Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
19.01.2018

Внешний имидж региональной компании нефтепродуктообеспечения

Чирков Андрей Николаевич
студент 2 курса (магистратура) факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Российская Федерация
Аннотация: В статье представлены результаты исследования внешнего имиджа региональной компании нефтепродуктообеспечения. Выявлены и проанализированы основные факторы, влияющие на имидж компании с позиции основных потребителей продукции компании.
Ключевые слова: исследование, имидж, компания
Электронная версия
Скачать (819.8 Kb)

Маркетинговые исследования являются средством поддержания постоянного контакта с клиентами и сотрудниками компании. Нами более детально был проанализирован «внешний имидж» региональной компании нефтепродуктообеспечения, то есть имидж компании с точки зрения её клиентов. При проведении исследования восприятия имиджа компании потребителями выявим и проанализируем основные факторы, влияющие на внешний имидж компании.

Имидж предприятия в первую очередь зависит от потребителя. Оценка важности показателей имиджа с точки зрения потребителя представлена в таблице 1 [2].

Таблица 1 - Оценка важности потребителями имиджеобразующих факторов

п/п

Факторы

Средние оценки по важности (потребитель)

1

Техническая оснащенность

9,06

2

Вежливое обслуживание

8,79

3

Внешний вид АЗС

7,00

4

Интерьер АЗС

6,45

5

Доступность (удобное расположение)

9,36

6

Низкая цена

8,59

7

Наличие сопутствующих товаров и услуг

5,81

8

Развитость филиальной сети

6,49

9

Скорость обслуживания

9,09

10

Качество топлива

9,67

11

Работа 24 часа в сутки

8,55

12

Наличие бонусов и скидок

6,83

13

Чистая незапятнанная репутация

7,50

14

Деятельность компании в охране окружающей среды

5,42

15

Узнаваемость бренда/логотипа

5,69

16

Рекомендации друзей

6,12

17

Репутация продукта

8,70

18

Репутация руководства

5,51

19

Доступность информации о компании

6,52

20

Наличие солидной клиентуры

4,00

21

Социальный имидж (благотворительность, участие в общественной жизни общества

4,43

Наиболее важными показателями с точки зрения потребителей является качество топлива, предоставляемого на АЗС (9,67). Следующим фактором важности является доступность АЗС (9,36). Далее следуют скорость обслуживания (9,09), техническая оснащенность (9,06), вежливое обслуживание (8,79), репутация продукта (8,7).

Далее необходимо выявить важность показателей с точки зрения потребителей по группам компаний [1]. 

Таблица 2 - Сравнительная оценка потребителями имиджа предприятий нефтеобеспечения на рынке Кировской области [2]

Факторы

Важность

Движение

Лукойл

БашНефть

Средние оценки

С учетом важности

Средние оценки

С учетом важности

Средние оценки

С учетом важности

Техническая оснащенность АЗС

9,06

7,75

70,22

9,27

83,99

6,96

63,06

Вежливое обслуживание

8,79

8,92

78,41

9,26

81,40

7,79

68,47

Внешний вид АЗС

7,00

7,75

54,25

8,69

60,83

6,24

43,68

Интерьер АЗС

6,45

7,81

50,37

8,59

55,41

6,79

43,80

Доступность

9,36

8,75

81,90

8,90

83,30

5,55

51,95

Низкая цена

8,59

4,38

37,62

3,82

32,81

5,38

46,21

Наличие сопутствующих товаров и услуг

5,81

8,28

48,11

8,75

50,84

4,77

27,71

Развитость филиальной сети

6,49

7,83

50,82

8,53

55,36

5,68

36,86

Скорость обслуживания

9,09

8,54

77,63

7,78

70,72

7,21

65,54

Качество топлива

9,67

7,52

72,72

8,67

83,84

7,29

70,49

Работа 24 часа в сутки без перерывов

8,55

9,05

77,38

9,15

78,23

8,50

72,68

Наличие бонусов и скидок

6,83

7,35

50,20

7,99

54,57

7,00

47,81

Чистая, незапятнанная репутация

7,50

7,05

52,88

8,37

62,78

6,71

50,33

Деятельность компании по охране окружающей среды (экологии)

5,42

7,57

41,03

7,56

40,98

7,00

37,94

Узнаваемость бренда / логотипа

5,69

9,38

53,37

9,68

55,08

7,96

45,29

Рекомендации друзей

6,12

6,94

42,47

8,91

54,53

6,21

38,01

Репутация продукта

8,70

6,70

58,29

8,33

72,47

6,13

53,33

Репутация руководства

5,51

8,15

44,91

8,10

44,63

9,00

49,59

Доступность информации

6,52

8,31

54,18

8,04

52,42

6,04

39,38

Наличие устойчивой, солидной клиентуры

4,00

7,25

29,00

8,73

34,92

6,54

26,16

Социальный имидж

4,43

8,45

37,43

7,17

31,76

5,00

22,15

Средняя оценка

-

-

55,39

-

59,09

-

47,64

Наиболее важными показателями для потребителей являются: качество топлива, техническая оснащенность АЗС, круглосуточная работа и вежливое общение с потребителями.

Ответы на второй вопрос анкеты позволяют определить узнаваемость бренда, на каком месте находится тот или иной бренд АЗС в сознании людей. По результатам исследования первое место занял бренд компании «Лукойл» (76%); на втором месте по узнаваемости бренда ХК «Движение» (24%). Третье и четвертое места разделили Башнефть, Маяк и Регионнефть.

На пятый вопрос анкеты: «Оцените степень важности для предложенных характеристик» респондентам предлагалась оценить каждый фактор по шкале от 1 до 10. Где 1 совсем не важный фактор при выборе АЗС и соответственно 10 очень важный фактор.

Наиболее важными факторами при выборе АЗС являются:

- качество топлива,

- низкая цена

- доступность (удобное расположение).

Базовый анализ позволяет оценить вариацию ответов на задаваемые респондентам вопросы, а также определить направление и послужить основой для выполнения последующего анализа и интерпретации данных.

Следующим важным этапом исследования является обработка данных методом факторного анализа.

В ходе анализа выявлена зависимость восприятия имиджа респондентами в зависимости от гендерных различий и факторов формирования имиджа.

Далее следует рассмотреть факторы, влияющие на социальный имидж предприятия. 

Таблица 3 - Результаты факторного анализа оценки социального имиджа [2]

Таблица 3 - Результаты факторного анализа оценки социального имиджа [2]

Наиболее значимыми факторами формирования социального имиджа для респондентов являются:

- спонсорство,

- участие в решении экологических проблем,

- поддержка общественных движений,

- участие в благоустройстве города.

Таблица 4 - Результаты корреляционного анализа оценки имиджа [2]

Наблюдения

Спонсорство

Участие в решении экологических проблем

Поддержка общественных движений

Участие в благоустройстве города

1

0,407

0,354

-0,665

0,030

2

0,143

0,476

-0,217

-0,700

3

-0,466

-0,568

0,232

-0,416

Дисперсия

2,8299

2,4682

1,6953

1,0407

Вариация

0,283

0,247

0,170

0,104

Корреляционный анализ выявил значимость фактора спонсорства и участия компании в решении экологических проблем.

Таким образом, в ходе исследования выявлены факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование внешнего имиджа региональной компании нефтепродуктообеспечения.

Список литературы:

1. Топорова О.В., Катаева Н.Н. Характеристика регионального рынка нефтеобеспечения // Nauka-Rastudent.ru. 2016. № 2. С. 35.

2. Топорова О.В., Катаева Н.Н., Сысолятин А.В. Исследование и формирование имиджа организации на рынке нефтепродуктов г. Кирова: Монография. - Киров: Вятская ГСХА, 2016. - 105 с.