Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
15.01.2018

Исследование имиджа предприятия нефтепродуктообеспечения

Чирков Андрей Николаевич
студент 2 курса (магистратура) факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассмотрены теоретические и методологические аспекты исследования имиджа предприятия нефтепродуктообеспечения. Методология исследования включает выбор конкретного метода исследования, обоснование объема выборки, разработку формы для сбора данных и анализ результатов исследования.
Ключевые слова: исследование, имидж, предприятие, выборка
Электронная версия
Скачать (780.2 Kb)

Маркетинговые исследования являются средством поддержания постоянного контакта с клиентами, помогающим понять поведения потребителей при выборе и совершении покупки. При проведении исследования поведения покупателей необходимо акцентировать внимание на изучение наиболее важных факторов, влияющих на выбор потребителя.

Исходя из целей и возможностей исследования имиджа предприятий нефтепродуктов, был выбран эмпирический метод исследования, в частности, метод опроса (анкетирования) [1].

В нашем исследовании в качестве метода сбора данных был использован метод анкетирования, суть которого заключается в самостоятельном письменном заполнении респондентами предлагаемых исследователем анкет.

Метод самостоятельного письменного анкетирования наиболее эффективен, так как дает честную субъективную оценку респондента относительно объекта исследования – сети АЗС, его имидже и качестве предоставляемых им товаров и услуг. Этот элемент честности является особенно важным в сфере услуг, где восприятие потребителями обслуживания не может быть измерено отдельно от образа организации, предоставляющей услугу, и ее персонала.

Подготовка к сбору данных. Данный этап включает определение порядка формирования обследуемой совокупности респондентов и расчет численности выборки. Единицей выборки в нашем исследовании являются собственники транспортных средств, в возрасте от 18 лет. Опрос проводился исключительно на территории города Кирова. Данные параметры определяют контур нашей выборки.

Определяя объем выборки – участвующих в исследовании, использовался подход расчета выборки на основе статистического анализа, исходя из требования надежности и достоверности полученных результатов. Согласно этому способу объем выборки рассчитывается по формуле:

 1.PNG

где

z - нормированное отклонение, определяемое исходя из уровня доверительной вероятности полученного результата.

В нашем случае уровень доверительной вероятности равен 90%, при этом нормированное отклонение составляет 1,65

p – вариация для выборки, составляющая в данном случае 50%

q – 100-р, равное 50%

e – допустимая ошибка, взятая в наших расчетах на уровне 10%

Процедура составления выборки – типовая, то есть для анкетирования подходили люди с определенными характеристиками, в нашем случае: собственники транспортных средств и в возрасте от 18 лет (таблица 1).

Деление по половому признаку респондентов не составило большой разницы и составило 52 мужчины и 48 женщин. Основной диапазон респондентов находится в возрасте от 26 до 35 лет – 36% и от 36 до 45 лет – 35% соответственно. Большинство респондентов (50%) имеют стаж вождения свыше 10 лет [2]. 

Таблица 1 – Половозрастная структура и структура выборки по стажу вождения

3.PNG

Разработка анкеты. В состав анкеты включены вопросы, отражающие как качественные, так и количественные данные о сети. Качественное исследование позволяет понять суть обстановки, сложившейся вокруг проблемы, тогда как цель количественного исследования — получить результаты в количественной форме с использованием ряда методов статистического анализа.

Разработанная анкета состоит из 3 частей:

1. вводной части, которая знакомит респондента с целью исследования;

2. основная часть, содержащая вопросы по теме исследования;

3. реквизитная часть, отражающая характеристику респондента.

В состав анкеты вошли 6 закрытых вопросов, предлагающие конкретные варианты ответа, и 2 вопроса с применением интервальной шкалы, введенные с целью получения определения разницы между объектами, которые сравниваются.

Сбор данных (проведение полевых работ) осуществлялся косвенным методом, путем самостоятельного заполнения анкет.

Кодирование и анализ данных. Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них, дает возможность табулирования и проведения статистического анализа с использованием методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ.

Для определения основных составляющих факторов, влияющих на формирование корпоративного имиджа, проводится опрос экспертной группы, которые оценивают по 7-бальной шкале Лайкерта утверждения, касающиеся важности каждого имиджеобразующего фактора. Респонденты были разделены на три экспертные группы, в каждой из которых было опрошено по 10 человек:

1 группа персонал заправочных станций;

2 группа – работники администрации ХК «Движение»

3 группа работники обслуживающих фирм холдинга (транспортная компания, нефтебазы, полиграфия и т.п.).

Результаты экспертного опроса, по каждому имиджеобразующему фактору, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Балльная оценка основных факторов внутреннего имиджа [2]

Рисунок 1 - Балльная оценка основных факторов внутреннего имиджа [2]

Таким образом, наиболее значимым фактором внутреннего имиджа организации является мотивация персонала. На втором месте комфортный социально-психологический климат и технологическое качество.

Следовательно, предприятиям, работающим в данной сфере, необходимо акцентировать свое внимание именно на этих факторах.

Список литературы:

1. Топорова О.В., Катаева Н.Н. Характеристика регионального рынка нефтеобеспечения // Nauka-Rastudent.ru. 2016. № 2. С. 35.

2. Топорова О.В., Катаева Н.Н., Сысолятин А.В. Исследование и формирование имиджа организации на рынке нефтепродуктов г. Кирова: Монография. - Киров: Вятская ГСХА, 2016. - 105 с.