Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
25.01.2018

Информационная безопасность в системе государственного и муниципального управления

Козенюк Владислав Владимирович
студент 4 курса кафедры государственное и муниципальное управление Ростовский государственный университет путей сообщения г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Хубулури Екатерина Ильинична
профессор, доктор политических наук кафедры государственное и муниципальное управление Ростовский государственный университет путей сообщения г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматривается проблема информационной безопасности в системе государственного и муниципального управления, позитивные и негативные факторы внедрения информационных технологий, принципы обеспечения информационной безопасности, причины неэффективной деятельности местных органов власти в системе информационной безопасности.
Ключевые слова: информационная безопасность, информационные технологии, система управления информационной безопасностью
Электронная версия
Скачать (634.5 Kb)

На сегодняшний день развитие информационных технологий охватывает множество сфер жизнедеятельности каждого человека. Не исключением стало применение инновационных технологий в органах государственной власти и органах власти субъектов РФ. Спрос на использование информационных технологий в государственном управлении, бизнесе и многих других сферах возрастает с каждым днем и говорит, как о положительных факторах, так и отрицательных.

Рассматривая позитивные факторы применения информационных технологий в деятельности органов государственной власти стоит отметить:

– повышение качества предоставления государственных услуг гражданам РФ;

– повышение эффективности за счет сокращения временных затрат на получение запросов, оповещение граждан и другое;

– обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти;

– создание электронного документооборота;

– и т.д.

Вслед за внедрением информационных технологий в систему государственного управления произошел рост качества предоставления государственных услуг населению страны, повысилась эффективность аппарата в целом и т.п.

Помимо позитивных факторов в любой сфере деятельности имеются и негативные факторы, которые носят необратимый характер, если их не устранить по мере возникновения. Основным негативным фактором является угроза информационной безопасности федеральных, региональных и местных органов власти.

Обеспечение информационной безопасности государственного управления в современной России играет значимую роль в построении как внешней, так и внутренней политики государства [1, с. 128-133].

Федеральные органы власти за последние годы сформировали эффективную систему управления информационной безопасности в государстве.

Под системой управления информационной безопасности понимается совокупность осуществляемых в государственном учреждении мероприятий, направленных на достижение соответствующих уровней конфиденциальности, целостности и доступности информации [2, с. 48].

В качестве организационной основы системы обеспечения информационной безопасности фундаментальную роль играют принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности. Можно выделить следующие принципы:

– принцип открытости в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ;

– принцип правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;

– принцип приоритетного развития отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ.

В настоящий момент функционирует целая система государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения информационной безопасности. Данная система состоит из служб, министерств, комитетов и т.д. Но следует выделить две самые значимые из всей системы:

– Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России);

– Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В отличие от федеральных органов власти риск информационной безопасности для местного самоуправления заключается в слабом информационном обеспечении органов власти субъекта РФ.

Местные органы власти подвергаются большей опасности в отличие от государственных органов власти. А ведь информация подверженная опасности носит важнейший характер. В их число входит: ипотечные документы, документы о совершенных ранее преступлениях, рождениях, смертях, медицинских страховках, также доступ к информации о военнослужащих и прочей конфиденциальной информации.

Рассмотрим основные причины, отрицательно влияющие на создание эффективной системы информационной безопасности в местных органах власти:

– персонал является одной из важнейших причин неэффективной системы информационной безопасности. Знания и навыки в области обеспечения защиты информации не стоят на одном месте, более того они развиваются быстрыми темпами. Исходя из этого требуется серьезная подготовка кадров, периодические курсы повышения квалификации в данной сфере и постоянное совершенствование требуемых навыков. Также государственным служащим необходимо руководствоваться базовыми принципами, которые в частности забывают применять, что влечет за собой необратимые последствия.

– местные органы власти пренебрегают нормативно закрепленными требованиями.

– общая информационная среда, по средствам которой можно проникнуть в любой отдел органа и воспользоваться необходимой информацией.

– отсутствие тесного взаимодействия с другими органами в целях обеспечения единой инфраструктуры информационной безопасности в муниципальном образовании.

– недобросовестное отношение сотрудников, что приводит к снижению качества и безопасности.

– отсутствие бюджета для создания эффективной, работоспособной программной платформы.

– назначение на должность не квалифицированного служащего в сфере обеспечения информационной безопасности.

В итоге вышесказанного следует отметить, что состояние системы информационной безопасности на федеральном уровне соответствует стандартам и развивается достаточно быстрыми темпами, что говорит о ее эффективной инфраструктуре.

Инфраструктура местных органов власти не полностью отвечает закрепленным нормам. Игнорировать данную проблему категорически нельзя, так как она повлечет за собой цепочку необратимых последствий. Однако, совершенствования системы управления информационной безопасностью на местном уровне возможно добиться в кратчайшие сроки за счет взаимодействия местных органов власти.

Проблема информационной безопасности в системе государственного и муниципального управления останется открытой ещё на долгие годы, если не навсегда. В эпоху информационного общества необходимо адаптироваться ко всем инновациям в сфере информационных технологий. И походу создания новейших технологий разрабатывать средства защиты от организаций, представляющих угрозу информационной безопасности.

Выделим наиболее подходящие методы обеспечения информационной безопасности в системе государственного и муниципального управления:

– создание отечественного программного обеспечения и технического оборудования способного составить конкуренцию передовым странам в области информационных технологий и информационной безопасности;

– подготовка квалифицированных кадров и создания программ повышения квалификации и переподготовки государственных служащих в области информационной безопасности;

– привлечение частных инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие информационной безопасности органов государственной власти;

– ведение постоянного мониторинга рынка информационных технологий с целью обнаружения возможных и потенциальных угроз информационной безопасности и их ликвидации в краткосрочной перспективе.

Список литературы:

1. Голобородько А.Ю. Государственная культурная политика в системе обеспечения национальной безопасности современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2012. - № 3. – С. 128-133.

2. Костин Г.А., Серова А.Г. Системный подход в системе управления информационной безопасностью государственного учреждения // Экономика и управление. №3 (113). 2015. – С. 48.