Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
10.06.2014

Рынок дополнительных образовательных услуг (на примере педагогических вузов)

Куликов Денис Юрьевич
физико-математический факультет, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются виды оказания дополнительных образовательных услуг педагогическими вузами, способы организации дополнительных образовательных услуг. А так же рассмотрена структура формирования дополнительной образовательной услуги вузом. Проведен анализ и сравнение реализации дополнительных образовательных услуг оказываемых педагогическими вузами.
Ключевые слова: дополнительные образовательные программы, курсы повышения квалификации
Электронная версия
Скачать (537.8 Kb)

Сложившийся к настоящему времени сектор негосударственных частных образовательных учреждений рассматривается с позиции маркетинга в сфере образования, выявлено отношения между образовательным учреждением и основными социальными группами, которые заинтересованы в его деятельности. Цель образовательного маркетинга - создать образовательный продукт, соответствующий определённым идеальным представлениям, которые образовательное учреждение хотело бы реализовать.
Возрастание роли образования в социальном и экономическом развитии общества связано, прежде всего, с системой подготовки кадров, которая должна обеспечить разнообразие учебных курсов, органическую связь между различными видами образования, между профессиональным опытом и повышением квалификации. Закон Российской Федерации «Об образовании» позволяет каждому образовательному учреждению вырабатывать стратегию и тактику деятельности организации. Демонополизация со стороны государства на рынке образовательных услуг, зачатки демократии общества способствовали возникновению и развитию предпринимательства в сфере образования.

В изменившихся экономических условиях появился новый вид экономических отношений, где товаром выступает образовательная услуга. Образовательная услуга выступает в виде программы, курса и т. п., которая предлагается потребителям для удовлетворения их желаний и нужд. От того, насколько она хороша, интересна, нова, конкурентоспособна, зависит благополучие и процветание учебного заведения.

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» и комментариями к нему [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014] [Глава II] [Статья 12],все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, короме основной, может иметь и дополнительную программу.

  • Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности.
  • Профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней. Изучение всего объема предметов основной программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества.

Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности»

В этой связи важно отметить, что согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть: государственными, муниципальными, негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).В зависимости от того, к какому из вышеперечисленных типов относится образовательное учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления им платных образовательных услуг. Общеобразовательные, так и профессиональные программы могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования. Согласно Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т.п.

Дополнительное образование осуществляется посредством ряда образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации предусматривается в рамках каждого из четырех уровней профессионального образования. Услуги дополнительного образования различной направленности могут предоставляться: В общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях дополнительного образования, в учреждениях повышения квалификации, в институтах усовершенствования специалистов, в центрах повышения квалификации, на курсах различной направленности, в центрах профессиональной ориентации, В иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Важно также отметить, что система дополнительного профессионального образования рассматривается как часть системы образования взрослых. Основная особенность этой системы определяется тем, что ее контингент составляют взрослые люди, как правило, сочетающие учебу с работой, имеющие общее или высшее образование.

На первом этапе выработки стратегии и тактики образовательного учреждения обращается внимание на комплекс услуг. В некоторых случаях имидж учебного заведения и его привлекательность могут быть высокими благодаря хорошему качеству именно вспомогательных элементов товарного комплекса Следующий шаг при разработке деятельности образовательного учреждения — анализ каждой отдельной услуги. Это необходимо для того, чтобы представить суть услуги, ее ядро, т.е. то, что реально ищет покупатель, заинтересовавшись этой услугой. Для дальнейшего развития учебного заведения необходимо регулярно обновлять маркетинговую стратегию. Анализ результатов маркетинговых исследований позволяет определить цели, стоящие перед учреждением.

Для анализа мы выбрали несколько вузов: Московский городской педагогический университет, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева.

[1].Московский городской педагогический университет реализует дополнительные образовательные услуги по следующим направлениям:

  1. Теория и технология управления воспитательными системами образовательного учреждения. Целевая аудитория: Руководители, заместители руководителей, педагоги-предметники образовательных учреждений всех типов и видов.
  2. Повышение эффективности деятельности классного руководителя общеобразовательного учреждения в условиях модернизации образования. Целевая аудитория: Специалисты, организующие воспитательный процесс в ОУ (заместители директоров общеобразовательных учреждений по воспитательной работе, педагоги - психологи, социальные педагоги.
  3. Система учебно-воспитательной работы в группах продленного дня (1-4 классы). Целевая аудитория:Воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования детей. И т.д.

[2].Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова так же реализует дополнительные образовательные услуги по следующим направлениям:

  1. Дополнительная профессиональная программа для учителей преподающих основы безопасности жизнедеятельности. Целевая аудитория: Учителя по данному предмету.
  2. Дополнительная профессиональная программа для учителей физики. Целевая аудитория: Учителя по данному предмету.
  3. Профессиональная переподготовка на учителя физической культуры. Целевая аудитория: Учителя по данному предмету. И т.д.

[3]. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. виды образовательных услуг:

  1. Управление образовательным учреждением и учебно-воспитательным процессом. Целевая аудитория: Руководители, заместители руководителей.
  2. Экология и природопользование. Целевая аудитория: Учителя по данному предмету.
  3. Управление и современные технологии менеджмента. Целевая аудитория: Руководители, заместители руководителей.

[4].Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. Ведущими направлениями деятельности отделения профессиональной переподготовки, повышения квалификации и дополнительного (к высшему) образования являются:

  1. Реализация разноуровневых инновационных программ дополнительного образования (от 72 до 500 часов, свыше 500 часов) педагогических работников;
  2. Организация повышения квалификации работников образовательной сферы;
  3. Профессиональная переподготовка специалистов, занятых в сфере физической культуры и спорта;
  4. Предоставление дополнительных образовательных услуг для специалистов различных областей образования, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан, подготовка их к выполнению новых трудовых функций;
  5. Реализация разноуровневых программ дополнительного образования, ориентированных на студентов вузов.

Проанализировав информацию о дополнительных образовательных услугах вузов можно сделать вывод, что зачастую практически все вузы реализуют лишь курсы повышения квалификации для учителей. В то время как наш вуз реализует курсы дополнительного образования для студентов вузов, так и курсы повышения квалификации для учителей.

Список литературы:

  1. Сайт Московского городского педагогического университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mgpu.ru.
  2. Сайт Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ulspu.ru.
  3. Сайт Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина [Электронный ресурс]. –Режим доступа : www.mininuniver.ru.
  4. Сайт Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mordgpi.ru.