Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
16.06.2014

Особенности современного менеджмента в системе высшего образования

Ананьева Ольга Михайловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики образования физико-математического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Беськаева Мария Александровна
студентка 4 курса физико-математического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» г. Саранск, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются особенности и задачи современного менеджмента в системе высшего образования.
Ключевые слова: менеджмент, система высшего образования, образовательная система
Электронная версия
Скачать (378.6 Kb)

Динамичное развитие рыночных отношений и происходящие в современном социуме экономические, технологические, интеллектуальные, инновационные и иные трансформации свидетельствуют о необходимости формирования особых условий управления различными сферами общественной жизни и подготовки высокопрофессиональных управляющих, обладающих необходимым набором знаний, умений и навыков, способствующих профессиональной реализации индивида.

При этом формирование необходимых знаний. умений и навыков предполагает не только их эффективное применение в профессиональной деятельности, но и возможность их творческой интерпретации в условиях нестабильной рыночной среды.

Современный менеджер должен обладать рядом таких основополагающих качеств, как:

– креативность,

– адаптивность,

– стрессоустойчивость,

– коммуникабельность и т.д.

Современная образовательная система как совокупность социально-экономических институтов, способствующих формированию и развитию интеллектуального потенциала страны, является одной из важнейших сфер в процессе становления и воспитания членов социума и требует особого подхода к решению проблем ее эффективного управления.

Важно также отметить, что на современном этапе социального развития образование является одним из элементов сложной взаимосвязанной системы экономических, политических, культурных и религиозных взаимоотношений в социуме.

Происходившие в 90-е гг. ХХ века структурные, социальные и экономические трансформации в условиях осуществления неэффективного руководства происходящими в стране процессами на фоне полной дестабилизации политической обстановки привели к деградации сложившегося производственного, хозяйственного и социального потенциала во многих сферах общественной жизни, в том числе в системе образования. Недостаточно четко обозначенные на федеральном уровне стратегические цели, целевые установки и задачи привели к несовершенным методам управления системой образования, в том числе в сфере высшего образования, недоучету ее особенностей и перспектив ее развития, что привело к массовому оттоку интеллектуального потенциала из страны.

Современный этап развития системы образования можно назвать экпериментальным, так как, зачастую методом проб и ошибок, продолжаются поиски наиболее оптимальных и приемлемых на данном этапе существования социума путей развития доступного национального образования.

В этих условиях возрастает роль эффективного управления на всех этапах развития образовательной системы.

Особенность управления системой высшего образования заключается в том, что оно должно обеспечивать потребности того общества, в котором осуществляется, что во многом означает осуществление деятельности с учетом перспективных вариантов развития современного социума.

Необходимо учитывать и то, что современная система управления высшим образованием имеет сложную структуру, включающую такие подсистемы, как теоретико-методическая, педагогическая, экономическая, организационная, технологическая. [2]

При этом важно отметить, что система управленческого воздействия в сфере высшего образования реализуется на трех основных уровнях:

– государственном;

– региональном;

– муниципальном;

– образовательного учреждения (вуза).

В условиях интенсивного развития процессов глобализации, в том числе и на уровне знаний, можно выделить международный уровень управления системой высшего образования ввиду динамичного обмена интеллектуальными ресурсами.

Эффективность системы менеджмента высшего образования зависит, прежде всего, от степени взаимодействия всех ее элементов на всех уровнях управления.

В этих условиях особую значимость приобретает принцип системности как основополагающий в процессе формирования результативного комплекса управленческих мероприятий.

При этом важно отметить тот факт, что результативность совокупного управленческого воздействия будет оцениваться в том числе на уровне эффективности и успешности менеджмента отдельного высшего учебного заведения.

Среди факторов, влияющих на оценку эффективности вузовского менеджмента, можно выделить следующие:

– уровень преподавания;

– научно-исследовательская деятельность;

– применение современных образовательных технологий;

– использование инновационных методов в обучении;

– использование Интернет-технологий;

– совершенствование учебного процесса;

– решение проблем финансирования деятельности вуза, в том числе поиск дополнительных источников и т.д.

Основополагающие задачи национальной системы управления высшим образованием определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1].

Реализация этой цели с позиции управления системой высшего образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

С целью обеспечения инновационного характера базового образования предполагается:

- обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;

- обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

- увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;

- развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;

- обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития и т.д.

Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:

- создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

- создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

- развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты и т.д.

Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях предполагается путем создания [1]:

- прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

- условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;

- прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

- механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

При этом Концепцией установлены следующие целевые ориентиры развития системы высшего образования к 2020 году:

- формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

- формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;

- увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25 процентов);

- внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования;

- усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг;

- обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований;

- увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов;

- создание программ развития персонала, включающих в себя финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций и т.д.[1]

Современная система менеджмента в сфере высшего образования в силу специфичности области деятельности обладает рядом особенностей и решает несколько принципиально важных для развития системы высшего образования и всей национальной системы образования в целом задач. В частности:

– формирование системы доступного образования, целью которого является удовлетворение образовательных потребностей общества;

– повышение качества образования соответствии с требованиями общества;

– обеспечение роста эффективности образовательной системы;

– применение принципа непрерывности образования в существующей образовательной практике;

– целесообразное распределение бюджетных средств и других источников финансирования образовательных нужд с целью соблюдения принципа бесплатности высшего образования;

– взаимодействие учебных заведений различных типов с целью реализации принципов единой государственной образовательной политики;

– развитие конкурентной образовательной среды в условиях перехода на рыночные отношения.

Список литературы:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Режим доступа : http://www.zakonprost.ru/content/base/part/593274
  2. Журко, В. И. Особенности управления в современной системе высшего образования / В. И. Журко. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-v-sovremennoy-sisteme-vysshego-obrazovaniya
  3. http://ru.wikipedia.org;
  4. http://cs-alternativa.ru/text/2281/2.
  5. http://files.stroyinf.ru/Data1/9/9186/