Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
17.06.2014

Бытие как фактор взаимодействия и развития трансцендентных и трансцендентальных отношений

Воронина Татьяна Евгеньевна
кандидат философских наук, г. Махачкала, Российская Федерация
Аннотация: Автором статьи подняты вопросы о том, что является основным фактором взаимодействия и развития трансцендентных и трансцендентальных отношений в обществе. Возможно, в скором будущем он будет способствовать успеху  цивилизации. Речь не идет о «европоцентристской» или «западнической» модели исторического процесса. Наибольшую важность в характере развития бытия, по мнению автора статьи, приобретают взаимодействие, взаимопонимание и взаимопомощь этносов. Однако, ответ на вопрос о том, возможно ли решить на этой основе вопрос перспективы для человечества в целом, даст только время.
Ключевые слова: народ, харизма, богатство, единство, человечество, время, бытие, трансцендентность, трансцендентальность, парадигма, исторический процесс
Электронная версия
Скачать (387.6 Kb)

Введение. Нам дорого время нашей страны. Ведь речь идет, в конечном счете, о межэтнической безопасности, которая так важна сегодня, о межконфессиональной харизме. Время должно стать такого высококачественного свойства, уровня, не опасного для жизни, чтобы можно было подумать об укреплении и развитии государственности всерьез. В связи с этим возникает вопрос: какой процесс происходит в Дагестане в течение вот уже 3-4-х тыс. лет, что заставляет кумыков подниматься на Север, аварцев – уезжать в Среднюю Азию и в Россию, лакцев – ассимилировать по миру, татов – менять родину: уезжать в Израиль; лезгин – заботиться о территориальном соответствии и культурной, добротной перспективе в республике при расширении границ, даргинцев – крепко и зажиточно держаться в среднем Дагестане в роли стабилизирующего фактора, ногайцев, табасаранцев, цахуров, андийцев, а сейчас уже и терских казаков, не то что цезов, которых остались считанные единицы, крепко задуматься о своем дальнейшем этнобытии? Участие в мировой цивилизации и ее последствия, как показала практика, отнюдь не всегда безопасны для малочисленных народов. Главная причина та, которая из многих причин – определяющая: релятивизм – «болезнь» Европы, а значит - России. По существу, из-за этого в обществе происходит столкновение иерархий в лице лидеров-архетипов, познание причинных связей и выявление новых, которые имеют исторический вес. Основной фактор бытия, в статье мы его обязательно обозначим, имеет огромное значение не только для современной цивилизации, но и для будущей, потому и проведено данное исследование на эту тему.

Методология исследования. Кризис конца ХХ в., охватив все стороны жизни, потребовал глобального очеловеченья на всей планете. Уверенность человека в том, как он живет, теперь определяется не только религией, но и соблюдением законов диалектики и геополитики. Все хорошо знают, что происходит там, где не соблюдается основной фактор бытия (назовем его – время), где имеются примеры его нарушения, а также нарушения места и пространства. В этом вопросе роль народа велика. Почему? Потому что «Народ опосредует человека и человечество, воплощает их конкретно – в историческое социальное единство. Все экономические, политические, культурные процессы, происходящие в общественной жизни, осуществляются не непосредственно, а через конкретные народы. В этом смысле реальным историческим субъектом выступает не абстрактное человеческое общество, а живые, деятельные народы, из взаимодействия которых рождается человечество»[1,c.305]. Важнейший аспект модели мира как характеристика протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов культуры трансцендентов и трансценденталов для фактора бытия несет смысловую наполненность между культурами, а также смысловую наполненность и для человека в структурной организации культур.

В конце XIX и в течение XX вв. появилось две координаты жизнедеятельности человека. В результате бурного развития естественных наук человечество осознало, что помимо земных в его жизнедеятельности существуют и космические природные факторы. Например, ультрафиолетовые лучи Солнца и межпланетная магнитная плазма. В этот же период— исторически мгновенно возникли техногенные факторы. Земные, космические и техногенные факторы образовали «трехмерное» пространство человеческой жизнедеятельности. Человек нашел возможность уменьшить свою зависимость от природных факторов (земных и космических), но заплатил (и платит) за это трагическим дисбалансом в экологическом равновесии Земли. Положение сложное, так как экологический техногенный дисбаланс принял глубокий характер и, по мнению многих ученых, поставил под угрозу само существование Человечества, существование всей Земной Цивилизации [4, с.269]. И сегодня Человек (пишу это слово с большой буквы не только потому, что трансцендентал своим терпением этого заслуживает, а потому, что об этом волнуется лидер Кубы, любимый планетой мужественный и великий лидер маленького кубинского народа Фидель Кастро, о чем сообщает пресса)) находится в состоянии пересмотра глубинных основ своего бытия. Время потребовало от него в рамках шестой парадигмы (религия уступила первенство философии, так как философ ближе к действенной политике) пересмотреть теорию квантовой механики и теорию относительности, центральным понятием которых было понятие «наблюдатель», невозможное сегодня для привычного применения. Это означает, что субъективное бытие утратило свой статус, но с необходимостью открылось объективное бытие, именно его новые стороны в соответствии с законом диалектики о переходе количества в качество[11,c.230]. Внимательный подход к этой проблеме особенно важен, так как причина указывает на недостаточность осваиваемых структурных уровней, половинчатость принимаемых решений, на нарушение традиций, от чего происходит неосуществление необходимых действий для трансцендентализма. Время требует выявления и разрешения первопричины, правды и справедливости. Что-то такое необходимо внедрить в наш образ жизни, чтобы стать похожими на древних греков, жителей Спарты, «которые мыслили не только головой, но и всем телом – их мысль двигалась не строевым шагом силлогизмов, а пластически, скульптурно, эвритмически» [9, c.25] Платоновская идея, выражаясь словами А.Ф.Лосева, чтобы ее хорошо усвоили, уже предпочитает походить на танец, доведенный до совершенства. Включая в свои пределы Восток и Запад, Россия призвана разрешать диалектические противоречия между ними при новом осмыслении и понимании роли культуры цивилизаций. Культура – от латинского слова «culture» - возделывание, воспитание, почитание исторически. На этом принципе основана трансцендентность Запада в силу ее ориентации на Восток, который необходимо пробудить, чтоб не допускать экспансий в период глобализации.

Цивилизация - от латинского слова «civilis» - гражданский, государственный. На этом подходе, в связи с единственностью, основана трансцендентальность Востока, который находится в нервном напряжении и постоянном ожидании разворота шестой парадигмы. Трансцендентное, развиваясь, не должно давить на трансцендентальное, подрывая его. На этот счет сторонникам Запада следует развернуться на Запад. Не зря же разоблачительная функция приписывается зеркалу как способу рационализации представлений о пространственных отношениях до наступления эпохи трансцендентального объекта: оно открывает то, что человек не видит своими глазами непосредственно, показывает прошлое, настоящее и будущее одновременно. Выделенная позиция трансцендентального объекта, который, однако, все больше сближается с конечным эмпирическим субъектом, по сути заменяет собой место абсолюта, и эмпирическое видение неправомерно отождествляется с божественным, что выразилось во многих символах новой культуры. Таково действие принципа монизма в его развитии. Тенденция к осуществлению связи трансцендентального объекта с эмпирическим приводит к отрицанию представления о единственном центре культурного пространства. Каждый эмпирический субъект теперь может быть объявлен центром, и на смену основному символу приходит символ ризомы - множества равноправных центров. Осевое время, как граница между наступающим на Восток Западом и терпеливым, кажущимся доступным Востоком, призывает силы небесные на помощь, чтобы удержать вертикаль. Но это не флуктуационный подход. Ситуация при быстром и правильном разрешении вопроса о праве собственности и удалении после этого на Запад с территории земли, где находились путем экспансии и узурпации левые структуры, значительно упраздняется. Культура отношений включает в себя предметные результаты, а также человеческие антирелятивные силы и способности, которые вот-вот уже должны реализоваться в деятельности. Требуется ли при этом религиозно-мистическое истолкование абсолюта? Нет же. Нету путаницы! Отодвинуть трансцендентное чуть-чуть вперед, на Запад, и оно, возможно, сможет стать трансцендентальным, но для себя, как Рим, который, опираясь на культуру Греции, обрел христианство как сдерживающий фактор.

Мы не говорим об идеальном! Однако, с чего-то же следует начать, исследуя ход развития главной философской мысли в данном вопросе? Ответ дают И.Кант и Г.Гегель. Их учение – ключ к разгадке Мир-системы[3,c.660]. Востоковед И.Ю.Крачковский указывал также на необходимость планомерного изучения жизни народов Северного Кавказа, а об их литературе он говорил, что она «… приобрела общее и широкое значение не только для исторического источника, не только литературоведческого материала, но и живого человеческого документа, настоятельно требующего к себе внимания современности. Изучение ее – первоочередной долг русских и ученых разных национальностей…»[14,c.330(на с.14)].

Мы говорим о демократии: «Это не что иное, как форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод»[10,c.378]. Как пишут российские ученые, государство даже в обычных условиях «постоянно находится в некотором логическом поле между двумя опасностями. Одна – возможность превратиться в жесткую абстракцию абсолютности, проводящую унификацию, игнорирующую разнообразие. Другая – заключается в том, что бесконечное разнообразие элементов, частей общества утверждает себя, противостоя государству и тем самым дезорганизуя и разрушая его»[5,c.282]. С ростом центробежных сил растет национализм и экстремизм, бурно развиваются дезинтеграционные процессы[8,c.71]. Чтобы преодолеть конфликтность, необходимо знать, когда вступает в силу время решения проблем квадрата, условно называемого «квадратом кадрового развода». Он включает основные принципы взаимоотношений между Востоком и Западом: местом, временем и пространством жизни. На сегодня квадрат Мандела ( назван так со времен ведизма) – главный познавательный ключ исторического процесса, о чем в эпоху Возрождения напоминал Леонардо да Винчи. Иконописцы на Руси не были особенно грамотными людьми, но они свято верили в то, что когда – нибудь в истории их труд будет востребован для проведения определенных аналогий, совмещений и идентификаций. Ведь иконопись – это есть разговор квадратами о тех ситуациях с участием таких архетипов, от которых зависит успех. Почему проблема идентичности лидеров всех конфессий буквально вопиет, бьет по глазам, а время не знает применения им? В результате народ думает, что «государству нет дела до того, что или кто есть или рассматривается как Бог, священное или сверхъестественное. Существуют ли они на самом деле, имеются ли реальные связи с ними» [13, с.62], ведь он в минуту трудности обращается к высшим защитным силам. Находящиеся у власти не интересуются проблемами релятивности, тем, через что она осуществляется и почему вредна, кто святой, а кто уже сродни пророку, кто сам по себе – атеист, рационалист и т.д. Если взглянуть трезво, общество до сих пор не знает, что делать с архетипами! Вот где истоки экстремизма, не только исламского! Религия ислама дает человеку азы представления о развитии и укреплении государственности и не децентрализует, как это принято считать у трансцендентов! На основе деятельности антикультурного характера культура при этом, конечно, может не учитываться [7, c.54-57]. Поэтому трансцендентам, живущим в России, необходимо лучше усвоить суть четвертой парадигмы, которая предполагает уважение другого мнения, представления - менталитета.

Такое время выпало – во всем дойти необходимо до сути перемен. Н.Бердяев отмечал, что «время делится на прошлое, настоящее и будущее, и если мы подумаем об этих трех частях, то придем к странному выводу о том, что их нет… Историческая действительность, которую мы считаем прошлым, является внутренним моментом этой вечной действительности. Исторический процесс имеет двойственную природу: он что-то истребляет, но с другой стороны – сохраняет… В мире действует истинное время, в котором нет разрыва между прошлым, настоящим и будущим: время ноуменально, а не феноменально. Настоящая философия …выявляет единство времени и места»[2,c.78-92]. Если это единство постоянно нарушать релятивизмом, бесконтрольно «экспансируя западничество» на Восток, то у мужчин при этом будет меняться психика, появится галюцинаторный транс, в котором осуществится поиск воображаемого помощника или покровителя. У женщин – появится трансодержимость. В таком состоянии осуществится разрядка запрещенных и подавляемых чувств, вызванных социальной приниженностью и послушанием. Что будет со стариками и детьми? Да, люди сегодня не хотят жить в релятивном состоянии. Видимо, поэтому стала так популярна у нас в стране профессия психолога. А значит, самое время подумать о том, что у нас есть, а не о том, чего у нас нету! Очень своевременно по этому поводу высказывание служителя истины И.Канта: «Богатство, хотя бы и без заслуг, почитается даже людьми бескорыстными, потому, вероятно, что с представлением о нем связываются мысли о великих деяниях, которые посредством него могли бы быть совершены. Это уважение выпадает заодно и на долю некоторых богатых мерзавцев, которые подобных деяний никогда не совершают и не имеют никакого понятия о благородном чувстве, которое единственно могло бы придать богатствам какую-то ценность»[6, c.134].

Выводы, полученные в завершение проведенного анализа:

1. «…способность к трансцендированию, которую мы связываем с идеей истинного или безусловного, является необходимым условием сугубо человеческих форм совместной жизни…Когда…релятивизм оказывается следствием того или иного образца, это означает, что различные подходы и интерпретации лишь отражают различные ценностные ориентации»[12, c.11,48].
2. Архетипичность мифов - не неправда: мифы не уходят бесследно из жизни людей. Образы мифов надолго остаются в душе человека. Удерживаются и причинно-следственные (кармические) связи через проблему взаимодействия трансцендентов и трансценденталов. Как отмечал К.Юнг, главная задача авторов мифов – придавать смысл и значение тому, что не имеет его. Иначе на чем бы они держались? Нынешняя историческая память заставляет архетипов помнить о своей программе. Это связано с тем, что антропоцентристская картина мира утверждает новый центр – могучую и прекрасную личность нового Человека – трансцендентала. При этом, как подчеркивает А.Тойнби - категорический противник «европоцентристской» или «западнической» схемы исторического процесса, большую важность приобретают взаимодействие, взаимопонимание и взаимопомощь, которые являются основой общепланетарного единства человечества.

3. Возможно ли разрешить основной вопрос бытия без «а ля соntra»? Ответ на этот вопрос актуален. Феноменологическая установка призывает перейти от осознания эпохи к реальному практическому участию в ней. 

Список литературы:

  1. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала, Дагиз,1995 –305с.
  2. Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы.2-е изд. П.:«YМСА-ПРЕSS», 1969 - 272с.
  3. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: «БРЭ», 2001 - 660с.
  4. Дмитриев А.Н. Техногенный вызов планете Земля// Вестник высшей школы, №7,1986 – С.38-44
  5. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: изд-во МГУ,1997 - 384с.
  6. Кант И. Сочинения, т.2, М.: «Мысль»,1997 –134с.
  7. Ланина Т.С. Общее понимание культуры: социально-философское обоснование // Философия и общество, №2, М., 2008 – С.54-57
  8. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: изд-во МГУ, 2001 – 190с.
  9. Свасьян К.А. Феноменологическое познание М.: «Наука»,1987 – 226с.
  10. Советский энциклопедический словарь, М.: «ИСЭ»,1980 –378с.
  11. Спиркин А.Г. Философия. М.: «Гардарики», 2005 –736с.
  12. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С.-Пб.: «Наука», 2006 – 380с.
  13. Шайдаева Г.М. Религиозная деятельность как сфера регулирования государственно-конфессиональных отношений//Состояние, проблемы и перспективы развития межконфессиональных отношений на современном этапе/ Материалы региональной научно-практической конференции от 29.05.2007г. Махачкала, ИПЦ ДГУ – 61-67с.
  14. Шихсаидов А.Р., Омаров Х.А. Каталог арабских рукописей. Махачкала, изд-во ДНЦ РАН, 2005 –330с.