Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
19.01.2018

Влияние родительского отношения на уровень экзаменационного стресса у старшеклассников

Закирова Фируза Фанисовна
магистрант 3 курс, факультет «Семейной психологий» Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы. г. Уфа, Россия
Аннотация: В данной статье отражены результаты исследования влияния родительского отношения на уровень экзаменационного стресса у старшекласников. Выявлены различные уровни тревоги у старшеклассников.
Ключевые слова: экзаменационный стресс, старшеклассники, взаимоотношения родителей и детей
Электронная версия
Скачать (669.7 Kb)

Исследование влияния родительского отношения на уровень экзаменационного стресса у старшеклассников, является актуальной проблемой для общества. Нередко на психологическое состояние старшеклассников влияет не только предэкзаменационный стресс, а также и отношения родителей. Чаще всего поддержка родителей играет огромную роль при сдаче итоговых экзаменов учащихся [1]. Несомненно, не стоит и забывать, о там как социум влияет на старшеклассника. Огромное влияние оказывает на его стресс и отношения ученика с одноклассниками. Также постоянная подготовка к итоговым экзаменам и отношения учителей влияет на эмоциональное здоровье ученика[2].

Мы предполагаем, что между родительским отношением и экзаменационным стрессом у старшеклассников существует взаимосвязь. Для выявления взаимосвязи, мы выбираем следующие выборки.

В работе будут использованы следующие переменные:

1. Эмоциональная дистанция/близость родителей (Е);

2. Личностная тревожность старшеклассника (М);

3. Уровень тревоги старшеклассника (Р);

4. Отсутствие сотрудничества/сотрудничество родителей (G);

В связи с тем, что все шкалы представлены в количественной шкале, для решения поставленной задачи необходимо проведение регрессионного анализа. Уравнение регрессии покажет степень влияния независимых переменных на зависимые.

Перед проведением анализа проводим проверку на нормальность распределения данных, что является необходимым условием проведения регрессионного анализа. Для этого применяем критерий Колмогорова-Смирнова.

В результате применения критерия видно, что данные распределены нормально, уровень значимости превышает требуемый для критерия уровень р=0,05, для всех исследуемых переменных. 

Таблица 1 – Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова

Значения/параметры

Эмоциональная дистанция/близость родителя

Личностная тревожность старшеклассник

Среднее значение

6,61

33,91

Критерий Колмогорова-Смирнова

,626*

,068*

* уровень значимости превышает требуемый для критерия уровень р=0,05 

Данные полученные по шкале - эмоциональная дистанция /близость родителей и личностная тревожность обучающихся.

Таблица 2 – Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова

Значения/параметры

Отсутствие сотрудничества/сотрудничество родителя

Уровень тревоги старшеклассника

Среднее значение

6,61

33,91

Критерий Колмогорова-Смирнова

,173*

,626*

* уровень значимости превышает требуемый для критерия уровень р=0,05

Полученные данные по шкале отсутствие сотрудничества/сотрудничество родителей и уровня тревоги детей.

В ходе применения критерия Колмогорова-Смирнова, мы видим, что данные распределены нормально, а значит можем приступать к построению уравнения регрессии.

При построении множественной регрессии, в которой выявляем как обе независимые переменные эмоциональная дистанция /близость родителей (Е) и отсутствие сотрудничества/сотрудничество родителя (G) влияют одновременно на зависимую (вначале на переменную, личностная тревожность (М), потом на уровень тревоги старшеклассника (Р). По результатам построения множественной регрессии, выявили, что статистических значимых взаимосвязей не обнаружено. Поэтому, переходим к построению линейных уравнений регрессии.

При построение линейных уравнений регрессии, выявлено, что между переменной эмоциональная дистанция /близость родителей (Е) и переменной уровень тревоги старшеклассника (Р), значимых взаимосвязей не обнаружено.

Влияние переменной отсутствие сотрудничества/сотрудничество родителя (G) на уровень тревоги старшеклассника (Р), установлена статистически достоверная взаимосвязь. 

Таблица 3 – Сводка для модели «b»

Модель

R

R-квадрат

Скорректированный R-квадрат

Стд. ошибка оценки

1

,272a

,074*

,059

2,997

a. Предикторы: (конст) Отсутствие сотрудничества/сотрудничество

b. Зависимая переменная: Уровень тревоги.

*зависимость находится на уровне 7,4 %.

Установлено, что уровень тревоги достоверно зависит от уровня сотрудничества. В результате расчета линейной регрессии видно, что зависимость находится на уровне 7,4 %.

Также мы видим, что результаты дисперсионного анализа статистически достоверны (р=0,03) и подтверждают полученный вывод.

Таблица 4 – Дисперсионный анализ«а»

Модель

Сумма квадратов

ст.св.

Средний квадрат

F

Знч.

1

Регрессия

44,424

1

44,424

4,946

,030b*

Остаток

556,811

62

8,981

Всего

601,234

63

a. Зависимая переменная: Уровень тревоги

b. Предикторы: (конст) Отсутствие сотрудничества/сотрудничество

* статистически достоверны (р=0,03)


Также обратим внимание на коэффиент бета.

Таблица 5– Коэффициенты «a»

Модель

Нестандартизованные коэффициенты

Стандартизованные коэффициенты

t

Знч.

B

Стд. Ошибка

Бета

1

(Константа)

5,259

,713

7,371

,000

Отсутствие сотрудничества/сотрудничество

,164

,074

,272

2,224

,030

a. Зависимая переменная: Уровень тревоги

Коэффициент бета также достоверен и говорит о положительном характере взаимосвязи. Наглядно можно увидеть полученный результат на графике: 

Рисунок 1 – Взаимозависимость уровней тревоги и наличия/отсутствия сотрудничества

Рисунок 1 – Взаимозависимость уровней тревоги и наличия/отсутствия сотрудничества

В ходе исследования мы выявили, что значение линейной регрессии говорит о том, что уровень тревоги возрастает при возрастании значения переменной сотрудничество.

Значение квадратичной регрессии показывает наличие криволинейной зависимости, которая говорит о том, что уровень тревоги возрастает до уровня в 12-13 пунктов переменной сотрудничество, после чего начинает снижаться.

Зависимость тревоги от уровня сотрудничества носит криволинейный характер, при средних значениях сотрудничества уровень тревоги наиболее высок.

Наименьший уровень тревоги учащихся достигается при низких и высоких значениях сотрудничества с родителями, что может объясняться с одной стороны привычкой учащихся рассчитывать на свои силы во время экзаменов, с другой стороны на привычку доверять родителям при решении важных вопросов. Этот факт говорит о двух психологически полярных стратегиях преодоления трудностей учениками. При этом те ученики, которые рассчитывают исключительно на свои силы во время экзаменов имеют наименьший уровень тревоги. В связи, с чем необходимо направить усилия на достижение самостоятельности тех учащихся, стратегия которых основана на надежду помощи окружающих с целью выработки привычки самостоятельно справляться с трудностями.

Именно в такие моменты необходима родительская поддержка, так как родитель является единственным человеком, к которому можно обратиться за помощью. Нередко бывает, что родители сами переживают данный стрессе и тут ребенку уже не кому обратиться за помощью. Также можно сказать, что в психологии есть такой тип влияние, как «психологическое заражение», когда эмоциональное состояние родителя может передаваться ребенку, без осознания самого процесса.

Мы выяснили, что именно родительское отношение, а именно, родитель, адекватно оценивающий ситуацию может помочь ребенку в экзаменационный период.

Список литературы:

1. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1980. № 2. С. 52–60.

2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. Москва: ПЕР СЭ, 2006 528 с.