Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
05.06.2014

Институциональные основы формирования устойчивости национальной образовательной сферы

Ананьева Ольга Михайловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики образования физико-математического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Морозова Татьяна Владимировна
студентка 4 курса физико-математического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» г. Саранск, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования устойчивости национальной образовательной сферы и возможности их решения.
Ключевые слова: устойчивость образовательной сферы, образовательная система, институциональные основы
Электронная версия
Скачать (370.3 Kb)

В условиях формирования рыночных отношений и динамичного развития процессов глобализации особую значимость приобретает проблема устойчивого развития и функционирования социально-экономических систем как фактор адаптации к постоянным изменениям рыночной среды.

Автором одной из первых теорий устойчивости являлся Исаак Ньютон. До открытия им закона всемирного тяготения вопрос об устойчивости системы мира решался a priori. «Сначала делалось предположение о фундаментальном свойстве мира – устойчивость, хаотичность и т.п. – затем создавалась система. Ньютон первым построил динамическую модель Солнечной системы и сразу же столкнулся с вопросом о ее устойчивости. Он вышел из этого затруднения с помощью великого часовщика, который время от времени должен возвращать планеты на их орбиту.

В дальнейшем понятие устойчивости развивалось параллельно с исследованиями движения планет. Лагранж считал движение устойчивым, если оно происходит в замкнутой области пространства» [2].

Наиболее точное понятие устойчивости сформулировал в 1892 г. русский математик А. М. Ляпунов. «Исследуемое движение считается устойчивым, если все возможные движения, мало отличающиеся от него в начальный момент, в последующем будут мало отклоняться от него на всем интересующем интервале времени. Если же найдется хотя бы одно (!) движение, в начальный момент мало отличающееся от исследуемого, которое постепенно, пусть и через большой промежуток времени, заметно отклонится от него, то исследуемое движение — неустойчиво» [3, с. 361].

ХХ век стал новой вехой в развитии человечества и понимании проблем устойчивости. Ускоренная индустриализация, бурное развитие техники, технологии, расширение производственных возможностей человека, усиленный экономический рост во второй половине ХХ века увеличили количество потребляемых человечеством ресурсов, что привело к необратимым экологическим последствиям. Это привело к пониманию того, что социально-экономические проблемы неразрывно связаны с необходимостью сохранения окружающей среды.

В 70-х гг. XX века появилась концепция устойчивого развития, связавшая экологизацию научных знаний и социально-экономическое развитие. В последующие годы различные учреждения ООН выдвинули ряд новых концепций и программ глобального развития.

Необходимо отметить, что в современных условиях понятие устойчивости является достаточно многогранным и применимо в различных отраслях знаний, при этом не имея единого толкования в работах различных исследователей.

Наиболее общее понятие устойчивости представляет собой способность системы сохранять текущее состояние при наличии внешних воздействий, а устойчивое развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений [1].

Исследование проблемы устойчивости является системным и должно учитывать все ее аспекты: экономический, социальный, экологический, научно-технический и т.д. Помимо этого необходимо понимать, что понятие устойчивости неразрывно связано с термином «развитие», поскольку в отсутствие развития, способного подстроить систему под изменяющиеся условия функционирования, ее существование может оказаться под угрозой.

В современных условиях устойчивость, применительно к образовательной сфере, имеет свойства, связанные с особыми условиями формирования и реализации образовательных ресурсов, качество и разнообразие которых является основным фактором эффективного функционирования всей образовательной системы в рамках непрерывного взаимодействия ее элементов и функционирования образовательного рынка с целью приведения ее в состояние устойчивого функционирования.

При этом важно отметить, что в контексте рассматриваемой проблемы важно определить, что образовательная система включает в себя следующие элементы:

– образовательную сфера как совокупность социальных институтов, обеспечивающих эффективный образовательный процесс;

– рынок образовательных услуг (образовательный рынок), в рамках которого осуществляется социально-экономическое перераспределение образовательных ресурсов,

– вспомогательные институты, оказывающие поддержку (консультационную, инвестиционную, техническую, технологическую и т.п.) элементов системы образования.

Образовательная сфера как совокупность социальных институтов, обеспечивающих эффективный образовательный процесс, является одним из важнейших элементов системы образования в связи с тем, что в рамках ее функционирования осуществляется непрерывный процесс получения знаний, необходимых членам социума для понимания происходящих в нем процессов и возможности нахождения оптимальных путей решения возникающих проблем в интересах всех членов общества как на ближайшую, так и на длительную перспективу.

В связи с этим исследование процессов устойчивого функционирования и развития образовательной сферы представляется особенно важным, так как предполагает изучение условий, взаимодействие которых позволило бы удовлетворить образовательные потребности современного социума с целью эффективного управления интеллектуальным капиталом в интересах сохранения и приумножения человеческих возможностей.

Говоря об устойчивости сферы образования, необходимо отметить тот факт, что ее характеристика в литературе рассматривается весьма поверхностно и не дано точного определения понятия «устойчивость сферы образования».

При этом решение данной проблемы связано, прежде всего, с выделением факторов внешнего и внутреннего воздействия (табл. 1). 

Таблица 1 – Внешние и внутренние факторы, влияющие на устойчивость образовательной сферы

Внешние факторы

Внутренние факторы

Макроэкономические:

– уровень государственного регулирования образовательных процессов;

– нормативно-правовое обеспечение;

– уровень конкуренции на рынке образовательных услуг.

Микроэкономические:

– эффективность управления образовательным учреждением;

– уровень профессиональной подготовки кадров;

– уровень технического оснащения субъектов образовательной сферы;

– обеспеченность финансовыми ресурсами.


Детализация факторов внешнего и внутреннего воздействия на систему продовольственного обеспечения определила выделение условий устойчивого функционирования данной системы, которые формируют организационные, правовые и экономические основы функционирования всей системы и ее элементов. (табл. 2).

Таблица 2 – Условия устойчивого функционирования образовательной сферы

Внешние

Внутренние

– институциональные (правовые, политические);

– экономические;

– структурные;

– инновационные

– технологические;

– организационные;

– кадровые;

– финансовые;

– социальные

Таким образом, применительно к исследуемой проблеме, устойчивость образовательной сферы – это способность адаптироваться к постоянно изменяющимся факторам внешней и внутренней среды посредством имеющегося интеллектуального потенциала с целью его дальнейшего воспроизводства.

На основании этого можно выделить следующие признаки устойчивости образовательной сферы:

а) конкурентное поведение (в условиях глобализации знаний);

б) адаптационный характер;

в) инновационный тип развития;

г) эффективность;

д) воспроизводимость потенциала системы

Оценка условий формирования устойчивого поведения субъектов образовательной сферы в образовательной системе страны свидетельствует о том, что важнейшими представляются все обеспечивающие их факторы, как внешние, так и внутренние.

Но наиболее значимыми представляются внешние, так как они создают организационно-правовые и хозяйственно-экономические условия устойчивого поведения субъектов образовательной системы с учетом приоритетности в государственном управлении страны и определяются институциональными (политический, правовой аспекты), интеллектуальными (креативность, инновационность) дифференциацией по ресурсному обеспечению (техническому, технологическому, кадровому и т.д.), экономическими (образовательная политика государства, политика выделения грантов и субсидий и т.д.).

Таким образом, внешние факторы формирования условий устойчивости образовательной системы в целом и ее субъектов основаны на институциональной и экономической стабилизации процессов эффективного использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов и представляют собой совокупность мероприятий регулирования образовательной системы страны с учетом государственных и рыночных потребностей, приоритетов, форм и методов стимулирования производства образовательных ресурсов.

Важность и необходимость учета институционального фактора в создании условий устойчивого поведения образовательной системы заключается в том, что он связан с созданием правовых условий, обеспечивающих на основе политических, юридических норм и правил формирование и функционирование системы в целом. Недостаточный учет данного фактора на первоначальном этапе формирования рыночной образовательной системы (90-е гг XX столетия) привел к деградации сложившегося образовательного и интеллектуального потенциала. Именно поэтому в последующие годы образовательная система страны снижала показатели эффективности деятельности, так как недостаточно четко обозначенные на федеральном уровне стратегические цели, целевые установки и задачи привели к несовершенным методам управления образовательной системой, недоучету ее особенностей и перспектив развития.

При этом необходимо отметить, что это негативно отразилось на системе государственного регулирования, которая должна была быть сформирована на рыночных принципах взамен существовавшей административно-плановой. На практике это означало, что государство как управляющая система, ответственная за формирование интеллектуального потенциала страны, не реализовало функцию управления, что привело к деструктивным процессам в технологической, хозяйственно-экономической, структурно-хозяйственной, социальной сферах.

Методологическим подходом, определяющим успешное решение проблем устойчивости национальной образовательной сферы, является обеспечение системного институционального, методического и организационного государственного влияния на состояние хозяйственной структуры и функционирование образовательного рынка путем создания государственного регулирования процессов:

– эффективности субъектов образовательной сферы;

– сбалансированности хозяйственной структуры;

– развития социального партнерства и повышения качества жизни;

– системного использования интеллектуального потенциала;

– производства образовательных ресурсов и товаров;

– организационного воздействия и методических подходов его осуществления;

– регулирования научного обеспечения и инновационного совершенствования.

На основании этого можно предположить, что реализация данного подхода возможна в условиях формирования механизма образовательной политики, в основе которой должен быть положен приоритет устойчивого функционирования национальной образовательной системы, а система мероприятий по его поддержанию должна охватывать сферы внутреннего функционирования и развития; политику и стратегию внешнеполитического благоприятствования; ресурсного обеспечения и стимулирования роста эффективности; социально-экономические отношения; инновационно-структурное совершенствование и активизация внедрения достижений научно-технического прогресса.

Список литературы:

1. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia/org/wiki/устойчивое развитие.

2. Кузнецов, Э. Д. Современные представления о строении Солнечной системы / Э. Д. Кузнецов. – Режим доступа: http//www.eunnet.net/metod_materials/wm3/dynamics.htm

3. Ляпунов, А. М. Общая задача об устойчивости движения / А. М. Ляпунов. – Л. : ГИТТЛ, 1950. – 472 с.