Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
11.06.2014

Проблемы внедрения процессного подхода на российских предприятиях

Храмцова Любовь Александровна
студентка 5 курса инженерного факультета Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия
Абдуллина Регина Ришатовна
студентка 5 курса инженерного факультета Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия
Иванова Ольга Владимировна
кандидат технических наук, доцент Уфимский государственный нефтяной технический университет г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы внедрения процессного подхода на российских предприятиях. Уделяется внимание состоянию современного бизнеса. Выявлен ряд проблем: теоретического, методического, прикладного, культурного характера, неподготовленность структуры управления предприятием, столкновение интересов, нежелание руководства допускать сотрудников к управлению предприятием, попытка охватить все процессы сразу, сопротивление со стороны персонала.
Ключевые слова: процессный подход, управление предприятием
Электронная версия
Скачать (353.2 Kb)

Состояние современного бизнеса характеризуется быстрым изменением внешней среды, постоянно возрастающей конкуренцией и повышающимися требованиями потребителей. Выжить в рыночных условиях и добиться успеха могут только те компании, которые быстро адаптируются к изменениям, рационально используют ресурсы и технологии, уделяют пристальное внимание обеспечению качества продукции или услуг через реализацию качества процессов планирования, производства и управления. Внимание реализации качества сместилось с продукта на процессы. Качество продукта достигается через качество процессов. [1]

Один из современных подходов к управлению компанией, при помощи которого можно достичь результативности, является процессный подход, в основе которого лежит реализация совокупности бизнес-процессов на предприятии.

Применяя процессный подход, компания получает возможность:

  • увеличивать эффективность управления персоналом, т. к. при процессном подходе сотрудники заинтересованы, чтобы процесс вовремя перешел с этапа на этап, следовательно, сильнее мотивированы – точно исполнять процессы;
  • собирать информацию об исполнении регламентов процессов и составлять статистику;
  • выявлять признаки сокращения издержек, рисков и времени на исполнение процессов;
  • сокращать время принятия управленческих решений. [2]

Несмотря на то, что использование процессно-ориентированного управления ведет к улучшению качества продукции и услуг, эффективному функционированию, и повышению конкурентоспособности, при его внедрении предприятие сталкивается с определенными сложностями и конфликтами с российской действительностью. Внедрение процессного подхода связано с изменением внутренней среды в организации, сложившихся навыков работы, иногда даже образа мышления сотрудников и высшего руководства. Осуществить это сложно, но необходимо, чтобы гарантировать дальнейшее эффективное функционирование организации. [3]

Проанализировав литературу, касающуюся внедрения процессного подхода к управлению на российских предприятиях, выделяем ряд проблем: теоретического, методического, прикладного, культурного характера, неподготовленность структуры управления предприятием, столкновение интересов, нежелание руководства допускать сотрудников к управлению предприятием, попытка охватить все процессы сразу, сопротивление со стороны персонала. Рассмотрим каждую в отдельности.

К проблеме теоретического характера относится отсутствие теоретической базы, в полной мере раскрывающей сущность и реальные возможности процессного подхода.

Среди проблем методического характера можно выделить:

1. Отсутствие методических разработок перехода к процессно-ориентированному управлению.

2. Отсутствие внутренних стандартов на описание и регламентацию бизнес-процессов.

3. Сложность выбора эффективных методик и инструментов совершенствования бизнес-процессов.

4. Отсутствие методик управления качеством на основе ISO 9000:2000.

5. Отсутствие методик применения инструментов моделирования бизнес-процессов. [4]

К проблемам прикладного характера относятся:

1. Некорректная постановка целей и задач проекта перехода к процессному

2. управлению. Отсутствие команды управленцев верхнего уровня, заинтересованных в переходе к процессному управлению.

3. Неупорядоченность деятельности, сопротивление персонала организации изменениям.

4. Настроенность руководства получить быстрый результат от введения проекта.

5. Недостаточное выделение ресурсов для введения проекта.

6. Попытки осуществления улучшений не "сверху вниз", а "снизу вверх".

7. Неполное освещение текущих результатов проекта внутри организации.

8. Недостаточная концентрация на бизнес-процессах организации. Недокументированность деятельности.

9. Недостаточный уровень компетентности в области процессного подхода рабочей группы проекта перехода.

Несмотря на коренные изменения на рынке, структура управления предприятиями, в особенности, крупными, остается неизменной. Это означает, что изделия создаются не под конкретных потребителей, а, как и прежде, "выбрасываются" на рынок. Структура организации перегружена подразделениями, функции которых давно можно передать сторонним компаниям, тем самым уменьшив свои накладные расходы. Если предприятие не склонно применять процессный подход в полной мере в силу психологической неготовности руководства к нововведениям или финансовых затруднений, его внедрение может нанести ощутимый вред.

Проблема столкновения интересов связана с "прозрачностью" процессного управления. Процессное управление нельзя осуществить без достоверного документирования процессов и деятельности в целом, включая стратегическое определение целей. Однако не всегда организации готовы представить достоверное описание своей системы процессов. Нельзя сказать, что это сугубо российская специфика, но в России она проявляется в большей степени.

При попытке охватить все процессы сразу организация зачастую сталкивается с нехваткой ресурсов и сложностью управления таким масштабным проектом. При постановке процессного управления важно быстро пройти весь цикл от описания процесса до сбора конкретной информации о его исполнении и эффективности.

Кроме того, руководство зачастую сталкивается с такой серьезной проблемой как сопротивление изменениям со стороны персонала. Любые действия, связанные с реализацией процессно-ориентированного управления, рассматриваются сотрудниками как "дополнительные", добавленные к основной деятельности. [5]

Приходим к выводу, что внедрение процессного подхода требует пересмотра устоявшихся взглядов на принципы управления, изменения иерархической структуры предприятия, ломки стереотипов, многое зависит от руководства компании, от преследуемых целей. Знание возможных проблем ведет к пониманию ситуаций, в которых они возникают, и их устранению.

Список литературы:

1. Ефимов В.В. Размышления о процессном подходе. Методы менеджмента качества, № 11, с.17, 2004.

2. Иванова М.А. Многоликое процессное управление. Методы менеджмента качества, № 5, 2005.

3. Кукарцев А.В. Методы перехода к процессному подходу в управлении машиностроительными предприятиями. Автореферат дис. … канд. экон. наук, Красноярск, Сиб. гос. аэрокосм. ун-т, с.9,2004.

4. Макаричев С. Практика внедрения процессного управления в организации [электронный ресурс]. - URL:http://www.parus.ru/docs/tesises _201205.pdf (дата обращения 15.04.2014).

5. Пичугин И. Ломка стереотипов. Российские компании хотят знать, как они работают на самом деле [электронный ресурс]. - URL: http://www.gipp.ru/print.php?id=5447 (дата обращения 15.04.2014).