с женщинами, имеющими на воспитании несовершеннолетних детей, способствует проекции их образа жизни детьми.

Каждый шестой несовершеннолетний, состоящий на учете ПДН, проживает с ранее судимым отцом (матерью) либо отчимом (мачехой). В 40% случаев правонарушители имеют родственников и иных членов семей, привлекавшихся ранее к уголовной ответственности.

Особое внимание всех субъектов системы профилактики должно быть уделено категориям детей, состоящих на профилактическом учете, - осужденным, к различным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, вернувшихся из мест лишения свободы, а также из закрытых спецучреждений. Проведение индивидуальной профилактической работы с указанными категориями в целях предупреждения повторных правонарушений и преступлений, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, - одни из основных задач комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, а по лицам, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы и уголовно-исполнительной инспекции. Только реализация совместных планов по ресоциализации подростков указанной категории во взаимодействии с другими субъектами может свидетельствовать об эффективности и достаточности общих усилий по организации с ними профилактической работы.

Таким образом, профилактика несовершеннолетней преступности будет эффективна, если сосредоточить усилия на решении вопросов охраны прав детей и их законных интересов по следующим направлениям:

  • содействие в повышении эффективности межведомственного взаимодействия и сотрудничества с институтами гражданского общества и в первую очередь – с семьей, общественными организациями и СМИ;
  • развитие системы доступности различных услуг для детей и семей, проживающих в отдаленных территориях региона;
  • повышение эффективности и оперативности межведомственного взаимодействия в работе всех органов и организаций, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при координирующей и организующей роли муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • развитие социального партнерства в решении вопросов помощи детям-инвалидам, создание региональной системы пожизненного сопровождения людей с инвалидностью;
  • разработка новых механизмов оказания различных видов социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, путем предоставления срочных социальных услуг в ситуациях, требующих оперативного реагирования, с использованием инструментов, определенных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан» и региональным законодательством;
  • жесткий контроль за соблюдением государственных гарантий обеспечения прав ребенка на жизнь и охрану здоровья;
  • разработка и внедрение технологий, включающих механизмы раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка;
  • разработка и принятие более решительных действенных мер по обеспечению информационной безопасности детей;
  • обеспечение соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. развитие постинтернатного сопровождения выпускников детских учреждений.

На взгляд автора, перечисленные выше меры профилактики способны повлиять на снижение уровня преступности, но только в том случае, если будут организованы последовательно, качественно и надлежащим образом.

Список литературы:

1. Семенова С.Н. доклад Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по вопросам соблюдения прав ребенка в Иркутской области в 2016 году: Доклад. Иркутск: Изд-во «Весь Иркутск». – 2017. – С. 245.